Корякина Лариса Сергеевна
Проект «Взаимодействия дошкольной образовательной организацией с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе приметна заинтересованность к проблеме взаимодействия педагогов дошкольных учреждений к совместной работе с семьей. Значительные реформы в социуме, непростые экономические условия в современном мире говорят о возникновении необходимого поиска и разработок новых подходов в осуществлении задач воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Согласно российскому образованию семья является инициативной фигурой образовательной политики. От коллективной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее воспитание и формирование ребёнка как адаптированной личности к современному миру. От качества работы детского сада зависит степень педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания детей. Детский сад в данном случае должен являться пропагандистом дошкольного воспитания. Только в таком случае родители с уважением и высоким доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитателю обязательным образом надлежит систематически повышать уровень знания педагогики, умений, а также постоянно повышать требования по отношению не только к родителям и детям, но в первую очередь, к себе. На сегодняшний день главной задачей практически перед всеми дошкольными учреждениями стоит непростая задача – это привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. В дошкольном учреждении практически все существование ребё нка подчинено огромной системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй. На сегодняшний день семья, как уже говорилось выше, является одним из оказывающих огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОO и родителями не сложились. Занятость родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть удачной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Проблемой форм взаимодействия педагогов ДОO и семьи дошкольников занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы продуктивного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
Публикация «Проект „Взаимодействия дошкольной образовательной организацией с семьей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность: Изучение проблемы взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи на сегодняшний день является одной из актуальных. В связи с постоянным развитием и социальными изменениями в наше время современная семья вынуждена находить новые формы взаимодействия. Родителям нужно знать о том, что дошкольное учреждение является только помощником в воспитании детей, что именно родители должны все свое время уделять воспитанию своего ребенка и стараться не перекладывать всю ответственность на воспитателей и отходить от воспитательно-образовательного процесса.
Семья и дошкольная образовательная организация – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования ребёнка и они разные в различных семьях.
Первую после семейную, общественную ступень в социальном развитии ребёнка занимает дошкольная образовательная организация. Для повышения эффективности работы с семьей важным является совершенствование взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Создание в ДОО единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса : педагогов, родителей, администрации.
Цель взаимодействия ДОО и семьи – создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации воспитания, координация воспитательных усилий, выработка общего подхода к вопросам изучения и воспитания ребенка. Задача педагога - помочь родителям найти верные педагогические решения, дать необходимые педагогические знания.
Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, воспитательную, контролирующую и др.
В ходе опытно-поисковой работы была разработана и внедрена система взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, направленная на определение эффективных форм сотрудничества с родителями в воспитании детей дошкольного возраста. Была организована формирующая работа в сотрудничестве с родителями. Для этого нами были использованы разнообразные формы сотрудничества:
- родительское собрание
- организация консультативной деятельности.
- день открытых дверей;
- совместная детско-взрослая проектная деятельность;
- конкурс рисунков;
- информационные стенды;
- присутствие родителей во время проведения игр с детьми;
- домашние задания для совместной работы родителей и детей.
Что мы получили в результате?
Презентация ДОО – в результате такой формы родители имеют возможность познакомиться с нормативной базой, с содержанием работы с детьми, о платных и бесплатных услугах в детском саду.
Открытые занятия для родителей – познакомили со структурой и спецификой ДОО, с формой проведения занятий, прогулок и т. д.
Круглый стол - с участием специалистов обсуждаем актуальные проблемы. В занимательной форме специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их.
Групповые собрания - знакомим родителей с содержанием, задачами и методами воспитания определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Это дает возможность родителям не только накапливать знания в области воспитания детей, но устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Самым важным мы считаем, что при такой организации работы с родителями воспитанников мы добились открытости детского сада для семьи, где родителям обеспечивается возможность не только знать и видеть, как живет и развивается ребенок, но и принимать участие в создании активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском саду, где родители – активные участники и помощники
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников вызвали у педагогов желание обновить содержание консультаций, дискуссий, сделать их более интересными, актуальными. Возникла потребность в самообразовании, поиске разнообразных методов общения с родителями. Это позволило перейти к новым формам отношений родителей и педагогов и реализовать открытость ДОО. Педагоги стали готовы открыть себя в какой-либо деятельности, рассказать об успехах, поделиться тревогами, при этом соблюдая такт и избегая панибратства.
Таким образом, было отмечено, что после проведения формирующей работы, организованной в сотрудничестве с родителями дети стали значительно чаще проявлять эмоциональную отзывчивость и познавательные основы и использование различных форм взаимодействия дошкольной организации с семьей способствовали повышению эффективности работы с родителями. Наша гипотеза подтверждена.