Екатерина Шишкина
Проект «Жить здоровым здорово» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Жить здоровым здорово!»
Тип проекта : среднесрочный, 3 недели.
Вид проекта : познавательно-оздоровительный.
Участники проекта : воспитатели и дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта
Педагогическое кредо проекта :
Забота о здоровье –
Это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей.
Публикация «Проект „Жить здоровым здорово“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Зависит их духовная жизнь
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта : Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи проекта :
Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных мероприятий.
Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Планируемые результаты:
Снижение заболеваемости и повышение эмоционального, психологического и физического благополучия детей.
У детей проявится интерес к занятиям физкультурой и спортом
Возникнет желание овладеть элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникнет желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи.
Укрепятся детско-родительские отношения через совместное творчество и физкультурные мероприятия.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
• Постановка целей и задач.
• Составление проекта «Жить здоровым здорово!».
• Подбор методической, познавательной и художественной литературы.
• Подбор иллюстративного материала.
• Составление фотоальбомов и дидактических игр по теме
• Составление картотек сюжетно-ролевых игр, дидактических, подвижных игр.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• Оформление предметно-пространственной среды по теме.
2. Основной этап.
Непосредственная образовательная деятельность
Образовательная область Мероприятия Цель
Познавательное развитие ОБЖ «Как я устроен» Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении; углублять знания об основных частях тела и внутренних органах, их расположении и роли в жизнедеятельности организма человека; познакомить с назначением и работой органов; расширить словарный запас: кровеносные сосуды, объем легких, грудная клетка, сердце, кишечник, почки, желудок. Напомнить о роли и значении витаминов, формировать представления о правильном питании для здоровья человека; воспитывать желание беречь свое тело и организм от травм, вредного питания и других опасных факторов.
ЗОЖ «Здоровые и вредные привычки» Расширить знания детей о полезных и вредных привычках; формировать у детей представление о том, что такое привычка, умение различать привычки хорошие и плохие, обосновывать свой выбор. Вызвать желание формировать у себя хорошие привычки. Упражнять детей в выполнении упражнений в соответствии с текстом. Совершенствовать умения детей читать наизусть стихотворения, интонационно передавать содержание текста. Развивать диалогическую речь; становление ценностей здорового образа жизни; двигательную активность. Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Явления общественной жизни «Виды спорта»
Познакомить детей с историей развития спорта, олимпиад. Закрепить знания о летних и зимних видах спорта, о спортивном инвентаре; развивать мыслительную деятельность детей (учить анализировать, делать обобщение); обогащать словарь детей (спортивный инвентарь); воспитывать желание заниматься спортом, быть здоровым.
Конструирование «Танцующие человечки» (из счетных палочек и геометрических фигур)
Учить детей выкладывать силуэт человека из набора геометрических фигур и счетных палочек по образцу; учить ориентироваться на плоскости, различать количество деталей у каждого образца, четко следовать предложенной схеме; активизировать активный словарь по теме; развивать мелкую моторику и зрительную концентрацию; воспитывать интерес к строению своего тела, усидчивость, желание довести начатое дело до конца.
Ручной труд «Мойдодыр» (из бросового материала)
Развитие художественного творчества у детей посредством овладения конструктивными навыками работы с бросовым материалом; закрепить общие понятия о личной гигиене; формировать речевое общение в различных формах и видах детской деятельности; упражнять детей в плоскостном моделировании и конструировании из бросового материала; развивать художественный вкус и творческие способности; воспитывать эстетический вкус в работе; воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ручной труд «Олимпийские кольца»
Закрепить знания детей об Олимпийских играх, их символике. Развивать навыки работы в технике оригами. Развивать творческие способности, воображение, память, мелкую моторику. Воспитывать интерес к спорту, чувство радости от совместного творчества.
Речевое развитие Заучивание С. Волков «Руки могут все достать» Познакомить детей с новым произведением, продолжать формировать представления о теле человека, его возможностях; развивать память, дикцию, умение соотносить слова и действия.
Рассказывание сказки «О вредных привычках и о том, как их победила сила воли» Расширение знания детей о полезных и вредных привычках. Формировать у детей представление о том, что такое привычка, научить различать плохие и хорошие привычки; вызвать желание формировать у себя хорошие привычки; активизировать словарь детей, развивать речь, кругозор, логическое мышление; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, стремление вести здоровый образ жизни.
Чтение Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры» Воспитывать интерес к занятиям физкультурой, желание вести здоровый образ жизни. Учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы полными предложениями.
Художественно-эстетическое развитие Рисование «Я рисую человека»
Учить рисовать фигуру человека, придерживаясь правильных пропорций (длина ног равна длине туловища с головой); продолжать знакомить с основными частями тела и их функциями (голова с шеей, руки и ноги прикреплены к туловищу и могут двигаться); развивать логическое мышление, творческую фантазию; закреплять навыки закрашивания ограниченной поверхности; воспитывать аккуратность, усидчивость, желание учиться новому.
«Портрет моего друга» Закрепить знания детей о жанре портрета. Учить овладевать приёмами контурного рисования карандашом, продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности лица, соблюдать пропорции, форму; закреплять представления детей об органах чувств человека (глазах, ушах, носе, языке); воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Живые витамины» Учить рисовать фрукт или овощ, "оживив" его при помощи лица, рук, ног. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержимое своего рисунка, развивать композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета, динамики, мимики, дополнительных деталей. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
«Дети делают зарядку» Упражнять детей в рисовании фигуры человека в движении; закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами; вызвать интерес к занятию спортом; развивать мелкую моторику; формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца.
«Спортивный инвентарь» Развитие интереса у детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через пополнение знаний о спорте; формировать умение рисовать спортивный инвентарь; закрепить знания детей о различных видах спорта, спортсменах; вызвать желание заниматься спортом, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
«Футболисты» Закреплять умение рисовать фигуру человека, создавать в рисунке образ спортсмена, передавая характерные особенности определенного вида спорта.
Расширять представления детей о многообразии видов спорта. Расширять кругозор детей. Закреплять знания о видах спорта. Воспитывать интерес к спорту и желание вести здоровый образ жизни.
Аппликация «Человек из геометрических фигур» Развивать умение конструировать из бумаги человека; продолжать знакомить с фигурой человека; совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать прямоугольник и круг пополам, разрезать бумагу по линии сгиба; развивать умение создавать из получившихся фигур (деталей) человека; развивать внимание, способность сосредоточиться, память, мелкие мышцы кистей рук; продолжать формировать умение правильно ориентироваться в пространстве; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Лепка «Витаминная корзинка» Учить детей работать в коллективе, лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки; развивать мелкую моторику. Познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитать у детей потребность правильно питаться, воспитывать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
Аппликация «Соревнование по плаванию» Развивать творческие способности дошкольников; расширять представление детей о бассейне, о пловцах; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать у дошкольников чувство композиции; воспитывать желание доводить начатое дело до конца; воспитывать терпение, усидчивость.
Совместная деятельность взрослых и детей
Самостоятельная деятельность детей
Виды детской деятельности Мероприятия
Игровая Дидактические игры:
«Что у нас внутри?»;
«Мое тело»;
«Как устроен человек»;
«Опасно - неопасно»;
«Чтобы зубы были крепкими»;
«Правила личной гигиены»;
«Во саду ли, в огороде»;
«Полезная и вредная еда»;
«Таблетки на грядке»;
«Режим дня»;
«Спорт»;
«Виды спорта»;
«Угадай вид спорта».
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать речь, внимание, память.
Настольные игры: «Кто как устроен», «Витаминное лото», «Четвёртый лишний», Пазлы «Виды спорта», «Спортсмены», Лабиринты «Футбол», «Хоккей», «Фигуристы», «Теннис».
Цель: формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; закреплять правила личной гигиены; знакомить детей с витаминами, с понятием «полезные и вредные привычки».
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница»; «Аптека»
«Магазин»; «В детском саду»
«Мы – спортсмены»
Цель: закрепить знания детей о культурно-гигиенических навыках; закрепление знаний о полезных для здоровья продуктах, дать детям знания о необходимости занятий спортом; вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры, фармацевта, продавца, спортсмена; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Развлечение-викторина
• «Тело человека» Цель: обобщение элементарных валеологических знаний у детей о работе различных органов человека; развитие у детей умения использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья; воспитание навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.
• «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу». Цель: расширение и закрепление знаний о влиянии витаминов на здоровье человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, учить детей заботиться о своём здоровье; дать представление о витаминах и продуктах, в которых содержится их наибольшее количество; познакомить детей с группами витаминов, объяснить, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека; развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной; воспитывать у детей потребность в сохранении своего здоровья.
Познавательно-исследовательская Рассматривание альбомов:
«Овощи», «Фрукты» «Азбука здоровья», «Режим дня», «Культурно-гигиенические навыки», «Кто как устроен», «Летние виды спорта».
Цель: Закрепить знания детей о понятии «здоровье». Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Совершенствовать навыки еды, приобретё нные ранее: есть в определённые часы, во время еды не торопиться, не есть на ходу, тщательно пережёвывать пищу. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Учить детей любить себя и свое тело, прививать гигиенические навыки. Дать детям понять, что болезни не возникают из ничего, а ими заражаются. Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
Формировать представления о видах спорта, спортивном инвентаре, профессии спортсмена.
Коммуникативная Беседы по ЗОЖ, ОБЖ:
Цель: Обобщать имеющиеся у детей знания о функции частей тела и сформировать представления о том, что каждая часть тела человека имеет значения для человека. Учить детей отличать вредные и полезные привычки.
Формировать сознательный отказ от вредных привычек.
Закреплять умение объяснять смысл поговорок.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. закрепление знаний детей о различных видах спорта, спортсменах; кругозора детей.
• «Чистота – залог здоровья»;
• «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»;
• Микробы»;
• «Здоровые зубы с детства»;
• «Полезные и вредные привычки»;
• «Правила поведения на прогулке»;
• «Кто спортом занимается, здоровья прибавляется»;
• «Для чего нужна зарядка».
Обучение рассказыванию:
Цель: закрепить представление детей о здоровом образе жизни; закреплять, показать важность соблюдения режима дня в укреплении здоровья каждого человека учить рассуждать и делать выводы, закрепить навыки составления повествовательного рассказа, упражнять в подборе определений к заданным словам; развивать у детей память, внимание, любознательность, выделять правила здорового питания; воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и желание заботится о нем; совершенствовать знания о различных видах спорта, желание заниматься спортом; развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение рассуждать, делать умозаключения; воспитывать целеустремленность, организованность.
• «Как избежать неприятностей»,
• «Если хочешь быть здоров»,
• «Как привить любовь к спорту».
Составление рассказов по сюжетным картинкам «На стадионе», «Магазин спорттоваров», «Вредные и полезные для здоровья продукты».
Цель: продолжать формировать умение составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, последовательность которых служит планом при рассказывании; употреблять в речи сложные формы предложений; развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; развивать внимание, мышление, творческое воображение, монологическую речь, активизировать словарь детей.
Речевые игры:
Цель: Развивать связную речь, умение рассказывать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду. закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
• «Пищевое лото»,
• «Кто что делает»,
• «Сосчитай»,
• «К какому доктору пойду»,
• «Любимые принадлежности Мойдодыра».
Двигательная Подвижные игры и спортивные упражнения:
Подвижные игры с бегом:
• Цветные автомобили
• Мы весёлые ребята
• Кто скорее добежит до скамьи
• Найди себе пару
• Салочки - выручалочки
• Совушка
• У медведя во бору
• Бездомный заяц
• Самолёты
• Ловишки
• Кот и воробушки»
• «Лохматый пёс»
• «Бабка Ёжка»
Цель: Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, в разных направлениях, не сталкиваясь, умение действовать по сигналу, развивать ловкость.
Подвижные игры с прыжками:
• Достань до мяча.
• Птички и кошка.
• Огуречик, Огуречик.
• Зайцы и волк.
• Прыгни – повернись.
• Воробушки и автомобиль.
• Перепрыгни через ручеёк
Цель: Упражнять детей в прыжках вверх разными способами в зависимости от ситуации, в длину с разбега, энергично отталкиваясь маховой ногой с резким взмахом рук, приземляться мягко на носки, сохраняя равновесие; обучать в игровой форме прыжкам на одной ноге, упражнять в прыжках в высоту, с места; учить перепрыгивать шнур на двух ногах вперед, назад, делая взмах руками, толчок ногами; развивать ловкость; укреплять своды стоп.
Подвижные игры с метанием и ловлей:
• Попади в цель.
• Брось дальше.
• Подбрось, поймай.
• Сбей кеглю.
• Кольцебросы.
Цель: Закреплять умение детей бросать мяч вверх и ловить его; развивать меткость, глазомер, моторику рук, умение быстро реагировать на сигнал; учить бросать мяч в горизонтальную цель сверху из-за головы, снизу одной рукой, стараясь попасть в нее.
Подвижные игры с ползанием и лазанием:
• Котята и щенята.
Цель: Закреплять умение детей ползать на четвереньках и в упоре на ладони и стопы ног, развивать умение действовать по сигналу, координацию движений, быстроту действий, ловкость.
Игры с ходьбой:
• Пройди по узкой линии (по канату) прямо, боком.
• Великаны – карлики.
• Найди где спрятано.
• Прятки.
Цель: развивать двигательную активность, ловкость, умение действовать по сигналу водящего, тренировать отдельные группы мышц.
Линейные, круговые, врассыпную: «Змейка», «Ручеек», «Рыбаки и рыбки», «Мышеловка», «Карусель», «Пузырь», «Колпачок», «Мы сейчас пойдём на лево, а потом пойдём на право…
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом, развивать координацию движений, умение соблюдать правила игры.
Сюжетные: «Гуси-лебеди», «Бабка Ёжка», «Зайцы и волк».
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Чтение художественной литературы Цель: Познакомить детей с новыми произведениями по теме. Углублять и систематизировать знания о принципах здоровьесбережения. Донести до сознания детей невозможность пассивного и пренебрежительного отношения к утренней гимнастике, закаливанию, занятиям спортом. Развивать логические способности детей, умения делать умозаключения, находить закономерности и причинно-следственные связи. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
• К. Чуковский «Доктор Айболит», «Федорино горе»; «Мойдодыр»
• Ю. Тувим «Овощи»;
• А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», «Придуманные сны», «Мы с Тамарой санитары»
• С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Грипп».
Загадки об овощах и фруктах; пословицы, поговорки, загадки о предметах личной гигиены, потешки о здоровье, спортсменах, спортивных атрибутах.
Заучивание стихотворений Н. Кнушевицкая «Руки», «Ноги», «Глаза», Е. Братухина «В огороде витамины», «Мы дружные ребята».
Продуктивная Рисование «Как я устроен» Цель: Учить рисовать схематично фигуры людей, соблюдая пропорции. Упражнять в передаче положения и движения людей. Формировать образное восприятие
«Я будущий спортсмен» Цель: Учить детей рисовать фигуру человека – спортсмена. Продолжать учить передавать разнообразные движения человека (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.) в разных видах спорта: (бег, прыжки, элементы борьбы, гимнастика, лыжная ходьба, фигурное катание). Отображать в рисунке спортивный инвентарь, характерный для того или иного вида спорта. Анализировать особенности фигуры человека, соотносить по величине и пропорциям, как части одной фигуры.
«Атрибуты для зарядки» Цель: упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов и прямоугольников путем плавного закругления углов; продолжать формировать умение пользоваться ножницами; закреплять умения наклеивать детали в указанной последовательности;
«Футбольный мяч (обрывная)» Цель: Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча.
• Отрабатывать навык работы с бумагой, клеем, соблюдать технику безопасности. Закрепить навык работы техники «обрывная» аппликация.
Лепка «Портрет» Цель: освоение основных способов работы с пластилином: скатывание шарика, раскатывание, расплющивание, нанесение тонкого слоя пластилина на основу; способствовать развитию творческих способностей и художественного воображения; развивать навыки работы с пластилином; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
«Штанга и гантели» Цель: Продолжать развивать интерес детей к лепке; Формирование умения лепить с натуры; Развивать у детей желание заниматься спортом, физкультурой; Развивать мелкую моторику рук, глазомер; Воспитывать интерес у детей к лепке спортивного инвентаря по своему выбору.
Ручной труд:
Конструирование из бумаги «Человек» Цель: учить детей создавать человека из бумаги прямоугольной формы, добавляя необходимые детали (голова, руки, украшения на одежде); воспитывать интерес к самому себе и окружающим людям; развивать комбинаторные способности.
«Весёлый овощ» учить детей изготовлению поделок из бумаги в технике оригами. Расширить знания детей об овощах. Развивать чувство формы и композиции. Активизировать творческое и наглядно-образное мышление, любознательность, речь, мелкую моторику кистей рук. Продолжать учить изготовлению простейших видов овощей в данной технике. Воспитывать чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни»; «Режим дня»; «Утренняя зарядка для детей»; «Советы по укреплению здоровья детей»; «Как приучить ребенка чистить зубы»; «Полезные привычки»; «Здоровье и питание детей дошкольного возраста».
Итоговое мероприятие - спортивное развлечение совместно с родителями «Для здоровья важен спорт, чтоб болезням дать отпор».
Здоровье ребёнка превыше всего,
Богатство Земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
Результаты проекта.
Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.
Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.
3. Заключительный этап.
• В ходе проведения проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование спортивного оборудования, апробировано нестандартное оборудование: «Веселые дорожки»; «Колечки с лентами».
• У детей снизился уровень заболеваемости;
• Родители получили методические рекомендации, информационный материал с рекомендациями: по ознакомлению с физическими особенностями развития детей старшей группы.