Получи документы

Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр»

Елена Шапран
Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4

ПРОЕКТ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ

ИГР»

Подготовила и провела

воспитатель группы № 9: Шапран Е. Н.

г. Химки

2019г.

Проект

По доминирующей деятельности: игровой, развивающий.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: среди детей одной группы.

По продолжительности: долгосрочный

Публикация «Проект „Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах

Актуальность. Проблема эмоционального самочувствия детей в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности ребенка. Эмоциональное самочувствие ребенка во многом определяется характером его отношений со сверстниками. 5-6 летний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ним в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно по многу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («он хорошо дежурит», для игр и занятий – тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем. Он меня защищает»).Я бы с Настей посидел на занятии, а то Петя мне мешает» и т. д. Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники, проявляющие агрессивность, неспокойные, отвлекающиеся.

Уровни взаимоотношений в детской группе: отношения «симпатии-антипатии», «деловые» отношения, «оценочные» отношения. Коломинский Я. Л. выделял ступени статусной дифференциации детей: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «изолированные». И если положительные взаимоотношения со сверстниками формируют у ребенка доброту, отзывчивость, искренность, правдивость; то конфликтные - отчужденность, грубость, скрытность, элементы агрессии. И дети «терпят неблагополучие среди сверстников.

Цель проекта : Исследование влияния сюжетно-ролевой игры на формирование эмоционального благополучия ребенка.

Из поставленной цели выделены следующие задачи:

1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника.

2. Создать условия для сплочения детского коллектива: стимулировать детей к пониманию чувств других, стремлению оказывать поддержку и сопереживать;

3. Подобрать сюжетно-ролевые игры на формирование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевые игры на формирование эмоционального благополучия ребенка.

Считаю, что задачи взаимосвязаны, так как для определения эмоционального самочувствия ребенка необходимо не только выявить внешнюю картину взаимоотношений детей в группе, но и зафиксировать содержательную сторону взаимоотношений. И от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду зависит насколько конструктивным будет его вхождение в социум.

Ожидаемый результат. Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения. Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры. Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.

I этап проекта – Проектировочный.

В него входит:

1. Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

2. Организация ресурсного обеспечения проекта.

3. Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.

4. Проведение диагностики взаимоотношений детей.

В начале проектировочного этапа была проведена диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет?» в которой были задействованы 16 воспитанников. Ее цель: выявить реальные взаимоотношения детей через игру. Воспитатель должен был узнать:

1. Кто из детей данной группы к кому хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий.

2. Как относятся все остальные дети к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо, или плохо. Кто эти дети.

3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его.

4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам,, кто его выбирает и кто должен был его выбрать по его предположению.

Таким образом, были определены следующие группы:

• Лидеры (наиболее благополучные в общении дети);

• Дети, менее выбираемые в общении (не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и крайне не уверены в себе);

• Отверженный ребенок (дети с ним общаются меньше всего).

Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» составляет 56%, «дети, наименее выбираемые в общении» - 32%. Данный показатель говорит о том, что в группе оппонентов многие нуждаются в коррекции взаимоотношений. Процесс адаптации проходит у каждого ребенка по-разному. На это существует масса причин, в том числе и создаваемые воспитателем условия. Категория «отверженные дети» составляет 12%. Это можно объяснить тем, что ребенок не инициативный, при разговоре со взрослым испытывает страх, не охотно вступает в разговоры со сверстниками, на вопросы воспитателя отвечает с большим затруднением.

II этап – Формирующий.

Цель состоит в реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками.

1. Формирование положительного отношения к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении.

2. Закрепление у детей на конечном этапе знаний о нормах и правилах поведения.

3. Развитие игровых умений.

4. Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Для решения задач формирующего этапа я руководствовалась планом организации и проведения сюжетно-ролевых игр.

1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа о нем, проведение сюжетно-ролевой игры «Дружба как стекло – разобьёшь не сложишь» .

2. Сюжетно-ролевая игра «Телефонные разговоры»

3. Сюжетно-ролевая игра «Вместе весело шагать»

4. Сюжетно-ролевая игра «Мир без друга»

5. Беседа «Раскроем тайну пословиц» и проведение сюжетно-ролевой игры «Помогай другу везде, не оставляй его в беде» и т. д.

Большое внимание уделялось формированию дружеских и теплых отношений, а от меня как воспитателя требовалось обучение детей позитивным приемам общения, развитие умения анализировать причины конфликтов и самостоятельно их регулировать. В совместной игре с детьми я постепенно подводила к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Сначала мы учились слушать друг друга и продолжали рассказ партнера. Детям предлагалось играть по- новому, будем вместе придумывать общую игру «Бабушкина избушка». Привлекались и малоактивные дети, которые предпочитают отмалчиваться, так в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы. По мере овладения умениями самостоятельно комбинировать разнообразные события, дети стали включаться в роли, принадлежащие разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, баба яга и продавец). Игра осуществлялась в форме телефонных разговоров персонажей.

Вывод: дети активно вступали в беседу с воспитателем, поддерживали ролевой диалог, дружно принимали участие в играх.

III этап – Рефлексивный.

1. Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.

2. Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Для того, чтобы проверить эффективность проекта, была проведена контрольная диагностика. Сравнительный анализ показал, что проведение сюжетно-ролевых игр способствовало налаживанию коллективных взаимоотношений детей со сверстниками. Коэффициент «лидера» увеличился на 6 %, коэффициент «дети, менее выбираемые в общении» увеличился на 6 %. Анализ показал, что дети отнесенные к категории «Отверженные дети» были приняты в группу «Дети, менее выбираемые в общении». В ходе реализации проекта можно отметить у данных детей повышение активности, стремление действовать самостоятельно и согласовано с другими детьми и взрослыми.

Вывод: в результате подтвердилось мое предположение о том, что сюжетно-ролевые игры положительно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и, тем самым, создают эмоциональное благополучие для детей в группе.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.

Алгоритмы сюжетно-ролевых игр например: «Поликлиника» Программное содержание: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Эмоциональное развитие ребенка посредством театральной деятельности Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Проект «Организация сюжетно-ролевых игр» ПРОЕКТ Тема: «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО».

Проект «Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада» Тип проекта: Игровой, творческий. Срок реализации: среднесрочный (февраль 2016--май 2016г.). Участники проекта: групповой (воспитатели,.

Уголок сюжетно-ролевых игрУголок сюжетно-ролевых игр Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие.

Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками Эмоциональное благополучие ребенка в группе во взаимодействии со сверстниками. Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка — жизнь без капризов» Эмоциональное благополучие ребенка – жизнь без капризов. Эта статья рассчитана на родителей, у которых дети дошкольного возраста. В основу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр»
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 22:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД