Татьяна Матвеева
Проект «Защитником быть — Родине служить»
Тема проекта: «Защитником быть – Родине служить»
Автор проекта:
Матвеева Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБОУ «ЦТДиЮ", г. Сегежа,
Актуальность
Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил 2025 год - Годом защитника Отечества и 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Наш город Сегежа в годы Великой Отечественной войны прифронтовой базой карельских партизан.
Публикация «Проект „Защитником быть — Родине служить“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Здесь находилась школа, где готовили специалистов для партизанских отрядов - разведчиков, радистов, минеров и др. Из города партизаны уходили в финские тылы, сюда же они возвращались на отдых. В Сегеже была сформирована 1-я партизанская бригада под командованием И. А. Григорьева, отсюда летом 1942 г. бригада ушла в трагический рейд, ушло 600 человек, вернулось немногим более ста.
В мирное время жители города чтят подвиг солдат, в городе есть несколько памятников, мемориалы, устанавливаются памятные доски.
Хотелось бы, чтобы нынешние дети узнали больше о героической истории города.
Объектом исследования станут различные информационные источники, позволяющие проследить историю праздника Дня защитника Отечества, создания памятников города Сегежи, посвященным защитникам Отечества в разные годы.
Предметом исследования памятники города, посвященные солдатам разных исторических периодов.
Гипотеза исследования. Предполагаю, что дошкольники узнают о памятных местах города, его истории и почувствуют себя частью исторических событий города и страны.
Цель: Создать условия для формирования морально-нравственных качеств, основанных на знаниях о традициях праздника Дня защитника Отечества, истории своего родного города.
Задачи:
- воспитывать любовь к Родине;
- сформировать общее представление об основных памятниках, определяющих облик родного города;
- расширять кругозор участников проекта на основе информационного и наглядного материала, доступного пониманию всех категорий участников проекта.
- привлечь родителей к совместной деятельности по обогащению и организации предметно-развивающей среды.
Тип проекта: краткосрочный; 13 января 2025 года – 07 марта 2025 года.
Вид проекта: познавательно-игровой
Этапы работы над проектом
1этап. Подготовительный. Срок: 13 января – 02 февраля 2025 г.
2этап. Практический. 03 – 26 февраля 2025 г.
3этап. Заключительный. 26 февраля - 07 марта 2025 г.
Этапы работы над проектом
1этап. Подготовительный
Срок: 13 января – 02 февраля 2025 г.
1. Подготовка условий для реализации проекта. (Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта и предмета исследования).
2. Подбор информационного и наглядного материала для родителей и детей. (Поиск материала по истории Дня защитника Отечества, истории памятников города Сегежи).
3. Информирование и привлечение родителей к реализации проектной деятельности с детьми.
4. Обогащение и организация предметно-развивающей среды (подбор материалов для изготовления дидактических игр и пособий, посвященных Дню защитника Отечества).
Вывод: на данном этапе был подобран материал по истории Дня защитника Отечества, в проект вовлечены родители и дети, запланированы мероприятия для реализации задач проекта.
2 этап. Практический
Срок: 03 – 26 февраля 2025 г.
Цель: Создать условия для формирования морально-нравственных качеств, основанных на знаниях о традициях праздника Дня защитника Отечества, истории своего родного города.
Задачи:
- создать развивающую предметно-пространственную среду о традициях праздника Дня защитника Отечества в кабинете учителя-логопеда;
- сформировать общее представление о военных профессиях, родах войск, атрибутах профессии военного;
- сформировать общее представление о памятных местах родного города;
- создать стенгазету и игру-ходилку совместно с детьми и родителями;
- воспитывать любовь к Родине.
Содержание практической части проекта
1. Оформление кабинета.
Подборка материала для оформления, размещение материалов в кабинете.
2. Артикуляционная гимнастика «Воин бравый»,
комплект карточек
Изображения были взяты из открытых источников, изменены мной в графическом редакторе.
Комплект состоит из 16 двухсторонних карточек. Первая сторона - изображения солдат, выполняющих упражнения. Вторая - символы артиукуляционной гимнастики.
3. Дидактическая игра «Рода войск»
Оборудование: 6 карточек лото, 6 военных человечков, 6 эмблем военных сил и 6 флагов.
Изображения были взяты из библиотеки изображений МААМ, распечатаны мной на принтере, вырезаны, покрыты слоем ламинации, вырезаны с защитным слоем.
4. Развлечение «Муравейник»
Для проведения "Муравейника" в кабинете были созданы зоны для игр. Для детей они назывались "станции". Всего станций было 8.
На руку каждого участника был прикреплен браслет с цифрами от 1 до 8 в разном порядке. Для них это был путевой лист. На нем отмечалось прохождение станций.

5. Создание стенгазеты «Никто не забыт – ничто не забыто»
Этапы создания стенной газеты
Подготовка
Родителей попросили посетить памятные места нашего города, запечатлеть детей на фоне памятников.
Фотографии родители прислали мне, я их распечатала.
На групповом занятии в среду мы завершили работу над газетой, украсив ее небольшими деталями.

6. Создание игры-ходилки «Путешествие по городу Сегежа»
Во время реализации проекта "Защитником быть - Родине служить" мне активно помогали родители воспитанников.
По моей просьбе родители вместе с детьми посетили памятники нашего города, сделали фотографии, отправили мне.
На основе фотографий были сделаны газета и игра-ходилка.

7. Проведение занятий с использованием игры-ходилки «Путешествие по Сегеже»
Данная игра посвящена Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Игровое поле представляет собой карту с памятниками города Сегежи.
Данная игра была проведена с обучающимися и их родителями по программе "Логопедические игры" в феврале 2025 года.

Вывод: В ходе реализации проекта дети и их родители получили много положительных эмоций. Дошкольники обогатились новыми знаниями и умениями. Родители помогли в создании стенной газеты и игры- ходилки, активно поучаствовали в развитии детей.
3 этап. Заключительный
Срок: 27 февраля – 07 марта 2025
1. Сбор и оформление материала по проекту;
2. Презентация проекта в МБОУ «ЦТДиЮ»;
3. Распространение опыта практического результата в педагогических коллективах города и сети «Интернет».
Вывод:
Материальная база объединения значительно пополнилась.
На данном этапе были собраны все материалы и представлены на Педагогическом совете в виде отчета и презентации перед педагогами МБОУ «ЦТДиЮ», где был получен положительный отклик от коллег. Практический материал был опубликован на Международном образовательном портале МААМ.
Задачи проекта выполнены в полном объеме.
Список используемой литературы:
1. Растим патриотов России. - М. : Детство-Пресс, 2016. - 288 c.
2. Сайт МБУ «Музейный центр г. Сегежи» - https://segezha-museum.ru
3. Материалы цифровой библиотеки МААМ. ру
4. Материалы сети Интернет