Наталья Телякова
Проект для детей 2–7 лет «Весёлые маляки. Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Весёлые маляки»
по теме «Использование нетрадиционных техник рисования»
Автор проекта Воспитатель дошкольной группы
МОУ «Заклинская средняя общеобразовательная школа»
Телякова Н. М.
Курс 9.3.17 «Особенности образовательной деятельности в свете
требований ФГОС дошкольного образования».
Вид проекта: творческий.
Проект: Долгосрочный
Сроки и этапы реализации проекта: Сентября 2015 – Май 2016 гг.
Публикация «Проект для детей 2–7 лет „Весёлые маляки, Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Участники проекта: дети разновозрастной группы (2-7 лет, воспитатели, семья.
2017г.
Актуальность:
Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника.
Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём труде”.
Роден
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития, так как оно связано с самостоятельной, исследовательской, практической и творческой деятельностью ребенка.
Тема проекта «Использование нетрадиционных техник рисования» выбрана мной не случайно. Работая с детьми, я заметила, что многие дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но есть в группе дети, которые равнодушны к изобразительной деятельности, при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, отсутствует творческий подход.
Чтобы вызвать интерес к рисованию, привить детям любовь к изобразительному искусству, необходимо начать с игры. Именно нетрадиционные способы рисования творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисовать можно чем угодно, и где угодно, и как угодно! При этом быстро достигается результат работы. А разнообразие материалов ставит новые задачи перед ребёнком и заставляет все время, что - нибудь придумывать. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Поэтому считаю использование нетрадиционных техник рисования актуальным.
Цель проекта:
Вызвать у детей интерес к рисованию, привить любовь к изобразительному искусству, увеличить динамику уровня развития по изо деятельности.
Задачи проекта:
знакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования;
способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение и т. д.);
содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми;
повышать свою педагогическую компетентность.
Основные направления реализации проекта:
социально-коммуникативное развитие (приобщает к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам;
познавательное развитие (развивает познавательно-исследовательскую деятельность; формирует сенсорные представления; расширяет кругозор, развивает личностные качества);
речевое развитие (способствует расширению словарного запаса, помогает формированию устной речи, ее развитию и обогащению);
художественно-эстетическое развитие (развивает литературную речь, приобщает к словесному искусству, способствует эмоциональному восприятию);
физическое развитие (сохранение и укрепление физического и психического здоровья у детей).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение детьми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
увеличение динамики уровня развития по изобразительной деятельности;
умение самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение педагогической компетентности;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта
I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.)
Деятельность педагога.
II - Основной этап (практический) (октябрь2015г. – май 2016г)
1. Совместная деятельность педагога с детьми.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников.
3. Совместная деятельность педагога, родителей и детей.
III этап – завершающий.
I - Подготовительный этап (организационный) (сентябрь 2015 г.)
Деятельность педагога:
Разработала содержание проекта «Весёлые маляки».
Задача: определить цель, задачи, основные направления реализации проекта, ожидаемые результаты.
Изучила и проанализировала научно-исследовательскую, методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.
Подобрала программно-методическое обеспечение.
Подобрала наглядно-демонстрационный и раздаточный материал.
Оформила картотеку «Нетрадиционные техники рисования» (по возрастам).
Оформила картотеку дидактических игр по рисованию (по возрастам).
Задача: повысить свою педагогическую компетентность.
.
Изготовила буклеты для родителей с описанием техник нетрадиционного рисования.
Разработала конспекты мастер – класса для родителей и детей, консультации, памятки для родителей.
Задача: повышение компетентности родителей.
Наметила план предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Задача: определить объем и содержание работы по проекту.
II - Основной этап (практический) (октябрь2015г. – май 2016г)
1. Совместная деятельность педагога с детьми.
Совместно с детьми назвали проект «Весёлые маляки», определили день занятия – среда, во второй половине дня. Занятия по проекту проводились один раз в неделю, участие в них было исключительно добровольным.
Оформили уголок «Весёлые маляки», который периодически пополнялся материалом для самостоятельной деятельности детей, алгоритмами рисования, папками с рисунками детей.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования проводила после ознакомления с традиционными, соблюдая лексическую тему, которую изучали. Такая последовательность позволяет сформировать у детей способность разного видения объектов, развивает творческий подход к изобразительному искусству.
Технология работы по овладению детьми художественными техниками:
1 этап – Знакомство с художественной техникой.
2 этап – Упражнение в художественной технике.
3 этап – Самостоятельный перенос знаний и умений в творческую деятельность.
В конце занятия рассматривали работы, обсуждали, оформляли выставку работ в родительском уголке «Умелые ручки».
В работе с детьми использовала:
беседу;
рассматривание репродукций картин;
применение наглядного материала;
практические упражнения для отработки необходимых навыков;
показ воспитателя;
экспериментирование с материалами;
сравнение;
игровые приёмы (сюрпризные моменты; эффект неожиданности; создание игровых ситуаций, обыгрывание игрушек, предметов, просьбы о помощи и др.);
дидактические игры;
художественное слово;
пальчиковые игры;
физкультминутки;
подвижные и музыкальные игры;
музыкальное сопровождение.
Необычное начало работы, применение игровых приемов, эмоциональная речь педагога, наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними, получение быстрого результата – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Группу посещают дети разного возраста, поэтому работу я строила с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Но если у малыша возникало желание попробовать ту или иную технику, то не препятствовала его желаниям и стремлениям.
Работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование на песке, на манке, рисование пальчиками, ладошками и ребром, тычком полусухой кистью. Затем постепенно вводила более сложные техники: рисование ватными палочками, оттиск (штамп, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, монотипия, набрызг, кляксография и др.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
рисование ладошкой и ребром;
оттиск печатками из картофеля;
оттиск пробками;
тычок жесткой полусухой кистью;
обрывание бумаги;
скатывание бумаги;
рисование на песке;
рисование крупой, цветным песком;
пуантилизм (рисование точками, ватными палочками)
кляксография обычная
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
оттиск поролоном, пенопластом, печатками из ластика, с мятой бумагой;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель(«фотокопия»);
отпечатки листьев;
рисование на наждачной бумаге;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
волшебные веревочки.
рисование мыльными пузырями, цветным клейстером;
тычкование;
рисование мятой бумагой
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
кляксография с трубочкой, с ниточкой;
монотипия (предметная, пейзажная);
рисование с помощью штрихов и линий;
знакомая форма – новый образ;
граттаж (чёрно – белый, цветной);
набрызг;
тиснение.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
2. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Параллельно вела работу с родителями по теме «Использование нетрадиционных техник рисования».
Содержание работы с родителями:
анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
Задача: выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Родительское собрание на тему ««Использование нетрадиционных техник рисования».
Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами работы с детьми посредством использования нетрадиционных техник рисования, и их ролью во всестороннем развитии ребёнка. Приобщение к изобразительной деятельности ребенка в условиях семьи.
Форма проведения: презентация, информационно – просветительская.
Консультация на тему «Не бойтесь экспериментировать!».
Задачи: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования, показать, что различные материалы могут пригодиться в творчестве, превратить это в настоящее семейное увлечение.
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей дома».
Задача: формировать у родителей умение организовывать самостоятельную изобразительную деятельность ребёнка дома».
Памятка «Эти чудесные линии».
Задача: познакомить родителей с техникой «чиркать» - рисования штрихами и линиями.
Индивидуальные беседы с родителями.
Задача: оказание психолого – педагогической поддержки родителям.
3. Совместная деятельность педагога, родителей и детей.
Оформление уголка в группе «Весёлые маляки».
Периодическое пополнение и обновление уголка материалом (бумага разного размера и фактуры, зубные щётки, разнообразные расчёски, палочки, свечи и др.).
Мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда».
Задачи: познакомить родителей и детей с техникой «оттиск» (штампами из овощей и фруктов, поролоном, пробкой, с мятой бумагой и др., ниткография. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования.
Мастер - класс «Таинство рисования».
Задача: познакомить родителей и детей с техникой «свеча + акварель» (фотокопия, «граттаж цветной», рисование солью. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми через использование нетрадиционной техники рисования. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
Выставки совместных творческих работ с использованием нетрадиционных техник.
III этап – завершающий:
Создание портфолио проекта «Волшебные маляки».
Презентация проекта «Волшебные маляки».
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками. Детям очень нравится разнообразие техник. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, процесс экспериментирования с материалами Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех. Работы стали более выразительными, разнообразными, сюжетные. Дети стали использовать в работе одновременно несколько техник рисования. Родители с большим интересом стали обращать внимание на работы детей, обсуждать с ними содержание рисунка, выполняют дома работы по собственной инициативе и по инициативе детей. Эти работы теперь украшают нашу группу.
Список литературы.
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина,пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М. : Просвещение,2005.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Г. Н. Давыдова, Скрипторий, 2003.
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. /Т. С. Комарова. – М. :Мозаика-Синтез, 2005.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Творческий центр «Сфера», Москва 2004.
5. Субботина Л. Развитие воображения у детей. Л. Субботина. – Ярославль, 2007.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. А. В. Никитина. – Каро, 2007.
7. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет. /Пособие для ДОУ/Н. В. Квач. – М. : ВЛАДОС, 2001.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
9. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
10. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
11. Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.
13. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
14. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика.
15. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Яр., 19972011. №7(72).
16. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду. //Дошкольная педагогика. 2009. №1 (50).
17. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 (70)