Галина Благинина
Проект «Животные леса зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий.
Продолжительность проекта : неделя.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Образовательные области: познавательное, развитие речи.
Актуальность:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том какие следы оставляют дикие животные на снегу в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Животные леса зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта :
1) Дать представления о диких животных лесов, их образе жизни, питании, жилищах, о том, какие следы оставляют дикие животные на снегу в лесу.
2) Обогатить словарь за счёт имён существительных (дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
4) Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Основные направления реализации проекта :
1) Познание «Дикие животные наших лесов»;
2) Домашнее задание для родителей и детей – совместное рисование в нетрадиционной технике животного леса с составлением описательного рассказа о нём.
Предварительная работа:
1) Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
2) Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
3) Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, художественной литературе сладов диких животных на снегу зимой (белка, лиса, заяц, волк, кабан, северный олень).
Участие родителей в проекте :
Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (рисование дикого животного).
Продукты проектной деятельности :
1) Создание альбома «Животные леса».
2) Аппликация «В лесу».
3) Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям.
4) Рисование «Зимний лес».
5) Выставка детских работ «Животные леса».
Этапы работы над проектом :
Понедельник:
1) Чтение художественной литературы: Сказка Заяц-хвастун (обр. О. Капицы, беседа по содержанию сказки;
2) Подвижная игра «У медведя во бору».
3) Создание альбома «Животные леса».
4) Настольно-печатная игра «Кто, где живёт?»
5) Сюжетно-ролевая игра «Строим дом для зайчика».
6) Аппликация «В лесу» (коллективная работа).
7) «Как вести себя в лесу» (беседа по иллюстрациям).
Вторник:
1) Рисование «Зимний лес».
2) Рассматривание картин Д. Я. Александров «Лиса с лисятами». Серия картин «Из жизни диких животных».
3) Подвижная игра «Бездомный заяц».
4) Чтение рассказа «Айболит» К. И. Чайковского (беседа по содержанию).
5) Игра «Кто что ест?
6) Дидактическая игра «Назови жилище».
7) Подвижная игра «Зайцы и волк».
8) Игра «Спрячь зайку» (ориентировка в пространстве).
Среда:
1) Подвижная игра «Ловкий оленевод».
2) Рассказывание сказки «Теремок» по иллюстрациям.
3) Словесная игра «Один-много» (по теме).
4) Прослушивание музыкальной сказки «Мешок яблок».
5) Физкультминутка «Звериная зарядка».
Четверг:
1) Загадывание загадок о диких животных.
2) Подвижная игра «Хитрая лиса».
3) Беседа «Чьи следы на снегу» Рассматривание картин.
4) Дидактическая игра «Кто где?».
Пятница:
1) Выставка книг «Животные леса».
2) Игровая ситуация «Медвежонок потерялся».
3) Пальчиковая игра «Белочкин запас».
4) Подвижная игра «Зайцы и волк».
Беседа по содержанию сказки «Заяц-хвастун» О. Капицы.
Педагог читает сказку по иллюстрациям художника Е. Рачева, текст в обр. О. Капицы.
«Заяц-хвастун».
«Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:
- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!
- А как ты хвастал?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.
Вот она его маленько и потрепала:
- Более не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.
«Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.
Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:
- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»
Вопросы к детям:
- Зачем он забрался к крестьянину на гумно?
- Как он хвастался перед другими зайцами?
- Кому рассказали о хвастунишке зайцы?
- Что случилось потом с вороной?
- Как получилось, что заяц всё-таки помог вороне?
- Как она его поблагодарила?
Затем выясняет у детей: «О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.) А потом (О том, как заяц хвастался.) А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.) И тетка ворона? (Не велела хвастаться.) Чем сказка закончилась?» (Заяц ворону от собак спас.)
«Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог. – Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче. Попробуем? Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался? Кто продолжит рассказ?» (Педагог с помощью «палочки-выручалочки» предлагает детям пересказать сказку.)
Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.
Педагог интересуется, понравилось ли детям рассказывать по плану.
Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки».
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют образ героя: легко, быстро поднимают пальцы рук - прыгает зайка.
Упражнение на активизацию лексики «Подбери фразу по смыслу».
- Я буду начинать фразу, а вы продолжать её, подбирая выражения по смыслу:
- зайка испугался так, что у него… (душа в пятки ушла)
- зайка не просто важничал, а (задирал нос)
Дети изображают радостного, хвастливого зайку:
- Попробуйте похвастать, «задрать нос»
- Есть у меня чудесные маски, кто их надевает, тот сразу превращается в героя сказки.
Дети обыгрывают диалог зайца и вороны.
- Кар-кар… Здравствуй, заяц.
- Здравствуй, ворона.
- А ну, расскажи, как ты хвастался перед зайцами.
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь.
- Смотри, больше так не хвастай! (Ворона треплет зайца за уши.)
- Не буду, ворона, никогда не буду!
Часть четвёртая
Итог :
- Какую сказку новую услышали?
- Что учились делать со сказкой? (составлять план пересказа)
- Какие задания и упражнения выполняли?
- Что больше всего понравилось?
- Какой художник помог нам увидеть сказку (Е. Рачев).
Загадки о диких животных.
В гору бегом,
А с горы кувырком.
Заяц
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
(Ёж)
С ветки на ветку,
Быстрый как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол.
И в дупло убежал.
(Белка)
Серовато, зубова-то,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Корова безрога,
Лоб широк, глаза узеньки,
В стаде не пасётся,
И в руки не даётся.
(Медведь)
Не дерево, а суковато.
(Олень, его рога)
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину —
Хоть пиши картинку.
(Бобры)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало —
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нёс на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
(Олень)
С луговины под забор
Подошла цепочка гор.
Кто-то в сад
Прошё л хитро:
Под землёй
Провёл метро.
(Крот)
Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк!
Как зовут его?
(Сурок)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Симпатичен, сер, усат,
Хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт —
Моет всё в воде.
(Енот)
Подвижные игры.
«Бездомный заяц».
Цель: развивать быстроту движения, ориентирование в пространстве. Ход игры. Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках. «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
«Зайцы и волк».
Цель: учить детей правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры. Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне. Воспитатель. Зайцы скачут, скок, скок, скок, На зеленый на лужок, на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают – Не идет ли волк. Под эти слова дети прыгают, выполняют движения. После того, как произносится слово волк, он бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит в сторону.
«Хитрая лиса».
Цель: развивать умение быстро реагировать после сигнала. Ход игры. Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Воспитатель проходит и дотрагивается до кого-либо. Дети открывают глаза и три раза произносят: «Хитрая лиса, где ты?» После этого «лиса» выбегает в центр и говорит: «Я здесь!» Все разбегаются, а она их ловит. Пойманные отходят в сторону.
«У медведя во бору…»
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в беге. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием.
На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки линией обозначается дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие -дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, делая соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса, и одновременно произносят хором стихи:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
Когда играющие произносят слово «рычит», «медведь» с рычанием встает, а дети бегут домой. «Медведь» старается их поймать (коснуться). Пойманного «медведь» отводит к себе в дом. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.
Правила игры: Бежать до окончания текста не разрешается ни детям, ни «медведю». Когда будут пойманы 2-3 играющих, выбирают нового медведя.
Указания к игре. Воспитателю следует подчеркнуть, что дети не бояться медведя, что они убегают, лишь когда он бросается за ними. Медведь тоже не сразу бросается ловить: он должен сперва поглядеть на них, поворчать. Медведи выбираются только из числа тех, кто ни разу не нарушил правила и кого не поймали.
«Ловкий оленевод».
Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.
В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.
Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.
Дидактические игры.
«Кто, что ест».
Цель:
• Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
• Развивать мышление, внимание; речь, а также развивать мелкую моторику рук;
• Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Необходимый инвентарь: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки, приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (поделенный по секторам).
Воспитатель выдает детям прищепки с мордочками животных и круг с различными видами пищи. Ребенку необходимо прикрепить прищепку с картинкой животного на круг около пищи, которую употребляет данное животное.
«Назови жилище».
Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Ход игры
За каждый правильный ответ воспитатель раздает детям фишки. В конце игры путем подсчета фишек определяется победитель.
Возможны два варианта игры.
Первый вариант: воспитатель называет животное, дети — его жилище.
Второй вариант: воспитатель называет жилище, дети — его хозяина.
Например: У медведя — берлога,
у волка — логово,
у белки — дупло,
у ежика — нора,
у муравья — муравейник,
у птицы — гнездо,
у пчелы — улей,
у улитки — раковина.
И наоборот: Кто живет в берлоге? Медведь! И т. д.
«Спрячь зайку».
Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Взрослый объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я – помогать тебе: говорить, с какой стороны искать игрушку». Ребенок выходит из комнаты, взрослый в это время прячет игрушку. Ребенок входит и останавливается около какого-нибудь предмета. Если там игрушки нет, взрослый говорит: «Иди вперед (назад)». Если игрушка спрятана вблизи того предмета, где остановился ребенок, взрослый говорит: «Ищи справа (слева). Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.
Сюжетно-ролевые игры.
Игра «Строим дом для зайчика».
Цели: научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли,
использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные
материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.
Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение,
выразительность речи детей. Учить заботиться о животных.
Примерные игровые действия: выбор объекта строительства;
выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку;
строительство; дизайн постройки; сдача объекта.
Предметно-игровая среда.
Оборудование: планы строительства; различные строительные материалы;
инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов;
журналы по дизайну.
Беседа «Как вести себя в лесу?»
- Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу?
Дети отвечают, Воспитатель читает стихотворение Г. Ладонникова.
«Дикарь в лесу».
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришёл с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашёл один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст
И, как медведь,
Пошёл себе довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
- Правильно ли вёл себя в лесу человек? Чего он не знает?
(Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу нельзя громко говорить, ломать кусты.)
Воспитатель предлагает найти рисунок
-Кто пришёл в лес? (Дети.)
- Чем заняты дети в лесу? (Играют с мячом, кричат, качаются на деревьях, слушают музыку.)
- Что стало с животными, которые жили на этой лесной полянке?
(Они убегают.)
- Почему они убегают? (Они испугались.)
- Правильно ли ведут себя дети в лесу? (Нет.)
- Давайте попробуем объяснить этим детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Дети высказывают свои мнения,
Далее выполняется задание
- Объясните, от чего спасаются эти животные. Почему в лесу надо
соблюдать тишину?
Дети пересказывают то, о чём рассказала воспитатель.
Воспитатель предлагает рассмотреть знак, который сделал Вопросик
- Что обозначает этот знак? (В лесу надо соблюдать тишину.)
- А какой бы знак придумали вы?
Дети рисуют его на листах
Воспитатель делит группу на две группы, первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе – в лесу с частицей «не» : (Не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите…; Не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте деревья)
- А сейчас напомните нерадивым ребятам, почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
- А почему в лесу нужно соблюдать тишину?
(Ответы детей).
Рассматривание картины "Лиса с лисятами".
Воспитатель: ребята, посмотрите, что нам принесла с собой лисица (ответы детей)
А как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
Что изображено на этой картине? (ответы детей)
Воспитатель: Почему вы считаете, что это лиса? (Потому что лиса рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост)
Воспитатель: Давайте рассмотрим картину. Скажите, кто нарисован на этой картинке? (Лиса с лисятами)
Воспитатель: Что делает мама лиса? (Присматривает за лисятами)
Воспитатель: А чем питаются лисята? (Мелкими животными, которых добывает для них мама)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? Какая она? (Заботливая, хитрая, плутовка)
Воспитатель: Какие у лисы глазки, носик, ушки, хвостик? (Глазки хитренькие, умные, ушки треугольником, хвост пушистый, красивый)
Воспитатель: Что она делает? (Лиса охраняет лисят)
Воспитатель: Что можно сказать о лисятах? (Лисята шустрые, игривые, шаловливые, озорные)
Воспитатель: Что они делают? (Лисята играют, кувыркаются, шалят, прыгают, резвятся, возятся)
Воспитатель: Давайте с вами составим рассказ по этой картине. В своём рассказе будем использовать слова, с помощью которых мы описывали лису и лисят.
Воспитатель: А что бы рассказ получился интереснее, вы можете сами придумать начало и конец рассказа. Например, начать со слов «Жили - были…», «Наступила осень…» или «Погода была тёплая и солнечная….» и т. д. И закончить рассказ, каждый может по – своему.
Воспитатель: Вот такой рассказ получился у меня.
Жила – была в лесу лиса с лисятами. Мама лиса большая, рыжая, пушистая. У неё длинный, красивый, пушистый хвост. Своих детёнышей она кормит молочком и ловит для них зайцев, мышей. Лиса вывела лисят поиграть на поляну. Лисята играют, резвятся. Мама лиса поймала мышь и принесла её своим детям. Она хочет научить лисят охотиться. Лиса спокойно лежит и наблюдает за ними. Хорошо лисятам на поляне. У них заботливая мама.
Воспитатель: А сейчас вы попробуйте составить свой рассказ.
Составление рассказа детьми. Дети по желанию выходят к картине.
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше? Чем? Интересен ли был рассказ? Какие слова в этом рассказе понравились? Как начинается и заканчивается рассказ?
Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Ветерок»
Лиса: Хорошие рассказы вы составили обо мне и моих лисятах, а поиграть со мной не хотите?
Игра "Подбери словечко" (игра с лисой)
- Какая шерсть у лисы?
Дети: мягкая, пушистая, теплая.
- Что еще может быть мягким?
Дети: снег, подушка, игрушка.
- А что может быть пушистым?
Дети: мех, елка, облака.
- Что может быть теплым?
Дети: одеяло, шуба, шапка.
Лиса: Молодцы, ребята, справились вы с моим заданием.
Воспитатель: — А как ещё называют детёнышей лисы? (ответы детей)
Верно, а еще их называют, щенки, так как лисы относятся к семейству собачьих и как все собаки, лисы умеют тявкать.
Игра "Наоборот" (с мячом)
Узкая-широкая,большой-маленький,высокий-низкий,сладкий-горький,мягкий-твердый,быстро-медленно,ссориться-мириться,глупый-умный,мокрый-сухой,черный-белый,день-ночь.
Воспитатель: сейчас мы вернёмся в нашу лесную школу
— Произнесите, пожалуйста, чистоговорку «Саша в лесу встретил лису» громко, тихо и шепотом.
Воспитатель: А сейчас мы все пойдем на лесную полянку и отдохнем под звуки леса. - релаксация
Воспитатель: — Молодцы. Наше занятие закончилось, всем спасибо. За то, что вы хорошо работали, я познакомлю вас с новой игрой, которая называется «Хитрая лиса»
мы поиграем в игру «Хитрая лиса»
Подвижная игра «Хитрая лиса».
Словесная игра.
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
«МКДОУ Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида»
Проект
«Дикие животные леса зимой».
Воспитатель: Благинина Г. Г.
2018 год.