Проект «Веселый огород»

Лейсан Яппарова
Проект «Веселый огород»

Проект «Веселый огород»

Проект для детей первой младшей группы «Веселый огород».

1. Аннотация проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатель группы, родители.

Выполнение проекта:

Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.

Основные мероприятия проекта:

• Цикл познавательных занятий по изучению овощей.

• Цикл занятий по художественно – эстетическому развитию.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания овощей и цветов.

• Презентация проекта «Веселый огород».

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.

2. Значимости проекта

Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

3. Цель проекта

Цель проекта: расширить представления детей об овощных культурах и цветах; развивать у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечь родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;

• Формировать у детей представления об условиях роста растений (земля, вода, воздух, свет, тепло);

• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

• Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);

• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Составление плана работы с детьми и родителями.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

Практическая работа.

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

• Организация конкурсов, развлечений, выставок.

• Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

• Посадка семян в землю.

• Уход за растениями.

• Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.

• Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

• Работа дневником наблюдения.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.

• Труд в огороде.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Веселый огород»

Распространение опыта.

• Ознакомление педагогов СПДС с удачно выполненной работой.

• Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта:

• «Что такое «Веселый огород»

«У Луки и Лукерьи»

«Растения – это жизнь»

«Семена»

«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

«Строение растений»

«Рост и развитие растений»

«Земля, какая она?»

«Вода и росток»

«Солнце и росток»

«Проращивание семян».

3. Социально – коммуникативная деятельность:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Коммуникативная деятельность. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».

5. Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

6. Художественно-эстетическая деятельность детей.

• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

• Рисование «Лук от всех недуг»

• Лепка «Овощи большие и маленькие»,

• Аппликация «Лук - лучок».

7. Речь и речевое общение. Коммуникативная деятельность.

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»

• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»

• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки»

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Заполнение дневника наблюдений.

9. Оформление альбома «Наш первый огород».

10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т. д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.

Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства. 5. Рабочий план реализации проекта

Этапы реализации проекта

1) Подготовительный

1. Определение цели и задач проекта.

2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Веселого огорода»

2) Основной

1. Рассматривание семян (укропа, огурца, помидора) посадка семян и лука.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;

• оформление огорода на окне;

• Наблюдение за растениями и опыты с последующим рассматривании и фиксации рисунков и схем.

3. Отражение результата

через художественно-творческую деятельность.

3) Заключительный

1. Анализ полученных результатов.

2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород».

3. Презентация проекта «Веселый огород» в заключении конкурса.

4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду».

6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта

Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении.

Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.

Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.

Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.

Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей I младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.

В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.

Список литературы:

1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

3. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

4. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с. 5. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова «Здравствуй мир», 2006г. 36с.

№ Содержание работы Время

1 Беседы об овощах и огороде 1 неделя

2 Рассматривание картин об овощах 1 неделя

3 Рассматривание овощей 1 неделя

4 Консультация для родителей «Роль овощей

для детского организма» 1 неделя

5 Занятия по художественно – эстетическому

развитию (изображение овощей 2 неделя

6 Рассматривание семян 2 неделя

7 Подготовка почвы для рассады 2неделя

8 Посев семян и посадка лука 3 неделя

9 Оформление «Веселого огорода»

на подоконнике 3 неделя

10 Ухаживание за огородом 3 неделя

11 Наблюдение за ростом рассады 3 неделя

12 Ведение календаря наблюдений 3 неделя

13 Презентация проекта 3 неделя

Публикации по теме:

Фотоотчет «Цветочная полянка — веселый огород на окне»Фотоотчет «Цветочная полянка — веселый огород на окне» По старой доброй традиции нашего детского сада, в этом году мы опять с детьми посадили на окне веселый огород. Детям очень нравится заниматься.

«Веселый огород». Дидактическое пособие своими руками«Веселый огород». Дидактическое пособие своими руками Хочу представить вам свое пособие, которое я сделала для детей своей группы. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с такими понятиями.

Фотоотчет «Веселый огород».Фотоотчет «Веселый огород». Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений.

Фотоотчет о проведение экологического проекта «Веселый огород»Фотоотчет о проведение экологического проекта «Веселый огород» Приветствую вас, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о проведении экологического проекта "Веселый огород". Актуальность.

Фотоотчет «Веселый огород»Фотоотчет «Веселый огород» Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений.

Мастер-класс «Веселый огород»Мастер-класс «Веселый огород» Добрый день. уважаемые коллеги. хочу поделиться с вами своей идеей оформления огорода на окне в группе детского сада. Мы с ребятами впредверие.

Огород на окне «Веселый огород»Огород на окне «Веселый огород» «Огород наш огород Всё на нём всегда растёт Если руки не ленивы Если мы трудолюбивы Проявить должны заботу Видно по труду работу И тогда.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» Проект (фотоотчет) по познавательно –исследовательской деятельности в средней группе «Наш веселый огород» ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием.

Проект по экологическому воспитанию «Веселый огород» средняя группаПроект по экологическому воспитанию «Веселый огород» средняя группа Проект «Веселый огород» средняя группа Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Экологический проект «Веселый огород» во второй младшей группе I. Аннотация проекта Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий. Участники проекта: дети II младшей.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Веселый огород»
Опубликовано: 4 мая 2018 в 17:22
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Праздник барашка на МААМ

«Белая овечка, дай шерсти колечко! Дай, овечка, молока. Кашу сварит печка!» — такие детские потешки и песенки есть у многих народов. Ведь милые овечки и барашки соседствуют с человеком тысячи лет. Ученые...

19 января. Всемирный день снега

Начиная с 2012 года, в странах, где есть зима, стало на одну хорошую традицию больше. По инициативе Международной федерации лыжного спорта (FIS), в предпоследнее воскресенье января стал отмечаться...

Дидактическая игра «Закончи ряд»
Дидактическая игра "Продолжи ряд" - это игровой комплект для для закрепления основных цветов и геометрических фигур. Данная игра предназначена для детей...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы...
Цель: продолжать знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем, обучать детей практическим навыкам ухода за растениями;...
Макет «Русская изба»
Когда мы читаем русские народные сказки, часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук», «люлька», «прялка» и др. Детям трудно объяснить...