Папки-передвижки

Проект «Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС»

Юлия Вовкун
Проект «Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС»

Анализ нормативной документации

1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ

• Статья 29: «…образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о…реализуемых образовательных программах…»;

«…о федеральных государственных образовательных стандартах…».

• Статья 44: «…образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья…»;

Публикация «Проект „Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС“» размещена в разделах

«родители имеют право:…знакомиться…с документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности… с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями. ";

«родители имеют право…принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации».

2. ФГОС ДО.

• Положения Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

• В основе Стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия родителей, педагогических работников и детей.

• Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.

• Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании, развитии и обучении детей.

• В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

• Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности семьи.

• Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления.

• Образовательная среда ДОО должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.

• Для успешной реализации Программы должна быть обеспечена поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

• Организация должна создавать возможности: для предоставления информации о Программе семье; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

• Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования являются ориентирами для: решения задач взаимодействия с семьями; информирования родителей относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ.

SWOT-анализ по осуществлению сотрудничества ДОО и семьи в контексте ФГОС

Сильные стороны

-благоприятный психологический микроклимат в коллективе;

- педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду,

-связи с организациями социума

Слабые стороны

-нехватка молодых кадров;

-малоактивная позиция родителей в образовательном процессе;

-недостаточное научно-методическое обеспечение;

-недостаточная удовлетворённость родителями работой ДОУ.

Возможности

-повышение конкурентоспособности и результативности ДОО, обусловленное улучшением качества образовательного процесса

-поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; - увеличение количества инновационных технологий и авторских разработок;

-формирование профессиональной компетенции, необходимой для успешного взаимодействия с родителями.

Угрозы (риски)

-сопротивления некоторых педагогов нововведениям

-увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

-образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

-слабая активность родителей

Актуальность проекта

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

ФГОС дошкольного образования открывает широкие возможности для включения в процесс взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Возникает противоречие между требованиями ФГОС дошкольного образования к участию родителей в образовательном процессе и установлением полноценных сотруднических отношений педагогов и родителей в контексте ФГОС.

Проблема заключается в том, что с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОО, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.

Требуется выстраивание диалога ДОО и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОО с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Методы работы над проектом:

• изучение и анализ психолого-педагогической литературы; • целенаправленные наблюдения, в том числе включенные; • индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ; • анкетирование; • интервьюирование; • изучение детских работ; • анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.

Участники реализации проекта:

- администрация ДОО – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;

- педагоги и специалисты ДОО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, работе клуба «Мы вместе», обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.

«Дерево целей»

Стратегическая цель: обеспечить педагогическое сопровождение семьи в условиях ДОО посредством инновационных форм работы с родителями в контексте ФГОС.

Тактические цели:

• повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей;

• приобщить родителей к участию в жизни ДОО через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

• повысить правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

• повысить психолого-педагогическую культуру родителей;;

• дополнить ресурсную базу;

• разработать нормативно-правовую и научно-методическую базу.

Оперативные цели:

• изучить потребности и интересы родителей в вопросах сотрудничества с ДОО;

• определить личные задачи воспитателей в отношении взаимодействия с родителями;

• определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса;

• сформировать группу педагогов для работы по реализации проекта;

• разместить информацию по внедрению ФГОС ДО.

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи.

Модель взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Организационно - практический блок. Цель: планирование, организация и проведение мероприятий

- включение родителей в образовательную деятельность;

-непосредственное общение взрослых с ребенком; дни открытых дверей;

- практические семинары; - открытые занятия;

- детско- родительские проекты;

- выставки;

- смотры-конкурсы;

Просветительский блок. Цель – информирование родителей (законных представителей)

-предоставление информации о нормативно- правовых документах по дошкольному образованию

- предоставление информации о реализации ФГОС

-предоставление информации о реализации Программы дошкольного учреждения.

Информационно - аналитический блок. Цель: определение форм и методов дальнейшей работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями)

- сбор и анализ информации о родителях, детях;

- изучение семей;

- сбор и анализ информации об интересах детей;

- сбор и анализ информации о потребностях родителей (Законных представителей) воспитанников.

Контрольно - оценочный блок (Мониторинговый). Цель – анализ эффективности проводимых мероприятий.

-анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией -обобщение и распространение опыта взаимодействия ДОУ и семьи

-контроль -оценка удовлетворенности родителей

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Материально-техническое обеспечение проекта: наличие нормативных документов ФГОС; наличие текстовых сборников ФГОС для работы методиста и педагогов по изучению документа.

2. Трудовые ресурсы: имеющийся опыт и теоретическая подготовка педагогов; привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров; обучение отдельных педагогов на веб-семинарах и организация трансляции их опыта.

3. Информационные ресуры: имеется выход в Интернет, стационарная и сотовая телефонная связь, электронная почта, официальный сайт ДОО.

План работы

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный. Цель: сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников.

разработка модели взаимодействия ДОО и семьи;

изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС;

анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований; формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей;

подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический. Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.

педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;

педагогическая поддержка родителей: лекции, тренинги, дискуссии, открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня;

педагогическое образование родителей: клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей;

совместная деятельность детей и родителей: детско-родительские клубы, конкурсы, досуги в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

3 этап – аналитический. Цель: определение результативности внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями воспитанников. Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги – родители - дети».

Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Проектные продукты

• изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать; • рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; • проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО; осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности; • положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОО.

• видеофильм об использовании современных нетрадиционных форм с родителями, сборник публикаций по проблеме, фотоматериалы, методические разработки, организации семейных клубов, проектная папка.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ и семьи в рамках реализации ФГОС до Детство - это уникальный период в жизни каждого человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье. Опыт.

Формы работы с педагогами и родителями в контексте реализации ФГОС до В новых условиях особое значение приобретает интеграция работы всех специалистов ДОУ, воспитателей и родителей. Ниже предложены наиболее.

Календарный план образовательной деятельности в контексте ФГОС до Содержание образования на основе образовательных областей Педагогические цели Вид взросло-детской (партнерской) деятельности Условия и средства.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС до» Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО» Одной из главных задач Федерального государственного образовательного.

Организация музыкальной предметно-развивающей среды в контексте ФГОС до Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале. Предметно развивающая среда детского сада необходима детям потому, что выполняет.

Педагогический совет «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС до» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ (форма проведения: круглый стол). Тема: «Оптимизация здоровьесберегающей деятельности ДОУ в контексте ФГОС ДО» Цель:.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

Профессиональная компетентность педагога в контексте ФГОС дошкольного образования В последнее время в системе образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные.

Семейные ценности и традиции в контексте современной семьи Слайд №2 Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на.

Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ посредством работы с родителями в контексте ФГОС до (статья) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС»
Опубликовано: 12 января 2017 в 10:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД