Лучший педагог года

Проект «Весёлый язычок»

Валентина Гришенкова
Проект «Весёлый язычок»

Актуальность.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение в формировании полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами для совместной деятельности. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека, его психическое благополучие.

Публикация «Проект „Весёлый язычок“» размещена в разделах

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше.

Актуальность и жизненность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что возрастные своеобразия звукопроизношения, которые являются нормой его становления наблюдаются лишь в 22,4 % всех случаев. Все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. Именно по этой причине в первые классы школ теперь поступает свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с рождения, через большое количество разнообразных мимических и артикуляционных движений языком, губами, нижней челюстью. Движения сопровождаются диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Эти звуки - первый этап в речевом развитии ребенка.

Точность, сила и дифференцированность движений органов речи развиваются у ребенка постепенно и напрямую зависят от полноценной работы артикуляционного аппарата.

Чтобы ребёнок научился произносить трудные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, должны долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики –

• выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,

• умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой

• формирования речевых звуков – фонем и

• коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза.

Гимнастика включает упражнения

• для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата,

• отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой дети с правильным, но вялым звукопроизношением постепенно избавляются от такого дефекта, дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии М. Е. Хватцевым, О. В. Правдиной, М. В. Фомичевой, Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецовой, Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и др.

Проблема:

1. рост количества детей с речевыми нарушениями и отсутствие возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

2. необходимость участия родителей в коррекционном логопедическом процессе и отсутствие эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно. Для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада.

Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям, и родителям необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.

Очень часто по этим вопросам наблюдается некомпетентность родителей.

Цель проекта :

Повышение компетенции родителей по вопросам речевого развития детей.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей четырёх – пяти лет через применение артикуляционной гимнастики.

Задачи:

• формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

• выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата детей;

• повышение компетентности и интереса родителей к коррекционному процессу.

Вид проекта :

Информационно - практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный.

Срок реализации:

февраль - март 2017 года

Участники проекта :

Учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы.

Ожидаемые результаты

Для детей - развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков

Для родителей:

- готовность и желание помогать;

- активизация педагогического потенциала родителей,

- приобретение и использование знаний по вопросам развития артикуляционной моторики детей;

- чувство удовлетворенности от совместного творчества

Для педагогов

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам профилактики нарушений звукопроизношения через проведение артикуляционной гимнастики

Для ДОУ - положительная оценка деятельности ДОУ;

Практическая значимость проекта

заключается в том, что данный проект может быть использован воспитателями всех возрастных групп для оптимизации речевого развития детей и без речевых нарушений.

Поэтапный план реализации проекта :

1 этап – подготовительный (информационно аналитический).

Задачи:

• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

• определить уровень развития артикуляционной моторики детей;

• начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Артикуляционная гимнастика».

2 этап – основной (практический).

Задачи:

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей и воспитателей по вопросам развития речи и артикуляционной моторики дошкольников

• пополнить и дополнить логопедическую копилку «Артикуляционная гимнастика».

• Познакомить родителей через НОД с правилами проведения артикуляционной гимнастики.

• Совместно с родителями оформить картинную картотеку по теме проекта

• Изготовить с детьми игрушки из пластилина для логопедических сказок.

3 этап – заключительный (контрольно диагностический).

Задачи:

• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам развития артикуляционной моторики детей.

Перспективный план реализации проекта «Весёлый язычок»

1 этап - подготовительный

Дети. Диагностика. Определение проблем в развитии артикуляционной моторики и произносительной стороны речи. Четвёртая неделя февраля.

Родители. Анкетирование. «Нужна ли профилактика дефектов речи детей?»

Выявить уровень педнаблюдательности родителей и их отношение к недостаткам речевого развития детей.

Педагоги. Консилиум. Определение проблем в произношении детей и направлений работы.

2 этап – основной (практический)

Дети. Знакомство с органами артикуляционного аппарата. Февраль-март

Разучивание комплексов артикуляционной гимнастики.

Создание совместно с детьми игрушек для логопедических сказок.

Родители. Открытое занятие «В гостях у котика Музика» 3 неделя марта

Лекторий для родителей

«Особенности развития речи детей пятого года жизни». 1 неделя марта

• Консультация «Артикуляционная гимнастика». 2 неделя марта

• Итоги мониторинга артикуляционной моторики.

Публикация страничек «В помощь родителям» о необходимости артикуляционной гимнастики на сайте ДОУ.

Создание картинной картотеки упражнений артикуляционной гимнастики. Март

Оформление книги информационных материалов для родителей по теме «Артикуляционная гимнастика». Март

Родительские пятиминутки (индивидуальное консультирование по итогам обследования произносительной стороны речи). Март

Оформление информационных материалов для родителей по теме «Артикуляционные профили звуков». Март

Стендовая информация «Будем говорить правильно» по теме проекта. 3 неделя марта

Логопед. Выставка книг и дидактических материалов по теме проекта Март

Начать разработку программы по развитию артикуляционной моторики дошкольников (подбор практических материалов). Февраль-март

Изготовление речевых кубов. Март

3 этап – заключительный (контрольнодиагностический).

Дети. Сравнительный мониторинг развития артикуляционной моторики. Конец марта

Логопед. Выставка игрушек. Представление картотеки и книжек информационных материалов.

Практический результат проекта.

• Создание картинной картотеки «Упражнения для язычка».

• Создание игрушек из пластилина.

• Создание книги информационных материалов для родителей «Артикуляционная гимнастика».

• Размещение консультативных материалов по теме проекта на сайде ДОУ.

• Создание картотеки «Артикуляционные профили звуков».

• Изготовление логокубов для проведения артикуляционной гимнастики.

Конечный продукт проекта :

артикуляционный аппарат детей будет подготовлен к занятиям по постановке отсутствующих звуков;

родители познакомятся с артикуляционной гимнастикой и правилами её проведения;

повысится уровень сотрудничества педагогов группы, родителей и логопеда по коррекционно-логопедическому направлению.

Возможные негативные последствия.

Слабая мотивация участников проекта.

Пути коррекции: внедрение дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение инновационных форм работы.

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников». Издательство: «АСТ»

2. «Тра-ля-ля» Артикуляционная гимнастика для детей. Издательство: «Карапуз» 2003 год.

3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей».- М, 2005

4. Е. Косинова «Гимнастика для развития речи». Издательство ООО «Библиотека Ильи Резника» 2003

5. Н. В. Нищева «Весёлая мимическая гимнастика». ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2013

6. Н. В. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика». ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2009

7. Т. А. Воробьёва, О. И. Крупенчук «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». Издательский Дом «Литера», 2014

8. З. А. Репина, В. И. Буйко «Уроки логопедии». Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001

9. https://www.logoped12.narod.ru/article/training.htm

Публикации по теме:

Презентация об артикуляционной гимнастике «Веселый язычок» Новикова Ольга Владимировна учитель-логопед МДОУ №14 г. о. Шуя Артикуляционная гимнастика Язык — главная мышца органов речи. Для него, как.

Артикуляционная гимнастика «Язычок — пожарный» Артикуляционная гимнастика необходима при коррекции нарушений звукопроизношения. Её целью является выработка полноценных движений артикуляционного.

Мастер-класс для родителей по обучению артикуляционной гимнастике детей дошкольного возраста «Весёлый язычок» Артикуляционная гимнастика — это комплексы упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить.

Презентация проекта «Весёлый язычок» Вид проекта: Познавательно – исследовательский проект с детьми старшей группы № 4, по теме «Веселый язычок». Цель проекта: Повышение компетентности.

Проект «Мой весёлый снеговик» Проект «Мой весёлый снеговик» для первой младшей группы Авторы проекта: воспитатель – Григорьева Т. Г. Тип проекта: творческий. Длительность:.

Проект «Весёлый день дошкольника» Содержание: 1. Актуальность…3. 2. Синтез слова и музыки…4. 3. Работа с песнями в ДОУ и дома…6. 4. Этапы.

Проект «Весёлый спорт» в старшей группе Проект: «Весёлый спорт». МБДОУ №261 Воспитатель: Калинина В. А. Тип проекта: групповой, познавательно – оздоровительный. Вид: долгосрочный.

Программа по дополнительному образованию «Веселый язычок» Аннотация программы У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой.

Программа «Веселый язычок» в средней группе I. Целевой раздел образовательной программы. 1.1. Пояснительная записка Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития.

Экологический проект «Весёлый огород»Экологический проект «Весёлый огород» Экологический проект «Наш весёлый огород» Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство.

Автор публикации:
Проект «Весёлый язычок»
Опубликовано: 15 января 2019 в 07:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД