Получи документы

Проект «Занимательная астрономия» для дошкольников

Татьяна Агапова
Проект «Занимательная астрономия» для дошкольников

Проект “ Занимательная астрономия”

Введение

Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая. Она занимает одно из важнейших мест в дошкольной педагогике. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Публикация «Проект „Занимательная астрономия“ для дошкольников» размещена в разделах

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И. Г. Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Занимательная астрономия».

Цель проекта :

Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Объект изучения стал неизведанный для нас мир Вселенной, в данном случае – Созвездия.

Гипотеза: Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут являться источником познания и умственного развития дошкольников.

Задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность;

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности;

4. Формировать опыт выполнения техники безопасности при работе с разнообразными материалами (стекло, дерево, металл).

Ожидаемый результат:

После завершения проекта дошкольники смогут :

1. Проявлять устойчивый познавательный интерес к Космосу, астрономии, Созвездиям.

2. Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими детьми);

3. Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми);

4. Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

5. Испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами.

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1. На первом этапе для проведения выявления аналитико-диагностического уровня познавательной активности используется наблюдение.

Наблюдение, как метод сбора научной информации позволяет систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты данного исследования. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные подтверждаются при выявлении результатов в конце проекта. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников я выделила следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) :

(используется метод наблюдения)

- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);

- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);

- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);

- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника : низкий, средний, высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость.

Так же я использовала методику оценки интегративного качества «Любознательный, активный». Для критерия «проявление ребенком интереса к миру, Космосу, себе» возможны следующие показатели:

- задает вопросы познавательной направленности;

- с удовольствием исследует, экспериментирует;

-любит слушать познавательную литературу;

-умеет использовать разные источники информации;

-замечает новое в окружающем (предметы, людей, события).

Для критерия «активно участвует в образовательном процессе» возможны следующие показатели:

- умеет выбрать и начать деятельность без указаний взрослого;

-проявляет высокую степень вовлеченности в предпочитаемые виды деятельности;

-активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.

2 этап работы – подготовительный

Создание развивающей среды

Работа над проектом началась с создания развивающей среды. В 2016 году был создан макет Созвездий «Занимательная астрономия».

Функции макета:

Макет «Занимательная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. Здесь дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают о Созвездиях животных, встречающихся на небе; учат стихотворения и загадывают загадки с помощью взрослых.

3. На третьем этапе для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Составление перспективного плана проекта.

План составлен на год. Работа проводится в средней группе.

Месяц Название вида деятельности Задачи

Сентябрь Введение в проект “ Занимательная астрономия”. Знакомство, рассматривание Знакомство с обитателями Космической системы, Показ презентации работы с макетом.

Октябрь Созвездие “Лев”

Знакомство с созвездием. Рассматривание нахождение на нем звезд. Чтение стихотворения об этом созвездии. Познакомить детей с созвездием.

Формировать интерес и познавательную активность детей.

Развивать речь посредством вопросов и загадок.

Развивать наблюдательность.

Ноябрь Созвездие “Рак”

Созвездие “Дельфин” Развивать способность сравнивать расположение звезд на данных созвездиях.

Декабрь Созвездие “Малая Медведица”

Созвездие “Большая медведица” Учить находить сходство и различия между двумя созвездиями.

Учить высказывать свое мнение.

Воспитывать интерес при работе с материалом.

Январь Созвездие “Жираф” Развивать познавательный интерес ребенка посредством занятий с макетом созвездий.

Развивать наблюдательность у детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости делать выводы.

Февраль Созвездие “Черепаха”

Созвездие “Лебедь” Развивать познавательную активность детей. Воспитывать терпимость к другому в процессе задавания вопросов по новому материалу.

Март Созвездие “Рысь” Учить сравнивать расположение звезд в данном созвездии.

Устанавливать причинно – следственные связи.

Апрель Созвездие “Лисица” Учить сопоставлению реального животного и животного в созвездии.

Помогать отвечать на вопросы, устанавливать связь между объектами.

Май Обобщающее занятие “Карта созвездий”. Мероприятие с родителями. Дать родителям представление о космосе, космическом пространстве солнечной системе и созвездиях глазами детей.

Результаты проекта

Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников.

По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Публикации по теме:

Проект во второй младшей группе «Занимательная математика»Проект во второй младшей группе «Занимательная математика» АДОУ «Детский сад №48» г. Верхняя Пышма Проект во 2 младшей группе «Солнышко»: «Занимательная математика» Тип проекта: информационно.

Краткосрочный проект в старшей группе «Занимательная математика» Краткосрочный проект в старшей группе по теме: «Занимательная математика» «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить.

Лепбук «Занимательная математика»Лепбук «Занимательная математика» Лэпбук «Занимательная математика»Автор: Белышева Елена Анатольевна, воспитатель первой категории Работая в дошкольном учреждении, учитывая.

«Занимательная математика». Лэпбук«Занимательная математика». Лэпбук Лэпбук "Занимательная математика" В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической.

Лэпбук «Занимательная математика»Лэпбук «Занимательная математика» Лэпбук по математике, предназначен для занятии с детьми 3-4 лет. Цель: закрепление элементарных математических представлении детей второй.

Познавательный проект «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе Познавательный проект на тему: «Занимательная математика» в подготовительной к школе группе Руководители проекта: Герасимова Е. С Васина.

Проект Работа кружка «Занимательная математика» Проект Работа кружка «Занимательная математика». Актуальность: Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям,.

Проект в подготовительной группе «Занимательная математика» Проект По математике в подготовительной группе №6 На тему: «Веселая математика» Выполнила : Иванченко Е. А Пояснительная.

Проект «Занимательная математика на песке» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает.

Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников»Консультация для педагогов «Занимательная математика для старших дошкольников» Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей огромный интерес. Дети могут подолгу перекладывать палочки или другие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Занимательная астрономия» для дошкольников
Опубликовано: 27 апреля 2019 в 09:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД