Ирина Родина
Проект «Вот оно, какое наше лето». Комплексная работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Вот оно, какое наше лето»
«Комплексная работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста в летний период»)
Воспитатели: Патракова Людмила Алексеевна, Бегма Зухра Саматовна.
Пермский край, п. Звездный МБДОУ ЦРР д/с «Звездочка»
Тип проекта : социально-педагогический.
Масштаб проекта : июнь-август 2014 года.
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.
Публикация «Проект „Вот оно, какое наше лето“, Комплексная работа в ДОУ с детьми дошкольного возраста в летний период» размещена в разделах
Лето – прекрасная и удивительная пора. Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, что даёт возможность для формирования здорового образа жизни, повышения двигательной активности, а так же для обогащения знаний, активизации мыслительных процессов у детей – дошкольников.
Цель проекта : создать максимально эффективные условия для организации работы, направленной на охрану и укрепление здоровья детей в летний период с учётом их индивидуальных особенностей, удовлетворение растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Задачи проекта :
• формировать привычку к здоровому образу жизни, способствовать развитию и накоплению у детей двигательного опыта;
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, повышать их эмоционально-положительный настрой;
• развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;
• способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (предметном, социальном, мире природы);
• воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающим, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, добрые чувства к животным и растениям;
• обеспечить каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить летний период;
• повысить компетентность родителей в вопросах организации летнего отдыха детей и привлечь их к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Основные направления реализации проекта :
• физкультурно-оздоровительное;
• музыкально-театральное;
• художественно-эстетическое;
• познавательно-речевое.
Формы работы с детьми :
• игры;
• наблюдения;
• тематические прогулки;
• беседы;
• образовательные ситуации;
• физкультминутки;
• опыты;
• трудовые поручения;
• развлечения, праздники;
• совместная деятельность;
• самостоятельная деятельность;
Первое направление (физкультурно-оздоровительное) мы назвали «Рано солнышко встаёт – на зарядку всех зовёт!».
При организации педагогического процесса по освоению данного направления мы продолжали развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям через:
• комплексы утренней гимнастики : «Солнышко лучистое», «Бабочки», «Поход в лес», «Жучки-паучки»;
• подвижные игры: «Лохматый пёс», «У медведя во бору», «Карусель», «Медведь и пчёлки», «Мыши водят хоровод» и др.
• игровые ситуации:
«На полянку ляжем, лапки всем покажем»;
«Мой весёлый, звонкий мяч»;
«Догоняет кошка мышку»;
«Ехали, ехали – к солнышку приехали» и т. д.
Особое внимание уделяли сохранению и укреплению физического и психического здоровья малышей, приобщению их к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Провели:
• беседы:
«Будь осторожен»;
«Опасные предметы»;
«Опасные грибы»;
«Внимание, дорога!»;
«Безопасный стульчик».
• образовательные ситуации:
«Мы похожи с мамой»;
«Расскажем Мишутке, как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред своему здоровью»;
«Такая хрупкая посуда»;
«Как нельзя вести себя рядом с животным»;
«Если тебя позвал незнакомец»…
Познакомили с новыми литературными произведениями о культурно-гигиенических процессах, режиме дня. Это:
«Мыльные пузыри» Э. Фарджен;
«Хлюп-хлюп» и «Маша обедает» С. Капутикян;
«Девочка чумазая» А. Барто;
«Зеркало» А. Кондратьева;
«Пирожок» Ю. Мориц;
«Тихо-тихо» И. Токмаковой.
Вовлекали детей в простейшую поисковую деятельность:
«Найди из предложенных картинок всё, что понадобится для умывания»;
«Разложи картинки, где мальчик или девочка поступают правильно-неправильно»;
«Помоги Незнайке разобраться, что мы делаем в детском саду, когда гуляем, когда обедаем, когда спим» и т. д.
Очень ярким и содержательным стало валеологическое развлечение «Путешествие в страну Здоровья». Дети вместе с феей Гигиеной закрепили гигиенические навыки, навыки самомассажа, узнали о роли солнца, воды и витаминов в жизни человека, получили элементарные представления о том, что такое здоровый человек и что помогает нам быть здоровыми.
Второе направление (музыкально-театральное) назвали «Мы танцуем и поём – очень весело живём!».
В процессе организации данной деятельности нашей задачей было обогащение музыкального опыта детей посредством их знакомства с разнообразным музыкальным репертуаром, развитие умения импровизировать под музыку. За основу мы взяли как малые формы устного народного творчества (сказки, попевки, потешки, народные песенки, прибаутки) : «Курочка-рябушечка», «Вышла курочка гулять», «Колобок», «Козлята и волк», «Светит солнышко в окошко», «Дождик, дождик – поливай!», «Во саду ли, в огороде!», а также современные детские песни. Особенно запомнились детям встречи с Незнайкой на празднике «В гости к лету», с Капитошкой на празднике «Здравствуй, лето!», с клоуном Тимошкой на цирковом представлении «Весёлый клоун». Ребята вместе со взрослыми исполняли песни «Доброе утро», «Кто как кричит», «Здравствуй, лето!», выполняли простейшие танцевальные движения, импровизировали под музыку, эмоционально-чувственно отзывались на увиденное.
Третье направление (художественно-эстетическое) – «Наши руки не знают скуки!».
Учитывая особенности становления изобразительной деятельности у детей трёх лет, за основу мы взяли воспитательную задачу: продолжать развивать у малышей интерес к рисованию, лепке, конструированию и личностные качества (внимание, наблюдательность, аккуратность, доброжелательность, умение действовать рядом, сообща, вместе, не мешать друг другу).
Дети принимали активное участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослым и детьми) композиций
• в рисунках: «Солнышко моё», «Цветок», «Дождик, дождик, кап-кап-кап!», «Узор на фартуке»,
• в лепке: «Жучок», «Колобок», «Мисочка для Жучки», «Цветок».
• в аппликации: «Летняя полянка», «Солнышко», «Бабушкин платок;
• в конструировании: «Домик для сказочного героя», «Ёлочка», «Заборчик», «Зоопарк», «Ферма», «Город», «Больница», «Гараж для машин» и т. д.
Малыши получили удовольствие от всех видов изобразительной деятельности, радовались её результатам, успехам своим и товарищей. Детскими работами украшали группу, использовали их в дальнейших играх.
Четвёртое направление (познавательно-речевое) назвали «Как прекрасен этот мир – посмотри!».
Создание в группе соответствующей материальной развивающей среды позволило нам продолжить развитие познавательно-речевой активности детей, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; способствовало воспитанию ценностного отношения к предметному миру.
Главные задачи этого направления: расширение представлений детей о природе; освоение детьми посильных трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными в единстве с развитием представлений о них; воспитание у малышей системы отношений к природе – гуманного, эстетического, познавательного отношения, мы решили через организацию развивающих образовательных ситуаций на игровой основе:
«Ласковый котик Вилли»;
«Ждём гостей»;
«Наши дочки»;
«Красная девица в темнице»;
«У цветочной клумбы»;
«Что нам лето подарило»;
дидактические игры:
«Назови дерево, «С какого дерева листочек?», «Какого цветка не стало?», «Дупло белочки», «Мостик через речку», «Ёжик», «Весёлые Каркуши», «Зайкин огород».
пальчиковые игры:
«Насекомые», «Бабочка», «Колокольчики», «Дождик», «Жук», «Солнышко – вёдрышко».
игры – эксперименты :
«Тонут – плавают»;
«Сыплем – лепим»;
«Мыльные пузыри»;
«Солнечные зайчики»;
«Брызгалки»;
«Наливаем – выливаем»,
а также опыт позитивно-эмоционального взаимодействия с природой дети получили через разнообразные наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, дидактические задания, посильные трудовые действия, подвижные игры и игровые упражнения; через рассматривание иллюстративного материала, разучивание стихотворений.
Взаимодействие с родителями:
• письменные консультации;
• папки-передвижки;
• субботники;
• конкурсы семейного творчества;
• совместные мероприятия с детьми;
• фотогазеты.
Таким образом, проектная деятельность по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, выстроенная согласно комплесно-тематического планирования на летний период, решалась интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников.
Она способствовала:
• накоплению двигательного опыта малышей, укреплению их физического и психического здоровья;
• обогащению музыкального опыта детей посредством их знакомства с разнообразным музыкальным репертуаром;
• развитию эмоциональной отзывчивости на звуки и краски природы, окружающего мира в продуктивных видах деятельности;
• развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей и речи;
• освоению детьми простых способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в повседневном общении, в игре и бытовых процессах; приобщению их к элементарной культуре поведения;
• повышению компетентности родителей в вопросах организации летнего отдыха детей.