Таисия Фрейлих
Проект «Вместе играем и растём»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Предлагаемый проект направлен на оказание помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями и их родителям в условиях реабилитационного центра с использованием нового метода работы «междисциплинарной команды специалистов».
Оказание своевременной помощи детям раннего возраста, сопровождение и поддержка их семей способствует формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграцию в общество, а так же повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своих детей.
Публикация «Проект „Вместе играем и растём“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
В работе обобщён однолетний опыт работы, при котором коррекция развития ребенка происходит естественно и гармонично.
Краткое описание проекта
Актуальность
Ранний возраст – это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности. Ведущим показателем физического и умственного здоровья детей в этом возрасте является психомоторное развитие. В настоящее время педагоги и психологи отмечают, что среди детей раннего возраста увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в развитии. Нервная система ребенка чрезвычайно пластична и способна к изменению, перестройке, компенсации возникших нарушений. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта.
В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги являются его главными авторитетами. Огромные возможности профилактики и коррекции отклонений в развитии лежат в осознанном отношении родителей к проблеме развития детей в раннем возрасте. Исследования показали, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Традиционно психологическая, логопедическая и дефектологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальных занятий, консультаций. Согласно концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года по распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. №1839-р были рекомендованы новые подходы к оказанию ранней помощи. В связи с этим увеличивается потребность в создании комплексных развивающих психолого-педагогических программ, направленных на развитие и профилактику проблем развития детей раннего возраста, с активным участием в них родителей и «междисциплинарной команды специалистов» (группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи).
Цель: содействие оптимальному развитию детей раннего возраста, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а так же повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своих детей.
Новизна: заключается в использовании нового метода работы «междисциплинарной команды специалистов» с детьми раннего возраста и их родителями. Группой творческих педагогов был адаптирован метод работы в условиях реабилитационного центра и разработан методический комплекс, предоставляющий новые коррекционно-развивающие возможности для детей раннего возраста в соответствии с курсом реабилитации «Ранняя помощь» в полустационарной форме кратковременное пребывание.
Результатом реализации проекта являются :
- положительные изменения в социальном развитии детей раннего возраста (формируется представление о себе, о других и об окружающем мире);
- положительные изменения в физическом развитии детей раннего возраста (развитие и коррекция общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации);
- положительные изменения в познавательном развитии детей раннего возраста (сенсорное развитие, слуховое восприятие и внимание, ознакомление с окружающим миром, развитие речи);
- положительные изменения в формировании предметных и предметно-игровых действий;
- положительные изменения в формировании предпосылок к продуктивным видам деятельности (формирование интереса к лепке, рисованию, аппликации, конструированию);
- развитие чувства ритма у детей раннего возраста с применением музыкально-ритмических и дидактических игр (формирование эмоционального контакта с новым взрослым, формирование предпосылок к общению со сверстниками);
- родители чувствуют себя компетентными в воспитании и развитии своих детей.
Степень практической реализации: проект был реализован в течение 2017 года в период с января по июнь. За это время в программе приняло участие 14 детей (от 1,5 – 3 лет) и такое же количество родителей. Систематические курсы реабилитации позволили специалистам центра обобщить накопленный опыт, выделив новый метод работы с детьми раннего возраста и их родителями в условиях реабилитационного центра, при котором коррекция ребёнка происходит естественно и гармонично. По итогам работы был разработан методический комплекс для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями.
Практическая значимость: представленный опыт уникален, структура занятий построена грамотно, соответствует психолого-педагогическим закономерностям детей раннего возраста с ограниченными возможностями, имеет значимую цель, и может быть рекомендован к использованию в условиях реабилитационных центров.
Эффективность использования: контролем эффективности реализации данного проекта является диагностический инструментарий в начале и в конце каждого курса реабилитации. Используется методика психолого-педагогического обследования детей раннего возраста Е. А. Стребелевой. Родителям также предлагается анкета, в которой они отмечают изменения, происходящие с ребёнком за время прохождения курса реабилитации «Ранняя помощь».
Содержательная часть
В связи с приказом министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 09.12.2016 № 590 (предоставлении курса реабилитации «Ранняя помощь») и концепций развития ранней помощи в Российской Федерации по распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. №1839-р, возникла идея разработки нашего проекта «Вместе играем и растём».
В январе 2017 года на базе государственного казенного учреждения Самарской области «Сергиевский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» начал действовать проект «Вместе играем и растём». В системе реабилитации детей с ограниченными возможностями, стал использоваться новый метод работы «междисциплинарной команды специалистов» с детьми раннего возраста и их родителями. Это метод работы, при котором коррекция состояния ребёнка происходит мягко, естественно и гармонично.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации проекта : занятия можно проводить в небольшой комнате, свободной от мебели, или небольшом музыкальном зале. В комнате должен быть музыкальный инструмент: пианино или синтезатор. Можно записать музыку на кассеты или диски. Тогда необходимо иметь магнитолу. Необходимы маленькие столы и стулья для занятий творчеством по количеству детей на занятии. Обязательно наличие в комнате ковра, на котором будут проводиться все игры.
Требования к специалистам: желательно, чтобы ведущих занятия было двое. Один педагог-психолог и педагог (учитель-дефектолог, учитель-логопед, приветствуется, если есть музыкальный руководитель). Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт работы с детьми раннего возраста, владеть игровыми технологиями с маленькими детьми.
Показания к использованию: организация групповых игровых занятий с детьми с ограниченными возможностями от 1,5 до 3 лет и их родителями.
Перечень необходимых материалов для реализации проекта достаточно большой, но все необходимое есть в любом реабилитационном центре: мягкие игрушки, кукольные и настольные театры, фланелеграф, спортивный инвентарь (мячи, обручи, гимнастические палочки, дорожки здоровья, гимнастические скамейки и т. д.). Демонстрационный материал для детей раннего возраста должен быть выполнен в цветном виде, иметь достаточно большой размер, без лишних деталей (картинки домашних и диких животных, игрушек, посуды, мебели, растений, времен года и т. д. и т. п.). Для занятий с сыпучими и мелкими материалами мы используем горох, фасоль, гречку, орехи, пуговицы, прищепки, клубочки и т. д. Игры с мелкими деталями обязательно проводятся под пристальным вниманием взрослых. Для свободной игры нужны развивающие игры, пирамидки, вкладыши, кубики, машины, качалки, каталки – все, что интересно для детей раннего возраста. Необходимо иметь канцелярские принадлежности для занятий творческими видами деятельности (бумага для рисования формата А4, цветная бумага, картон цветной и белый, клей-карандаш по количеству детей, пластилин, салфетки, природный и бросовый материал, восковые цветные карандаши, краски акварельные, гуашь, пальчиковые краски и т. д, музыкальное сопровождение. Хорошо иметь сенсорную комнату.
Данный проект реализуется в течение календарного года и состоит из четырёх курсов реабилитации с частотой встреч – 1 раз в квартал. Каждый курс реабилитации рассчитан на 14 дней и включает в себя основные линии развития детей раннего возраста :
1. Социальное развитие (формируется представление о себе, о других и об окружающем мире).
2. Физическое развитие (развитие и коррекция общих движений, ручной и мелкой моторики и формированию зрительно-двигательной координации).
3. Познавательное развитие (сенсорное развитие, слуховое восприятие и внимание, ознакомление с окружающим миром, развитие речи).
4. Формирование предметных и предметно-игровых действий.
5. Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
6. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности (формирование интереса к лепке, рисованию, аппликации, конструированию).
7. Музыкальное развитие (развитие чувства ритма у детей раннего возраста с применением музыкально-ритмических и дидактических игр, формирование эмоционального контакта с новым взрослым, формирование предпосылок к общению со сверстниками).
8. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своих детей.
Каждый курс реабилитации состоит из двух блоков: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей. Содержание работы с родителями рассчитано на формирование у них осознанного отношения к развитию основных линий развития детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста (с этой целью разработаны примерные темы бесед с родителями в каждом курсе реабилитации). Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на физическое, социальное, познавательное, музыкальное развитие.
Практический блок проекта «Вместе играем и растём»
В практическом блоке используется единая структура занятий для каждого курса реабилитации, представленная в таблице 1.
Таблица 1.
Структура развивающего занятия
№ Составные части занятия Продолжи
тельность занятия Примечание
1 Музыкальное приветствие 2 мин. Неизменно каждое занятие
2 Игры основных блоков 15-20 мин.
Новый материал каждое занятие
3 Игры, направленные на развитие и коррекцию общих движений, мелкой моторики, зрительно-моторной координации 5 мин. Меняется через каждые 2 занятия
4 Игры, направленные на формирование предпосылок к развитию продуктивных видов деятельности 10 мин Новый материал каждое занятие
5 Свободная игра для детей. Мини-лекции, консультации для мам 15 мин Новый материал каждое занятие
6 Прощание с музыкальным сопровождением 2 мин Неизменно каждое занятие
Из таблицы 1 видно, что многие фрагменты занятия повторяются. Частая их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста : материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет радость.
Конспекты занятий практического блока и график взаимодействия «междисциплинарной команды специалистов» первого курса реабилитации представлены в приложениях № 1, № 2. По аналогичной схеме построены второй, третий и четвёртый курсы психолого-педагогической реабилитации.
Теоретический блок проекта «Вместе играем и растём»
Работа с родителями является важной составляющей данных занятий. Основными методами работы являются: групповая дискуссия, отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях, разбор конкретных случаев. Необходимый теоретический материал представляет мини-лекции, а акцент делается на интенсивное групповое взаимодействие и получение динамического знания. Мини-лекции затрагивают актуальные вопросы, связанные с особенностями данного возраста ребенка, спецификой и целесообразностью раннего развития, взаимодействием родителей, конфликтами в семье и различными аспектами воспитания. Составными частями практического раздела являются: обсуждение с родителями, затруднительных и конфликтных ситуаций, «круглые столы», помогающие совместно решать выявляемые проблемы и создавать благоприятные условия взаимодействия взрослых и детей, показ различных приемов по саморегуляции и управлению эмоциональными состояниями. В рамках проекта разработан примерный тематический план занятий с родителями. Его реализация зависит от личного опыта педагогов и психолога, их стиля общения и навыков взаимодействия, а также от запросов родителей.
Примерные темы занятий с родителями
1. Лекции психолога:
«Лучший возраст для чудес (познание мира через игру)»
«Детские страхи»
«Тревожная мама»
«Психическое развитие раннего возраста»
2. Лекции дефектолога:
«Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?»
«Мир под рукой» (пальчиковые игры)
«Развитие творческих способностей детей»
«Развиваемся играя»
3. Лекции логопеда:
«Движение и речь»
«Ни минуты без стишка»
«Как научить ребёнка говорить?»
«Развитие речи детей раннего возраста»
Заключение.
Реализация проекта «Вместе играем и растём» с использованием нового метода работы «междисциплинарной команды специалистов способствует формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграцию в общество, а так же повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития своих детей. Включенность воспитанников в проектную деятельность достаточно высокая 100%. Программный материал достаточно гибок: задания и упражнения подбираются, ориентируясь на возраст, заболевания, способности и возможности детей. Как показывает практика, проект достаточно востребован родителями малышей, которые не имеют достаточного опыта эффективного взаимодействия с ребёнком раннего возраста.
Данный проект соответствует закономерностям развития детей раннего возраста, имеет значимую цель, и может быть рекомендован к использованию в условиях реабилитационных центров.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 г. №1839-р. Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 09.12.2016 № 590 (предоставлении курса реабилитации «Ранняя помощь»).
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика/Ред. Е. А. Стребелева; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Полиграф сервис, 1998.-с. 12-329
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Под ред. / Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - Москва. : Экзамен,2006.
5. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Под ред. /Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. Ч. 1.- М. : ТЦ Сфера, 2010.
6. Логопедическая группа. Развитие речи детей 2-3 лет: планирование, конспекты занятий / авт. – сост. Т. М. Блинкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
7. Логопедия. - 6-е издание. Под ред. /Е. Краузе. - СПб. : КОРОНА-Век, 2010.
8. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. Под ред. / М. Г. Борисенко, Т. А., Датешидзе, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2002.
9. Наши пальчики играют. Под ред. М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина. - СПб. : Паритет, 2002.
10. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Под ред. / Т. В. Голановой. - Ярославль, 2004.
11. Гимнастика и массаж для самых маленьких. Под ред. / Л. Г. Голубевой. -М. : Просвещение, 1996.
12. Гармоничный ребёнок. Под ред. / Л. Дыкман. -СПб. : Петро-Риор, 1998
13. Игры для детей от 2-6/Пер. с нем. О. Асиповой. -М. : Росмен, 2001.
14. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. – М. : Просвещение, 2000.
15. Развитие эмоционального мира детей. Под ред. Н. А. Кряжевой. -Ярославль,1996.
16. Развитие эмоциональных отношений матери и ребё нка: Методическое пособие. Под ред. /Е. В. Ларечиной. -СПб. : Речь, 2004.
17. Работать с маленькими детьми. Под ред. /Д. Лешли. -М. : Просвещение, 1991.
18. Тренинг общения с ребёнком раннего возраста. Под ред. / К. Лютовой, Г. Б. Мониной. -СПб. : Речь, 2006.
19. Проблемы маленького ребёнка. Под ред. / К. Лютовой, Г. Б. Мониной. -СПб. : Речь, 2002.
20. Игры для детей до трёх лет. Под ред. /Г. Б. Мониной, Е. В. Ларечиной. -СПб. : Речь, 2008.
21. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия, 2000.
22. Первые три года жизни. Под ред. / Б. Уайт. -М. : Педагогика, 1986.
23. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. Цели и пути раннего обучения/Пер. с англ. Под ред. /Р. Фьюэлл, П. Вэдэзи. -СПб. : ИРАВ, 2003.
24. Хрестоматия для маленьких/Сост. Л. Н. Елисеева. -М. : Просвещение, 1972.
25. Авторская развивающая психолого-педагогическая программа «Вместе играем и растём». Под ред. О. К. Сечкиной, О. И. Чичигиной, Е. Ю. Умяровой.