Лучший педагог года

Проект «Экологическая тропа»

Никоненко Ирина
Проект «Экологическая тропа»

1. Актуальность.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

2. Этапы создания и оформления тропинки

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

• составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

• выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий.

3. Цели, задачи и ожидаемые результаты

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п., совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.

Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

4. Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

• Познавательные беседы

• Дидактические игры

• Проведение наблюдений за объектами природы

• Подвижные игры

• Организация экскурсий по экологической тропе

• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

• Оформление материалов проекта

5. Реализация проекта.

Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически грамотно в природе.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы

Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.

Продукт проектной деятельности: план-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, папки-проекты, рисунки, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры, коллекции.

1 этап. Подготовительный.

Проектная деятельность Задачи

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа» Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта

Изготовление дидактических пособий по теме Обеспечение проекта наглядными материалами

2 этап. Содержательный

Название Цель

«Дорожки здоровья»

(площадка 2 группы) -позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

-развитие физической силы, гибкости тела, координации движений ребёнка.

«Птичий дом»

(площадка 4 группы) -прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;

-знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле;

-развивать познавательную способность дошкольников.

Альпинарий -формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы)

Клумба «Звёзда» - уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- дать представление о сезонных работах в цветнике;

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;

- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;

Еловый лес -сравнить хвойные и лиственные деревья

-учить делать выводы

Метеостанция -развитие наблюдательности, умение делать выводы, обобщать;

-обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Огород -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;

- развивать интерес к выращиванию овощных культур;

- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;

«Зелёная аптека» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

«Берёзовая роща»

(стадион) -наблюдение за березами разного возраста и разной толщины

-развивать умение сравнивать и анализировать

Сад Пионов

-эстетическое воспитание

-познакомить с необычным цветком-пионом

Коллекция Бабочек

(площадка 6 группы) -научить видеть красоту живой природы

-прививать интерес к изучению насекомых родного края

-развивать умение сравнивать

«Лебединое озеро»

(площадка 14 группы) -расширять знания об экологических зонах и их обитателях

-развивать умение составлять описательный рассказ на основе увиденного

«Лавочка- отдыхалочка»

(площадка 2 группы)

-сенсорное развитие детей во время прогулок

-беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)

-эстетическое развитие

-чтение художественной литературы

-формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе

3 этап. Итоговый

Проектная деятельность Задачи

Беседа по итогам экскурсии по тропе.

Обобщение знаний по проекту «Экологическая тропа». Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Выставка детских рисунков Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

Литература

1. Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. «От рождения до школы» под редакцией– М. : Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.

2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : Просвещение, 2009. - 256 с.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.

4. Рыжова Н. А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.

5. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.

Публикации по теме:

Проект «Экологическая тропа»Проект «Экологическая тропа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №200 «Детский сад комбинированного вида» Проект «Экологическая тропа».

Проект «Экологическая тропа» .

Конспект НОД «Экологическая тропа» НОД «Экологическая тропа» Цель: Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представление о посадке.

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая Тропа»Познавательно-исследовательский проект «Экологическая Тропа» Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа" Актуальность Одним из приоритетных направлений деятельности нашего государства.

Проект «Экологическая тропа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №94" г. Перми. Проект «Экологическая тропа». Руководитель.

Проект «Экологическая тропа» В нашем учреждении созданы все условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Огромное внимание уделяется экологическому.

Проект «Экологическая тропа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 Экологический проект Экологическая тропа Подготовила.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры» Составила :Бондарь А. П. воспитатель ГБДОУ №69 Выборгского.

Проект «Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» МКОУ «Детский дом №1 «Родник» Принято «Утверждаю» на педагогическом совете Директор МКОУ «Детский дом педагогов МКОУ «Детский дом № 1.

Проект «Экологическая тропа» ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МЕДНОГОРСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 18:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД