Патимат Ибрагимова
Проект «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Все известное и неизвестное находится рядом с нами. Нужно только его хорошенько разузнать и рассмотрет
Тема исследования: «Волшебная соль»
Объект исследования: соль
Актуальность:
8 тысяч лет люди используют соль в пище. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Происхождение слова соль связано с Солнцем : старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
Публикация «Проект „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качеcтва и применение.
Задачи:
1. Изучить исторические сведения о соли.
2. Узнать о значении соли в жизни человека.
3. Расширить знания о свойствах и видах соли.
4. Развить творческое воображение и креативное мышление.
5. Использовать технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности дошкольников.
2. План исследований
Данный проект «Волшебная соль» рассчитан для группы детей старшего дошкольного возраста. Основополагающий вопрос: «волшебная» ли соль? Это и попытаются доказать авторы в настоящем проекте.
Основанием для разработки проекта стала следующая гипотеза:
предположим, что соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Работа над проектом строится на следующих принципах:
• принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
• принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;
• принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;
• принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
В результате реализации проекта возможно шире использовать в работе с детьми новые эффективные методы и приемы: экспериментирование, создание проблемных ситуаций, моделирование и другое.
При реализации проекта, возможно, будет решить и ещё одну проблему: ненавязчиво вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчеств.
В связи с этим, возможно прогнозировать следующий результат:
• дети должны получить элементарные знания о соли;
• иметь простейшие представления о свойствах соли, ее применении и вреде;
• понимать пословицы, загадки о соли.
Известно, что ребёнок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как).
Самостоятельное исследование авторов проекта :
- посещение библиотеки;
- поиск информации в сети Интернет;
- беседа с родителями;
- изучение соли в русском фольклоре, стихах и загадках, афоризмах;
- анкетирование на тему «Соль и здоровье человека»;
- рисование на тему: «Волшебные рисунки солью»;
- лепка из соленого теста;
- проведение опытов.
3. Описание работы
Вся работа, предшествующая созданию проекта «Волшебная соль» по познавательному развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста разделена на несколько этапов:
• создании условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана работы над проектом);
• подведение итогов работы по исследованию свойств, качеств и применения соли (участие в конкурсе «Юность в науке», защита проекта, выпуск презентаций; обобщение опыта среди педагогов других образовательных учреждений; привлечение средств массовой информации для освещения положительного опыта по применению технологии проектирования).
Проект предполагает реализацию трё х направлений:
Совместная деятельность с детьми.
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с педагогами.
Механизм реализация проекта : участники проекта проводят всю работу над проектом в определенной последовательности:
1 этап: 2 этап: 3 этап:
выбор темы;
определение цели и задач проекта.
подбор научно-популярного материала по изучаемой теме;
определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду;
составление перспективного плана работы над проектом. Организация познавательных бесед, дидактических игр;
проведение конкурса рисунков;
выпуск анкеты, памяток;
проведение опытов, наблюдений
История соли. Человек узнает соль.
Изучая энциклопедическую литературу, анализируя материалы из интернета, мы узнали историю использования соли. Пламя костра освещало вход в пещеру, нависшие над ним скалы и ветви деревьев. Вокруг костра сидели люди. Тела их были покрыты звериными шкурами. Около мужчин лежали луки, стрелы с кремневыми наконечниками и каменные топоры. Дети собирали сучья и подбрасывали их в огонь. Женщины поджаривали над огнем только что освежеванную дичь, и мужчины, уставшие на охоте, ели это полусырое, обсыпанное золой мясо с приставшими к нему угольками. Люди, еще не знали соли, и им нравилась зола, которая придавала мясу приятный, солоноватый вкус.
Знакомство с солью в разных местах могло происходить по-разному. Охотники, выслеживая дичь, замечали, как дикий олень или лось лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. А когда охотники пробовали его языком, подражая животному, то ощущали необычайно приятный и острый вкус. Они отламывали куски камня и уносили его с собой. Это была каменная соль.
Так, люди научились есть мясо и употреблять соль. Это было гораздо приятнее, чем есть золу. Иногда, утоляя жажду, люди находили соленый источник и замечали соленый вкус морской воды. Они макали в нее пищу, лизали каменную соль, и после мяса, съеденного с такой приправой, люди чувствовали себя бодрее, ощущали прилив новых сил, и усталость проходила скорее.
Кусок соли делался драгоценностью племени. При каждой еде люди лизали соль, а когда она кончалась, отправлялись на ее поиски. Постепенно женщины научились растирать соль в порошок и посыпать ею пищу.
Где брали соль?
Как только люди узнали вкус соли, они стали чрезвычайно ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретали такие предметы, которые ценились в местах ее добычи. Из-за мест, богатых солью, шла постоянная борьба между кочующими племенами. Со всех сторон приходили люди за солью. Ее выменивали у тех, кто владел залежами. Весьма вероятно, что доисторические племена оседали там, где были наиболее благоприятные условия существования: теплый климат, плодородная почва, достаточная влага и соль.
Из морской воды соль добывалась в Китае очень простым способом. Около берега разрыхляли мотыгами большие участки земли, между которыми рыли канавы. Потом ведрами носили воду из моря и выливали ее на свежеразрыхленную землю. Вода стекала в канавы. Из канав ее вычерпывали ковшами и снова выливали на поверхность разрыхленной земли. Так безостановочно работали люди в течение нескольких дней. После этого считалось, что земля уже достаточно просолилась. Тогда слой земли толщиной в несколько сантиметров снимали лопатами и эту просоленную землю промывали морской водой. Получался довольно густой рассол, который ведрами снова перетаскивали в большие открытые сковороды, где вода окончательно выпаривалась. А промытая земля снова разбрасывалась на «соляное поле».
Гораздо больше соли добывалось в китайских солеварнях. Здесь выпаривали рассол из соляных озер и источников, которые выходили из-под земли.
В древней Греции и в Римской империи соль получали из морской воды. Ее проводили в специально вырытые неглубокие бассейны. Под действием горячих лучей солнца вода испарялась и соль оседала на дно. Оттуда ее сгребали в кучи. В густом морском рассоле солили оливки, сыр и некоторые сорта мяса. В кушанья для большей тонкости вкуса римляне прибавляли морской рассол вместо соли. Но больше всего ценилась в пище морская вода из морских раковин.
Раскопки показали, что древние соляные копи существовали в славянских городах Галицкой земли и в Армении. Здесь в старых штольнях сохранились до наших дней не только каменные молотки, топоры и другие орудия, но и деревянные крепи шахт и даже кожаные мешки, в которых 4—5 тысяч лет назад переносили соль. Все это было пропитано солью и поэтому могло сохраниться до наших дней.
В Калифорнии и в районе нынешнего штата Орегон соль с незапамятных времен извлекали из воды океана и из соляных источников. Теперь мы знаем, где в древнем мире добывали соль, и видим, что места добычи соли были расположены очень далеко друг от друга.
В Северной Америке на одном из островов реки Миссисипи сохранились старые штольни каменной соли. По-видимому, ее добывали индейцы из племени «Строителей гор». Они снабжали солью соседние племена, выменивая ее на оружие, на яд для стрел, на волчьи зубы и раковины.
На Руси еще во времена скифов древний «Соляный путь» (по которому перевозили соль) вел степью от Днепра на юг к Черному морю, к Азовскому морю и к Северному Кавказу. Позднее «Соленым путем» называлась сухопутная дорога из Прикарпатья в Киевскую Русь.
«Соляной дорогой» был назван также путь, по которому перевозили соль в Римской империи от устья реки Тибра на север Италии и дальше в римские провинции через Альпы, через дремучие леса Европейского материка и через морской пролив до Британских островов.
«Соляным путем» назывался и древний караванный путь в Африке, описанный еще греческим историком Геродотом: «. В глубине материка простирается Ливия, обильная дикими зверями, за нею лежит возвышенная песчаная полоса на всем протяжении от египетских Фив до Геракловых столбов (Гибралтарский пролив). На песчаной полосе находятся на расстоянии дней десяти друг от друга куски соли в виде больших комьев, собранных в соляные холмы. На вершине каждого холма из-под соли бьет холодная сладкая вода, а вокруг источника на краю пустыни живут наполовину дикие люди.».
Эта величественная солонка как бы делила стол на две половины. «Выше соли» сидели члены семьи, почетные гости и рыцари. «Ниже соли» помещались за столом оруженосцы, еще не посвященные в рыцари, пажи и слуги. Сидеть «выше соли» было особым знаком почета.
Эта традиция сохранялась, как память феодальных времен, в Англии в течение очень долгого времени, и отсюда произошло английское выражение «сидеть ниже соли», то есть быть недостойным.
«Святое дело»
Интересные факты о соли
Предлагаем подборку интересных и малоизвестных фактов о соли, знание которых не только расширит ваш кругозор, но и позволит блеснуть при случае эрудицией.
1. В древнем Риме соль подносили каждому гостю в знак дружбы.
2. В Индии выражение «я ем его соль» означает, что «он меня содержит и я ему обязан».
3. В средние века цена соли была настолько высока, что она играла роль денег, как и другие ценные предметы.
4. До XIX века в России существовал обычай «угощения водяного». Его задабривали для того, чтобы он стерег рыбу в реке, не рвал сетей, обеспечивал хороший улов и спасал утопающих. Угощением служила лошадь - ее голову натирали медом и солью, вывозили на середину реки и сбрасывали в воду.
5. Если из живой лягушки выпустить всю кровь, она «умрет», - перестанет двигаться, прекратится дыхание и остановится сердце. Но если её кровеносные сосуды наполнить физиологическим раствором, состоящим главным образом из раствора поваренной соли в воде, «мертвец» оживет. Мускулы будут реагировать на раздражение, сердце начнет биться, восстановится дыхание.
6. Если ко льду прибавить 1/20 соли, то она растворит лед и образуется раствор, который замерзнет при более низкой температуре, чем вода. На этом основано посыпание солью проезжей части и тротуаров, когда надо, чтобы растаял слежавшийся снег или лед при гололеде.
7. У многих народов существовал обычай «солить» новорожденных, в предохранение от злых духов, которыми олицетворялись болезни, бессонница и даже капризы детей.
Когда-то Пол Брэгг считал, что человек вполне спокойно может обойтись без соли. Эту теорию пытались даже доказать, но не учитывали того факта, что почти все вещества, которые человек потребляет в пищу содержат соль. Вот несколько интересных фактов о соли:
1. Если человек за один прием пищи съест 3 грамма соли на 1 килограмм своего веса, то его ждет неминуемая смерть. Так, например, человеку с весом 75 килограмм достаточно съесть 225 грамм соли, чтобы организм не справился с ней и большинство клеток погибло. К слову сказать, примерно столько же соли содержится в человеческом организме постоянно.
2. Поваренная соль - это хороший антисептик, который препятствует процессам гниения. Именно поэтому её используют при заготовках консервантов на зиму. И именно по этой причине открытые раны (мозоли) у людей, отдыхающих на курортах, не только не заживают из-за разъедания их соленой водой моря, но и не воспаляются, т. к. соль убивает все бактерии.
3. Известно, что, уходя из таежного приюта, для случайных путников охотники непременно оставляют спички и соль.
4. На Руси издавна было принято в Страстной четверг готовить так называемую «четверговую соль» — крупную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба и перекаливали на сковороде, после чего толкли в ступе. Четверговую соль употребляли с пасхальными яйцами и некоторыми другими блюдами.
Как в домашнем хозяйстве можно использовать соль?
1. Капнули на одежду жиром - присыпьте это место солью, соль его впитает.
2. После приготовления рыбы руки неприятно пахнут - потрите их солью, она уберёт запах.
4. Чтобы сырые дрова лучше разгорелись, можно посыпать их солью.
5. Необходимо почистить серебряную посуду- положите её в кастрюлю с горячим сольным раствором и кусочек алюминиевой фольги.
6. Чтобы цветные вещи не линяли, положите их в холодный соляной раствор.
7. Пятна от чая, если свежие, тоже легко смываются соляным раствором.
8. Махровые полотенца после полоскания в соляном растворе становятся мягкими, как после применения ополаскивателя.
9. Для устранения запаха и влажности периодически насыпайте в кроссовки немного соли.
10. Чистка аквариума. Чтобы удалить из аквариума минеральные отложения от жесткой воды, протрите его изнутри солью, затем тщательно промойте, прежде чем запускать рыбок. Берите только обычную, а не йодированную соль.
11. Облегчение боли от укусов насекомых и от ожога крапивой. Соль - эффективное средство для облегчения боли от жала пчел, укусов насекомых и ожогов крапивы.
12. Удаление пригоревшей пищи. Вновь используем соль как чистящее средство. Спекшиеся остатки пищи сначала размягчают: посыпьте их солью, увлажните и оставьте, пока они не отлипнут от посуды. Тогда смойте их мыльной водой.
13. Проверка свежести яиц. Сомневаетесь в свежести купленных яиц? Разведите 2 чайные ложки соли в 200 мл. воды и осторожно опустите в нее яйцо. Свежее яйцо тонет, старое остается на плаву.
IV. План – график работ
Наименование этапов работ Мероприятия Сроки реализации
Результат ответственные
1. Подготовительный этап
1.1 Диагностика детей на выявление первоначальных знаний о волшебной соли Разгадывание загадок о соли,
просмотр м/ф «Как казаки соль покупали» С 3 по 7 февраля Приобрели первые объективные знания, и представления о соли. Воспитатель:Ибрагимова П. Б. ,
1. 2 Информированность родителей о предстоящей деятельности Беседы с родителями на темы: «Чем полезна соль?», «В каких целях вы используете соль?» С 10 по 14 февраля Родители ознакомлены и приняли во внимание. Воспитатель:
Ибрагимова П. Б. ,
1.3 Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. Изготовление рисунков и поделок с применением соли С17 по 18 февраля Пополнение картотеки стихов и картинок о соли и ее видах. Воспитатель:
Ибрагимова П. Б. ,
2. Основной этап
Чтение с детьми
произведений о соли
Библиотека детского сада. 19 марта Чтение
произведений Воспитатели:
Ибрагимова П. Б. ,
2.2 Чтение французской народной сказки про соль Библиотека
детского сада 20 марта Вызвать интерес у детей, получить эмоциональную разгрузку Воспитатель:
Ибрагимова П. Б. ,
2.3 Анкетирование родителей на тему «Соль и здоровье человека»
Вызвать у детей желание рассуждать и узнавать все больше С 21 по 25 марта Анкеты обработаны, подведен итог в процентном соотношении. Воспитатели:
Ибрагимова П. Б. ,
2.4 Оздоровительное мероприятие – посещение соляной шахты С 28.03 - Медперсонал,
воспитатели:
Ибрагимова П. Б. ,
3. Заключительный этап
3.1 Диагностика детей о полученных знаниях Мастер – класс
«Волшебные рисунки солью» 27 марта Выявление уровня знаний детей на тему: «Волшебная соль» ВоспитательИбрагимова П. Б.
3.2 Подведение итогов Демонстрация кристаллов соли выращенного в домашних условиях.
Предъявление результата работы по проекту 03 апреля Выставка рисунков кристалла соли. Воспитатели:
Ибрагимова П. Б. ,
V. Заключение
Проектная работа «Волшебная соль» даё т нам возможность увидеть следующие результаты:
• реализация данного проекта - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;
• навыки, приобретённые детьми в ходе осуществления проекта, могут быть использованы для познавательно-исследовательской деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка;
• практические задания будут способствовать познавательному развитию детей;
• развитие у детей умений проводить опыты и наблюдения является одной из форм поисковой деятельности, что даст ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и будет способствовать развитию дошкольника как личности.
Таким образом, по результатам данной работы, т. е. проекта можно сделать вывод :
• мероприятия проекта сделают более интересными традиционные занятия;
• повысится уровень знаний о соли;
• происходит развитие исследовательских умений детей, умение анализировать, обобщать;
• в ходе экспериментальной деятельности дети приобретут ценный коммуникативный опыт, беря на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей, что способствует воспитанию гражданской позиции детей.
Все это будет свидетельствовать о том, что проект интересен и полезен для развития интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы детей.
В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что изучение соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира.
Благодаря выполненной проектной работе, мы утверждаем, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Оказалось, что она интересно волшебная!