Лучший педагог года

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Земля — наш общий дом»

Шустова Татьяна Викторовна
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Земля — наш общий дом»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.

Публикация «Познавательно-исследовательский долгосрочный проект „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической и нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы экологических представлений. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка бережного отношения и осознанного поведения в окружающей среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по экологическому воспитанию дошкольников, формированию у них экологической культуры необходимо разработать комплекс мероприятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, ощущения единства с природой. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

ПРОБЛЕМА:

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

ГИПОТЕЗА:

Целенаправленная работа по экологическому воспитанию дошкольников будет осуществляться эффективно, если:

- будет вестись систематическая работа на занятиях;

- работа по экологическому воспитанию будет вестись и в повседневной жизни с привлечением родителей.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА :

Тип проекта : познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы «Огоньки», воспитатели, родители.

Срок реализации: 01.09.2016 года по 07.04.2017 года.

Цель проекта : формировать у детей основы экологического знания, экологической культуры, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта :

Обучающие:

• Закреплять знания детей об экологии;

• Расширять знания детей о живой и неживой природе;

• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Развивающие:

• Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы, закреплять способы правильного взаимодействия с объектами природы.

Предварительная работа:

Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о…» и прочее;

• Использование календаря природы- дети отмечают состояние, изменения в природе и окружающем (одежда, труд людей);

• Для исследовательской деятельности создание лаборатории (картотека опытов, разнообразные виды колб, мензурок, предметных стекол; увеличительные стёкла, модели почв);

• Рассматривание разнообразных плакатов, альбомов, энциклопедии по теме, подобрана художественно- публицистическая литература о природе.

Ожидаемые результаты:

у детей:

- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;

- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

педагоги:

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

- пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

родители:

- обогащение уровня экологических знаний родителей;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;

- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

- возможность участвовать в совместных экологических проектах.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы Содержание Участники

I этап- подготовительный

(август-сентябрь 2016г.) 1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.

3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.

4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

5. Разработка тематического планирования мероприятий.

II этап- основной- практический

(октябрь-февраль) 1. Разработка конспектов НОД, сценариев, эколого-музыкальных праздников, игр.

2. Расширение первоначальных детских представлений, накопление полученных знаний о правилах поведения в природе, общественных местах через НОД.

3. Беседы с детьми, заучивание стихов, чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии.

3. Пропаганда среди родителей и педагогов по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста через консультации.

4. Разработка консультаций для родителей по формированию экологической культуры.

5. Осуществление контроля за ходом работы по реализации проекта.

III – заключительный

(март 2017г.) 1. Презентация из опыта работы ДОУ по реализации проекта «Земля – наш общий дом».

• Организация выставок поделок, рисунков, изготовленных совместно педагогами детьми, родителями.

3. Обобщение и распространение опыта по проведению экологических мероприятий: в семье, детском саду.

4. Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Формы реализации проекта :

• Экологические занятия.

• Наблюдения и экологические экскурсии.

Познавательное чтение.

• Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

• Природоохранные акции.

• Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Уголок экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т. д.).

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

6. Огород на окне в группе.

7. Возможность участия воспитанников, родителей в конкурсах и смотрах.

8. Интернет ресурсы, проведение презентаций.

9. Высокий профессиональный уровень педагогов ДОУ.

Результаты проекта :

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появился интерес к явлениям и объектам природы;

- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

№ Мероприятия, содержание Срок проведения Ответственный

С детьми

1. Презентация проекта развлечение с элементами КВН «День Земли»

Апрель Воспитатели,

Музыкальный руководитель

2. • Дидактические и экологические игры:

- ходит капелька по кругу

- земля, вода, огонь, воздух

- что где растет?

- построим дерево

• Имитационно-подражательные игры;

• Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе;

• Заучивание пословиц, поговорок о явлениях в природе;

• Чтение художественной литературы;

• Выставка рисунков «Сохраним природу»

- конкурс поделок «Дары осени» (поделки из бросового материала);

- конкурс «Огородная сказка»

- игровые задания;

- картотека «Подвижные игры», «Дидактические игры» по экологии. В течение учебного года Воспитатели

3. Непосредственно образовательная деятельность:

- «Мой край родной Саратовский край»

- «Вода- волшебница»

- «Удивительный песок»

- «Лес- наше богатство»

- «Где прячется воздух?»

- «Через добрые дела можно стать юным экологом»

-«Земля – наш общий дом»

- «Посадка лука»

художественное творчество:

- «Осень золотая»

- «Рябина»

- «Экологические знаки»

- «Сохраним природу»

- «Таинственный лес»

Коллективная работа «Деревья на участке» В течение учебного года Воспитатели

4. -Изготовление гербариев листьев

- Создание плаката «Панорама добрых дел»

- Изготовление макета «Зеленый наряд детского сада» В течение учебного года Воспитатели

5. Исследовательская и экспериментальная работа: опыты на тему:

- «Условия, необходимые для выращивания растений», «Очистка воды»

- опыты с песком, солью и др. В течение учебного года Воспитатели

6. Проведение природоохранных акций.

- «Зеленая елочка- живая иголочка»

- «Берегите наш город от мусора»

- «Покормите птиц»

- «Скворечники» Декабрь-март Воспитатели

7 Труд:

Полив комнатных растений

Мытье комнатных растений

Черенкование комнатных растений

Субботник на территории детского сада

Сезонные наблюдения за растениями, животными и птицами

Кормление птиц зимой

Уборка территории детской площадки от мусора в режимных моментах

Труд детей на огороде В течение учебного года

9. Наблюдения за явлениями живой и неживой природы:

- Цикл наблюдений за животными и птицами;

- за облаками,

- распусканием почек, листьями и др. В течение учебного года

Апрель Воспитатели

10. Беседы:

- Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, правильно питайся!»;

- Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций;

- Беседа о значении природы в жизни человека (дид/игры);

- Беседа «Вода – это жизнь»

- Беседа «К деревьям в гости»

- Беседа «Помогите птицам»

- «Поможем природе»

- Обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок о природе. В течение учебного года Воспитатели

11. Ежедневная профилактическая работа: закаливание, профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия). В течение учебного года Воспитатели

С педагогами

12. Обучающий семинар-практикум «Экологическое воспитание и образование дошкольников». Октябрь Зам. зав. по ВМР

13. Составление картотеки методической литературы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Сентябрь - декабрь Зам. зав. по ВМР

14. Составление и выпуск информационных листов, буклетов, памяток, папок-передвижек для родителей. 1 раз в месяц Воспитатели

15. Проведение консультаций для педагогов: «Формы организации экологического воспитания дошкольников». Сентябрь, ноябрь, январь Зам. зав. по ВМР

воспитатели

16. Информация об уровне экологической подготовленности детей по итогам мониторинга. Апрель Воспитатели, зам. зав. по ВМР

С родителями

17. Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»

Экологическая акция Каждой птичке по домику» (изготовление скворечников) В течение учебного года Воспитатели

18. Консультация

- «Азбука поведения в природе»

- «Правила экологической безопасности»

- «О чем говорят растения»

- «Зеленый друг»

Памятка для родителей «Запомните правила» В течение учебного года Зам. зав. по ВМР, воспитатели

19. Рекомендации для родителей «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе» В течение учебного года Воспитатели

20. Родительское собрание «Наш дом- Земля» Октябрь Воспитатели

21. Неделя экологических сказок «Стихи и сказки собственного сочинения на экологическую тему» В течение учебного года Воспитатели

22. Фотовыставка: «Досуг с ребенком на природе» Ноябрь Воспитатели

Тематический план реализации проекта

Используемая литература:

Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2016 г

Николаева С. Н. «Юный эколог», 2015

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» М, ООО Элизе Трйдинг, 2010

Бурштейн Л. М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.

Горькова Л. Г, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. - М, 2005

Дыбина О. Б. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе» М. ; Москва-Синтез, 2015

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) М. ; Мозаика-Синтез, 2015

Веракса Н. Е, Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет) М. ; Мозаика-Синтез, 2015

Детская художественная литература:

Рассказы: Н. Сладков. Птицы.

Г. Скребицкий. На лесной полянке; Раненые деревья; Берегите птиц. В. В. Бианки. Голубые лягушки; Муравейник зашевелился; Приключения муравьишки; Чей нос лучше.

К. Ушинский. Пчелки на разведках. Е. Тимошенко. Елочки-метелочки. В. Александров. Август, август. Раненые деревья.

Сказка. Ежинька и белочка. Стихи:

А. Яшин. Покормите птиц зимой. Б. Заходер. Все на свете нужны. Е. Евтушенко. Берегите эти земли. Г. Горбовский. Мертвый лес.

М. Агашина. Любуйтесь цветами, не рвите. М. Дудин. Берегите землю.

Наглядно – дидактические пособия:

Познавательные энциклопедии серии «Хочу все знать», атласы: «Мир вокруг нас», «Растительный мир в картинках», «Животный мир в картинках», «Атлас животных», пособие «Экологическая мозаика», плакаты «Сохраним родную природу», альбомы, дидактические игры по экологии.

Публикации по теме:

Игровой досуг «Земля — наш общий дом» Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля, к своей Родине. Помогать замечать красоту природных объектов.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием ИКТ - технологий Тема:.

Конспект занятия «Земля — наш общий дом» Занятие: Земля – наш общий дом Цели: - закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях.

Проект «Земля — наш общий дом» Моя инициатива в образовании участника районного этапа конкурса Учитель года в номинации «Воспитатель года - 2015» Воспитателя МБДОУ – «детский.

Конспект НОД «Земля-наш общий дом» Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект познавательного развлечения для детей старшего возраста. Данный материал будет полезен.

Экологический проект «Земля — наш общий дом» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» Купинского района Проект: «Земля – наш общий дом».

Сценарий праздника «Земля — наш общий дом» Ведущий: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам.

Проект «Земля — наш общий дом» Цель проекта: формирование представлений о нашей планете Земля. Задачи: • Закрепление и расширение знаний о нашей планете в соответствии.

Экологический проект «Земля — наш общий дом» Экологический проект «Земля – наш общий дом» Беречь планету мы должны. Поля, леса, моря и океаны, Материки, острова и страны. Чтобы планета.

Земля-наш общий дом. Видео В нашем детском саду проблемам экологического воспитания уделяется большое внимание. Всё очень просто!. Причина – в деятельности человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Земля — наш общий дом»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 19:58
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД