Наталья Колпакова
Проект «Воспитываем будущего читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Ромашка» МО «Алданский район» РС (Я).
Педагогический проект
для детей 1,5 – 4 лет
«Воспитываем будущего читателя»
Автор: Колпакова Н. В.
г. Алдан, 2015 год.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
Публикация «Проект „Воспитываем будущего читателя“» размещена в разделах
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность:
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Ничто так не преображает человека, не выделяет среди других, как умение читать книги. Чтение книг оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику, формирует мыслительную деятельность, учит анализировать, сопоставлять, делать выводы. Ребенок-читатель умеет быть интересным самому себе, может занять себя делом без посторонних на то указаний и советов. У него значительные творческие возможности. В процессе взросления он способен к самообразованию, самоусовершенствованию. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,— писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) дал высокую оценку значения дошкольного детства во всей последующей жизни человека. Выступая за гармоническое развитие детей в условиях семейного воспитания, он обращал внимание на необходимость воспитания детей путем бесед, чтения. Л. Толстой создал «Азбуку» и «Книги для чтения» для обучения детей в Яснополянской школе. Его рассказы для детей из народа отличаются правдивостью, реализмом, народностью. Рассказы как образцы русской словесности нашли широкое применение не только в школах, но и в дошкольных учреждениях.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) – известная в те годы детская писательница и педагог считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» (1871, выдержало 7 изданий) Водовозова изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. В своем труде Водовозова подробно изложила взгляды на сказку, предложила серию сказок, доступных для дошкольников. По ее мнению, сказка должна опираться на детский опыт, развивать детскую фантазию, обогащать речь народными оборотами и выражениями. Ценными были рекомендации по отбору сказок.
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Почему же так важно воспитывать в ребенке грамотного читателя? Конечно же, в решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку именно в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей формируется в ребёнке читатель.
Социологи и психологи всего мира утверждают, что сегодня более 30% взрослого населения не читает книг. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодёжи, тогда как в 50-е годы занимала 3-е место.
Мы решили провести свое небольшое исследование, чтобы понять, как прививают любовь к книгам нашим воспитанникам в семьях. Мы опросили родителей своих воспитанников, в результате которого выяснилось, что всего лишь у 15% семей есть домашняя библиотека, всего 12,7% родителей читают своим детям каждый день и только 9,3% играют с детьми в литературные игры. Таким образом, мы сделали вывод о том, что родители недопонимают значение чтения для формирования личности ребенка, и, соответственно, уделяют недостаточно внимания чтению художественной литературы; зачастую, упрощая себе жизнь, заменяют чтение книг на просмотр телевизора и компьютерные игрушки.
А ведь, прежде всего, приобщение детей к книге и культура чтения, как, впрочем, и другие основы, закладывается именно в семье. В доме обязательно должны жить книги, и их надо читать семьей. Ни чтение за вознаграждение, ни чтение «с угрозой» лишения каких-либо благ не воспитывают в ребенке потребность читать, в то время как чтение всей семьей, «по очереди» создают семейную традицию общения.
Изучив литературу авторов Веракса Н. Е., Веракса А. Н, Виноградова Н. А Панкова Е. П. разработали проект для детей младшего дошкольного возраста «Воспитываем будущего читателя».
Проблема:
Отсутствие у детей интереса к чтению художественной литературы.
Цель проекта.
Создание условий для воспитания читателя.
Задачи проекта.
1. Повысить компетентность родителей по вопросу воспитания у ребенка интереса и любви к процессу чтения.
2. Выработать приемы приобщения детей к художественной литературе с использованием компьютерного оборудования.
3. Создать в ДОУ интерактивную предметную среду по приобщению дошкольников к миру художественной литературы.
Вид проекта : долгосрочный.
Срок реализации: март – декабрь 2015 года.
Участники: воспитатели, дети группы, родители.
Ожидаемый результат.
Реализация проекта будет способствовать повышению педагогической компетенции воспитателей и родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе, формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении книг, воспитанию духовного мира ребенка, обогащению и совершенствованию речи детей. Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы ожидается пополнение домашней библиотеки семей воспитанников и группового книжного уголка художественной литературой.
Этапы работы.
1 этап
Март
2.03 – 6.03 Изучение методико – педагогической литературы по данной теме.
10.03 – 13.03 Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров.
16.03 – 18.03 Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
19.03 – 23.03 Анкетирование родителей.
24.03 – 27.03 Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями.
2 этап
Апрель
1.04 Педагогический совет «Воспитание у
младших дошкольников любви к книгам».
3.04 Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка» Воспитатели групп
6.04 Участие в районном конкурсе чтецов «Живая классика». Воспитатели групп
10.04 Участие в районном конкурсе открытых уроков (занятий, посвященных Году литературы.
13.04 – 16.04 Конкурс для родителей «Старые добрые сказки» Воспитатели групп
17.04 Театральный семейный конкурс «Путешествие по сказкам». Воспитатели групп
22.04 Развлечение для детей «Путешествие в сказку». Воспитатели групп, музыкальный руководитель
14.04 Литературная гостиная «Поэзия З. Н. Александровой в военный период». Воспитатели групп, музыкальный руководитель
Август
5.08 Викторина для детей «Угадай героя». Воспитатели групп,
музыкальный руководитель
10.08 – 13.08 Конкурс рисунков на асфальте «Моя любимая сказка».
14.08 – 18.04 Совместная трудовая деятельность по ремонту книг «Наша книжка заболела».
21.08 Консультация для родителей «Какой должна быть семейная библиотека».
28.08 Развлечение для детей «Бал сказочных героев».
Сентябрь
1.09 – 4.09 Акция «Подари книгу детям». Воспитатели групп
9.09 Консультация для педагогов «Влияние новых информационных технологий на читательскую культуру дошкольника». Корниенко С. А.
Колпакова Н. В.
11.09 Встреча с работником библиотеки. Беседа «Любимые с детства стихи Барто»
14.09 – 25.09 Создание и открытие библиотеки МБДОУ «Ромашка».
Октябрь
1.10 – 9.10 Арт-выставка семейных фотографий «Читаем всей семьей»
12.10 – 16.10 Конкурс поделок в 2 младшей группе «Любимый сказочный герой»
12.10 – 16.10 Конкурс альбомов во 2 группе раннего возраста «Альбомы с картинками для наших деток».
16.10 Просмотр презентации с детьми «Сказки Чуковского».
19.10 – 30.10 Участие в районном смотре – конкурсе «Книжкин дом». Воспитатели групп
Ноябрь
11.11 Заседание «Школы для родителей». Круглый стол «Папа, мама, я – читающая семья».
20.11 Постановка по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Музыкальный руководитель.
23.11 – 27.11 Выставки детских рисунков по пройденным произведениям Воспитатели групп
В течении месяца Представление информации родителям с помощью современной компьютерной техники «Работа с детьми в книжном уголке». Воспитатели групп
Декабрь
9.12 Музыкальная сказка для детей «Теремок».
14.12 – 18.12 Конкурс поделок-игрушек для елки «Сказочная фантазия». Воспитатели групп
18.12 Литературная гостиная «В гости к зимней сказке».