Виктория Кирюхина
Проект во второй младшей группе «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Осень»
Возрастная группа: дети от 3 – до 4 лет
Автор проекта: Кирюхина Виктория Валериевна
Проблема.
С развитием информационных технологий и в условиях повышенной занятости родителей дети ограничены в общении с природой и социумом, и имеют слабые представления о мире природы, о процессах, происходящих в определённые времена года, что значительно искажает картинку окружающего мира.
Актуальность
Публикация «Проект во второй младшей группе „Осень“» размещена в разделах
Острота проблемы человека и природы обусловлена реальной экологической проблемой. Экологическая проблема — это изменение природной среды, в результате антропогенного воздействия или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Существенную опасность для природы создает человек своей деятельностью, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических закономерностей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить ее. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Сроки реализации: среднесрочный.
Цель проекта: ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе, выделять отличительные особенности осеннего периода от других сезонов, а так же способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные.
- расширение знаний детей о признаках осени;
- формирование умения отображать настроение осени в творческих работах;
- расширить представление о сезонных изменениях в природе;
- углубить знания детей о жизни птиц и животных в осенний период;
Развивающие.
- развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;
- Развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь.
- Развивать познавательную активность.
Воспитательные.
- воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы.
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать трудолюбие.
Гипотеза образовательного проекта:
Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки осени, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу. Улучшаться взаимоотношения между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ.
Методы проекта:
Наглядные: наблюдения, экскурсии, фотографии, картины, книги, и т. д.
Словесные: Беседы, чтение художественной литературы
Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность
Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры
Итоговое мероприятие: изготовление сезонного дерева.
Этапы реализации проекта
I этап: подготовительный
1. Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме проекта.
2. Подготовка материала для реализации проекта:
Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме, изготовление пособий;
Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
3. Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Оформление папки-передвижки, размещение информации по тематике проекта;
Обсуждение с детьми:
Чем отличается осень от других времен года? Какие изменения происходят с растениями и животными с приходом осени?
II этап: основной
Реализация проекта.
Образовательная область «коммуникация»
Беседы:
«Когда приходит осень?»
«Растения осенью».
«Перелетные птицы».
«Жизнь животных с наступлением осени».
«Как отличить осень?».
«Осенние цветы».
«Осенние праздники».
Составление рассказов о времени года осень. Придумывание сказок об осени.
Речевые игры:
«Разные вопросы» (Что растет на ветке? Где растут ветки? Кто живет на дереве, и т. д.) «Один и много» (дождь – дожди, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, лист – листья, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)
Образовательная область «познание»
Рассматривание картин:
Алексей Саврасов. «Живопись. Осень», Виктория Белова. «Осень», И. Бродский. «Поздняя осень», И. Шишкин. «Золотая осень», Исаак Левитан. «Золотая осень».
Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий осенью.
Знакомство с фотографиями о жизни животных и растений в осенний период времени.
Экскурсии по территории детского сада с целью выявления признаков осени.
Эксперименты:
Замерзшая вода (замораживание подкрашенной воды).
Эксперимент с листьями.
(Цель: показать, какой цвет будут иметь листья без хлорофилла.
Материал: листья, банка, спирт медицинский, фильтр, полиэтиленовый пакет.
Ход опыта:
Попросите ребёнка порвать листья в банку. Залейте спиртом. Как следует помните листья, чтобы спирт стал зелёным. Накройте пакетом, поставьте всё в миску с горячей водой. Подождём 1 час, можно в это время иногда вскрывать банку, мять листья, чтобы они больше отдавали цвет.
Вставляем фильтр в банку, чтобы он впитывал в себя спирт. Далее когда спирт впитается, оставляем фильтр сохнуть — около часа. И смотрим какие цвета остаются.)
Формирование целостной картины мира.
Наблюдения на прогулке:
-замерзшие лужи;
- Рассматривание листьев клена, рябины, березы;
- Наблюдение за состоянием погоды; за небом; солнцем и т. д.
- наблюдение за цветами (астра, бархатцы, георгины, львиный зев).
- наблюдение за птицами;
- наблюдение за насекомыми;
- одежда осенью;
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин "Унылая пора! Очей очарование",
"Уж небо, осень дышало"
Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной"
Н. А. Некрасов "Несжатая полоса", "Славная осень"
С. Есенин "Нивы сжаты. Рощи голы"
М. Ю. Лермонтов "На севере диком стоит одиноко"
А. Н. Плещеев "Осень наступила, высохли цветы"
А. Майков "Кроет уж лист золотой"
А. А. Фет "Ласточки пропали"
А. К. Толстой "Осень обсыпается весь наш бедный сад", "Осень"
И. Бунин "Чаща леса"
Потешки: Одеваемся дружок,
Листопад, листопад,
Осень, осень — листопад
Малышке расскажем
Летит листочек
Осень, осень не спеши,
Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
Птички полетят на юг,
Народные приметы поговорки об осени.
Заучивание стихов об осени:
В. Берестов «Октябрь»
И. Винокуров «Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень.»
Художественное творчество:
Рисование:
«Осенний листок»
«Дерево осенью»
«Астры»
Аппликация:
«Яблоки на тарелке»
«Осенние листья»
«Рябинка»
Лепка:
«Грибок»
«Яблоки»
«Снегирь»
Конструирование из бумаги: «Птичка», «Кораблики»
Труд.
В уголке природы:
Поливаем цветы;
Рыхлим землю.
На участке:
Рвем засохшие цветы;
Утепляем корни деревьев;
Уборка листьев.
Социализация.
Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Чей след?», «Что за птица?», «Назови растение», «Угадай животное»
Сюжетно ролевая игра:
«На даче», «Магазин».
Физическая культура.
Подвижные игры:
Лови птицу на лету.
Детям одевают на голову шапочки с изображением птиц. Произносится текст, адресованный ловушке (водящему):
Мы — птички-невелички,
Любим по небу летать,
Ты попробуй нас догнать.
Ловушка (водящий) догонят птиц. Тот, кого он затронет, выбывает из игры.
Осенние листочки.
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные листочки клен, береза, рябина (все в одинаковом количестве). Детям дают по ведерку или корзинке. По сигналу один собирает только клен, второй - рябину, а третий - березу. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Собери грибы.
На полу разложены бумажные грибы. По команде дети начинают их собирать. Кто больше?
Малоподвижные игры:
1,2,3 – признаки осени назови.
Дети строятся в круг, воспитатель стоит в середине круга, бросает мяч каждому ребенку (разными способами) – ребенок бросает мяч обратно, называя признак осени, например, -дожди.
Цель:
Упражнять в броске и ловле мяча.
Закреплять признаки осени.
Музыка.
Хороводные игры: Осень в гости к нам пришла
Разучивание песен об осени.
Слушание музыки.
Здоровье и безопасность.
Пальчиковые игры.
Пальчиковая игра "Осень", "Собираем листочки", "Вышли пальчики гулять", "Ходит осень в нашем парке" и т. д.
Дыхательная гимнастика:
Листья шелестят
Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Беседы:
«Опасные растения»;
«Ядовитые грибы»;
«Опасные сосульки»;
«Ядовитые ягоды».
«Тоненький ледок»
Взаимодействие с родителями: сбор иллюстраций, картинок, фотографий, подбор материала для сезонного дерева.
- организация сбора с детьми природного материала;
III этап: Заключительный
— информированность родителей о результатах проекта через продуктивную деятельность детей;
- презентация сезонного дерева;
— составление отчёта о проделанной работе;
Выводы и результативность
Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. Поняли, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее. Закрепили знания о времени года – осень. Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.