Лариса Патрикеева
Проект «Юные агрономы»
Название проекта : «Юные агрономы» - для развития речи и познавательных интересов у детей старшей логопедической группы.
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности с ТНР, учитель-логопед, родители.
Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, информационно-исследовательский
Цель проекта : Расширение и активизация словарного запаса по теме «Овощи, фрукты, растения, труд людей в саду/огороде»; развитие связной речи, грамматического строя, фонематического слуха, мелкой моторики и познавательных процессов через практическую и исследовательскую деятельность.
Публикация «Проект „Юные агрономы“» размещена в разделах
- Агроном. Знакомство с профессией
- Проекты, проектная деятельность
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Задачи проекта (с логопедическим уклоном) :
1. Познавательные:
* Познакомить детей с различными видами культурных растений (овощи, зелень).
* Сформировать представления об условиях, необходимых для роста растений (свет, вода, тепло, почва).
* Познакомить с трудом агронома, садовода, овощевода.
* Развивать наблюдательность, умение делать простые выводы.
2. Речевые:
* Обогащать и активизировать словарь по теме (названия овощей, частей растений, инструментов, действий).
* Развивать связную речь (составление описательных рассказов об овощах, о процессе ухода за растениями, пересказы).
* Формировать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, употребление предлогов, образование уменьшительно-ласкательных форм, множественного числа и т. д.).
* Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа (игры со звуками в названиях овощей).
* Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в тематической лексике.
3. Практические и развивающие:
* Развивать мелкую моторику (посадка семян, уход за растениями).
* Воспитывать трудолюбие, ответственность, бережное отношение к природе.
* Формировать навыки сотрудничества.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап (1-2 недели)
Деятельность логопеда:
* Подбор методической литературы, наглядных пособий (картинки, муляжи, презентации).
* Создание развивающей среды: оформление уголка «Наш огород» (можно с использованием "звуковичков").
* Подготовка семян (лук, укроп, петрушка, горох, фасоль, томаты, перец) контейнеров, почвы, инструментов (маленькие лопатки, лейки).
* Планирование занятий, игр, бесед.
* Привлечение родителей (информационные стенды, просьбы принести семена, контейнеры).
Логопедические задачи:
* Вводные беседы: «Что растет на огороде?», «Кто такой агроном?».
* Рассматривание иллюстраций, муляжей овощей, семян.
* Артикуляционная гимнастика «Веселый огородник».
* Игры на развитие слухового внимания: «Угадай по звуку (шуршание семян, звук льющейся воды)».
II. Основной (практический) этап (несколько недель/месяцев – в зависимости от роста растений)
Деятельность логопеда и детей:
1. «Знакомство с семенами» :
* Рассматривание семян (форма, цвет, размер).
* Игры: «Чудесный мешочек» (угадай на ощупь, «На что похоже семечко?».
* Логопедические задачи: Обогащение словаря (семя, семечко, мелкое, крупное, круглое, овальное, развитие тактильных ощущений, связной речи (описание семян).
2. «Готовим землю, сажаем семена» :
* Беседа о почве.
* Практическая деятельность: наполнение контейнеров землей, посадка семян.
Логопедические задачи: Активизация глагольного словаря (копать, сажать, поливать, сыпать, согласование слов в предложении, развитие мелкой моторики.
3. «Уход за растениями» :
* Ежедневные наблюдения за всходами, полив.
* Ведение «Дневника наблюдений» (зарисовки, пиктограммы, короткие записи с помощью логопеда).
Логопедические задачи: Развитие наблюдательности, связной речи (составление предложений о том, что сделали, что увидели, использование предлогов (в, на, под, над).
4. «Что нужно растениям для роста?» :
-Эксперименты: одно растение на свету, другое в темноте; одно поливаем, другое нет.
-Беседы, чтение познавательной литературы.
Логопедические задачи: Развитие логического мышления, умения делать выводы, составление сложноподчиненных предложений (Если., то.).
5. «Знакомство с овощами/зеленью» (по мере роста) :
-Рассматривание выросших растений.
- Игры: «Узнай по запаху/вкусу», «Что где растет? (на грядке, в земле)», «Вершки и корешки».
-Загадки об овощах.
- Логопедические игры: «Один-много» (лук – лука, «Назови ласково» (помидор – помидорчик, «Какой сок? Какое пюре?» (морковный сок, морковное пюре, «Сосчитай-ка» (один огурец, два огурца… пять огурцов).
-Звуковой анализ слов-названий овощей.
6. Творческая деятельность:
Рисование, лепка, аппликация на тему «Овощи», «Огород».
Изготовление поделок из природного материала (если есть).
Инсценировки сказок («Репка» на новый лад).
Логопедические задачи: Закрепление лексики, развитие мелкой моторики, творческого воображения.
7. Акция «Посади свой помидор». Дети выращенную рассаду высаживают и выращивают дома, делая фотоотчет.
III. Заключительный этап (1-2 недели)
* Деятельность логопеда и детей:
* Сбор «урожая» (если это зелень, лук).
* Приготовление простого блюда (например, салат из зелени с помощью воспитателя).
* Итоговая беседа: «Чему мы научились? Что узнали нового?».
* Оформление выставки «Наш огород на подоконнике» (рисунки, поделки, дневники наблюдений).
* Логопедические задачи:
* Обобщение полученных знаний.
* Развитие коммуникативных навыков.
* Составление рассказов о своем опыте.
* Закрепление всего пройденного лексико-грамматического материала.
Ожидаемые результаты:
-Дети будут иметь представления о растениях, условиях их роста, труде людей.
- из выращенных томатов дети приготовят салат или другое блюдо.
-Значительно расширится и активизируется словарный запас по теме.
- Улучшится грамматический строй и связная речь.
- Развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
- Воспитание интереса к природе, трудолюбия.

