Лучший педагог года

Проект «Здоровье на кончиках пальцев»

Татьяна Щербина
Проект «Здоровье на кончиках пальцев»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЗДОРОВЬЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

АВТОР:

…. Щербина Т. В.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - это сложное понятие, которое рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

Публикация «Проект „Здоровье на кончиках пальцев“» размещена в разделах

Ухудшения в состоянии здоровья способствуют снижению мотивации детей к образовательной деятельности, снижению творческой активности, замедлению физического и психического развития, вызывают отклонения в социальном поведении. Это обязывает нас,дошкольных работников, углубленно работать над проблемой сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка являются развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований дает вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

В 20 веке такие исследователи, как Л. С. Выгонский, А. Р. Лурия, А. Валлон и другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляют фундамент умственного развития.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, мы решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель — снижение заболеваемости детей.

Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным за­болеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т. к. мозг напрямую связан с работой пальцев и двигательной активностью ребенка. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1 тыс. важных биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность органов человека.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Здоровье на кончиках пальцев»

Вид проекта

По составу участников-коллективный.

По срокам реализации-краткосрочный

Тип проекта-

практико-ориентированный

База реализации пректа

Детский сад «Искорка»

Участники проекта

-дети 3-4 лет

-воспитатели

-родители

Сроки выполнения пректа

Начало: февраль 2015 г.

Окончание : март 2015г.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : сохранение и укрепление здоровья детей;

развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта :

-для педагога:

научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Средства достижения поставленных задач:

применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

использование пальчиковой гимнастики в режимных моментах, в непосредственно-образовательной деятельности;

информационные листы для родителей;

разучивание стихов, потешек;

использование атрибутов к пальчиковой гимнастики.

Предполагаемый результат:

Дети:

-развита двигательная активность;

проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

-Воспитатели:

-повышение теоретического уровня и профессионализма;

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

-самореализация.

Родители:

родители стали единомышленниками с педагогами по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Виды деятельности

Содержание

Изучение тематики,формулировка проблемы.

Раскрытие эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по развитию мелкой моторики рук, развития речи; психических процессов с помощью пальчиковой гимнастики.

Ежедневная профилактика

1. Утренняя гимнастика (использование пальчиковой гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений)

2. Самомассаж рук резиновыми мячиками, крупами, пуговицами разного размера и формы, камешками, бусинками.

3. На физминутках разминка для пальцев :

-хватательные движения (сжать пальцы в кулапк, расжатьть;

-сюжетные пальчиковые и гры «Пальчики здороваются», «Коготки»;

-самомассаж кисти рук с помощью пальцев другой руки «Надеваем перчатку»;

4. -Водные процедуры: полоскание рук в прохладной воде.

5. Гимнастика после сна: использование комплексов пальчиковой гимнастики.

Беседы

1. «Если хочешь быть здоров :

пальчиковые гимнастики : «С добрым утром»; «Пальчики здороваются»; «Как живешь»;

2. Беседа-игра, включающая прибаутки, потешки, используемые в развитии культурно-гигиенических навыков:

«Мышка мыла лапки» и т. п.

3. «Зачем нам нужны руки»- пальчиковые гимнастики : «Дружные пальчики»; «Помощники»; Пирожки»; «Строим дом»; «Сказочка о пальчиках»;

4.»Как ухаживать за руками»-пальчиковые гимнастики : «Варежки»; «Моем ручки»;

5. Сказка-беседа «Мойдодыр»

Игры

Игры – манипуляции: «Сорока, сорока», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,

Сюжетные пальчиковые игры : «Птички», «Елка», «Распускается цветок», «Грабли» и др.

Пальчиковые упражнения в сочетании с массажем кистей и пальцев рук «Помоем руки под горячей струёй воды», «Надеваем перчатки», «Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек»

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

«Сказка», «Зайчик», «Коза», «Кошка», «Курочка», «Мышка», «Собачка» и др.

«Мозаика»;

«Пирамидки»;

«Разноцветные бусы»;

«Найди клад» (поиск предметов в сухом бассейне);

«Чудесный мешочек»;

«Пазлы»;

Сюжетно-ролевые игры «Семья»;

«Больница»;

Театрализованные игры (пальчиковый и кукольный театры).

Прогулка и физкультура

-На физкультурных занятиях- пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти рук в заключительной части занятия.

В конце физкультурного занятия можно проводить комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».

-На прогулке пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки по теме наблюдений за живыми и неживыми объектами: «Ласковая кошечка»; «Дерево»; «Строим дом» и т. д.

-При проведении подвижных игр пальчиковая гимнастика используется в зачине или в ходе подвижной игры.

Досуги, развлечения

«Веселись, детвора»;

«Мы ловкие, умелые, сильные и смелые».

Работа с родителями

-Информационный стенд (рубрики, освещающие вопросы развития мелкой моторики; практические рекомендации по проведению паликовой гимнастики;

-Консультации индивидуальные и групповые: «Как правильно проводить с ребенком пальчиковую гимнастику»; «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»; «Пальчиковые игры и гимнастика для рук»; «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук ребенка»;

-Индивидуальные беседы «Дети и мелкая моторика рук».

-Родительское собрание «Знакомство с проектом «Здоровье на кончиках пальцев».

-Картотека пальчиковых гимнастик.

-Оформление фотовыставок: «Пальчиковые сказки»; «Говорящие пальчики»

-Информационная корзина «Шкатулка вопросов».

-Анкеты.

-Семинар-практикум: «Играем пальчиками и развиваем речь».

Анализ проделанной работы

Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе здоровьесбережения» Педагогический проект "Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности на основе управления процессами здоровьесбережения".

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Здоровье на кончиках пальцев»
Опубликовано: 11 января 2015 в 12:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД