наталья Бобылева
Проект «Воздух вокруг нас» в средней группе
Воспитатели: Бобылева Нателья Валерьевна, Зайцева Ольга Викторовна
Тип проекта: исследовательский
Длительность: продолжительный.
Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие.
Формирование целостной картины мира. Основы безопасности жизни
• активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
• обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.
• Научить детей вести наблюдение за воздухом.
Публикация «Проект „Воздух вокруг нас“ в средней группе» размещена в разделах
• Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
• Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
• Научить проводить простейшие опыты.
• Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с родителями дома.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально - коммуникативное развитие
• Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками
Речевое развитие
• Учить владеть речью, как средством общения.
• Слушать и понимать поступки героев художественных произведений
• Обогащать активный словарь детей
Развивать творческие способности дошкольников в ИЗО-деятельности
Физическое развитие[
• Приобщать детей к разнообразной двигательной активности в процессе познавательной деятельности
Предпосылки учебной деятельности:
Коммуникативные: умение ребенка слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности.
Познавательные: умение выделять существенные признаки окружающего мира, осознавать последствия некоторых действий
Регулятивные: умение осуществлять действия по словесной инструкции взрослого.
Личностные: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом
Оборудование для педагога:
• Картотека художественных произведений по теме
• Оборудование в центре экспериментирования для выяснения некоторых свойств воздуха
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Оформление консультаций для родителей
Оборудование для детей:
• Набор материалов для выяснения свойств воздуха
• Художественные материалы для детского творчества: цветная бумага, пластилин,
• краски, клей, фломастеры
• Пособия для дыхательной гимнастики: перышки, шарики, трубочки для коктейля и т. д.
Ожидаемый результат:
• Научить детей вести наблюдение за воздухом.
• Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
• Развивать умения делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
• Научить проводить простейшие опыты.
• Воспитывать интерес к проведению опытов самостоятельно или с родителями дома.
Результат проекта:
• рисунки;
• схемы;
• лаборатория (опытническая зона в группе);
• карточки «Темы исследования»
• карточки «Методы исследования»;
• наглядный и иллюстрационный материал
Основные этапы проекта
1-й этап. 1 я неделя марта.
Целеполагание:
- Сформировать интерес у родителей к реализации проекта ;
- Выявить уровень компетентности родителей в данной теме
- Развивать у родителей интерес к исследовательской работе с детьми
Мероприятия
- Оформление родительского уголка,
- Размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта;
- Анкетирование родителей по теме;
- Подбор методического материала.
2-этап, 2-3 я недели марта
Планирование деятельности детей по решению задачи
Целеполагание:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
- Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ изучаемого объекта, развивать коммуникативные навыки.
- Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах (группах, преодоление боязни тактильного контакта.
Мероприятия:
Проведение НОД:
- Для чего нам нужен воздух
(дышать живым организмам)
- Как увидеть воздух?
(воздух невидим)
- Наблюдение за движением воздуха на прогулке
(облака, ветер, дым из труб, теплый воздух при выдыхании)
- Воздух имеет вес?
(надутый и не надутый воздушные шарики весят одинаково)
- Как услышать воздух?
(шум ветра, игра музыкальных духовых инструментов и т. д.)
- Что может воздух?
(воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.);
- Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар»
- Рисование «Воздушные шары», «Парусники»
- Имеет ли свой запах воздух?
(передает запах других предметов)
- Дидактическая игра «Узнай по запаху».
- Изменение объема при разных температурах
(при охлаждении - сжимается, при нагревании- расширяется)
3-этап Формирование специфических знаний о свойствах воздуха
4-я неделя марта
Целеполагание:
- Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия,
- закреплять положительные эмоции.
Мероприятия
- Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке –лаборатории.
- Творческое задание родителям: изготовить пособие для проведения дыхательной гимнастики
- Проведение презентации по теме проекта
«Воздух вокруг нас»
- Оформление фото-отчета для родителей,
- Демонстрация методических наработок и детских творческих работ детей детей и пособий для дыхательной гимнастики, сделанных руками родителей
Результат
В результате активной совместной деятельности всех участников проекта, у детей сформированы основы навыков обобщения результатов исследований и интерес к проведению самостоятельной экспериментальной деятельности в центре –лаборатории. Дети показывают стабильные знания свойств воздуха.
Список литературы:
1.«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005
3. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
4. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
5.«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.