Папки-передвижки

Проект «Живём по правилам»

Маргарита Корецкая
Проект «Живём по правилам»

ПРОЕКТ

«ЖИВЕМ ПО ПРАВИЛАМ»

(Проект по развитию произвольного поведения

воспитанников подготовительной к школе группы)

Составила воспитатель подготовительной к школе группы государственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №19 «Красная гвоздичка»

Города Ессентуки

Корецкая Маргарита Ивановна

Тема: «Живем по правилам».

Адресация: воспитанники подготовительной к школе группы.

Сроки реализации: долгосрочный (2017 – 2018 учебный год).

Публикация «Проект „Живём по правилам“» размещена в разделах

Цель проекта : формирование произвольного поведения, как компонента готовности ребёнка к школьному обучению.

Актуальность проекта : У детей, поступающих в первый класс часто наблюдается недостаточно сформированная осознанность и опосредованность поведения, превращение культурных средств в свои собственные. Их поведение часто носит импульсивный неосознанный характер, подчинено сиюминутным желаниям. Для успешной адаптации детей в школе необходимо уделить особое внимание развитию произвольности и саморегуляции поведения в подготовительной к школе группе. Под произвольным понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое с определённой целью или образованным самим ребенком намерением. Правильная подготовка к школе требует не только обучения детей знаниям и умениям, но и развития у них произвольного поведения, желания пойти в школу и выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом – позицией школьника.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребё нок:

- не слушает учителя на уроке, не выполняет задания;

- нарушает дисциплину;

- не умеет работать по образцу;

- не умеет работать по правилу;

С работой по правилу в основном не справляются дети, которые не научились подчиняться правилу в играх и в повседневной дошкольной жизни. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство основой своей имеют ошибки в воспитании воли ребёнка, выражающиеся в том, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не выдвигают требований, которые должны им безоговорочно выполняться, не приучают его сдерживать себя, подчиняться определённым правилам поведения. Поэтому важной составной нашего проекта является просветительская работа с родителями.

Ожидаемые результаты:

- формирование навыков целеполагания,

- преодоление трудностей в повседневной жизни,

- умение «обуздать» свои капризы и сиюминутные желания,

- умение придерживаться установленного режима и выполнять предписанные правила,

- умение сотрудничать с другими (взрослыми и детьми,

- стремление родителей обязательно быть примером для растущего впечатлительного маленького человека.

Содержание проекта :

1. Введение правил в группе. Создание совместно с детьми отдельных

проектов по формированию правил жизни в группе, они касаются разных её аспектов:

- коммуникативные (регулируют взаимоотношения между детьми и их сверстниками и между детьми и взрослыми);

- организационные (соблюдение режима, выполнение поручений и др.)

2. Что делать, если правила нарушаются?

3. Игровые методы развития произвольности дошкольников. Подбор и использование в повседневной практике игр, направленных на развитие произвольного поведения.

4. Родительское собрание (круглый стол) «Живем по правилам».

5. Консультации для родителей: «Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению», «Можно ли обойтись без наказаний?».

6. Совместное творчество детей и родителей: изготовление книжки-самоделки «Живем по правилам», выставка рисунков «Мои поручения».

1. Введение правил в группе

Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила

поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила жизни» в группе. Они касаются разных её аспектов:

- коммуникативные – регулируют взаимоотношения между детьми (если поссорились, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается);

- организационные (нужно убрать за собой после игры; по лестнице нужно идти друг за другом);

- коммуникативно-организационные (не ломать постройки друзей; «я здесь играю, не убирайте» - ребёнок кладет на это место значок-ладошку со своим именем);

Эти правила изображаются графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл – убери» и т. п.

Зачем нужны правила :

- помогают ребёнку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

- помогают воспитателю экономить время, обеспечивают безопасность ребёнка, помогают предвидеть и предотвратить нежелательную ситуацию в группе, предсказать поведение детей;

- регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата в группе.

Существуют определённые требования к правилу :

- правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребёнка (группы).

- при формулировании правил следует избегать частицы «не»;

- правило должно быть не большим по объем и легко запоминаемым;

- правило эффективно, если сам воспитатель придерживается этого правила;

- не должно вводиться много правил одновременно (не больше 3 – 5);

- правила вырабатываются взрослым совместно с детьми.

Технология введения правил :

- правила вводятся постепенно, поэтапно;

- предпочтительно их введение в начале учебного года;

- правила вводятся в специально отведённое для этого время;

- правила должны быть четко сформулированными,

- правила должны быть разумными, объяснять, почему нужно делать именно так, к чему может привести несоблюдение правил,

- правила демонстрируются воспитателем или ребёнком (проигрываются).

- правила периодически повторяются;

- для иллюстрации правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

- если правила выполняются, плакаты убираются.

Конспект совместной деятельности

Проект «Правила поведения» :

Адресация: воспитанники подготовительной к школе группы.

Тема: «Правила поведения».

Педагогические задачи:

- формировать у детей умения проектной деятельности, умение планировать свои действия;

- развивать у детей способность к созданию определённого продукта (плакат с символами);

- совершенствовать уровень накопленных практических навыков рисования;

- развивать речь, логическое мышление, ассоциативное мышление;

- использовать имеющиеся знания для решения проблемы;

- воспитывать толерантность.

Предварительная работа: беседа о правилах поведения.

Методическое оснащение: карандаши, краски, фломастеры, клей, ножницы, бумага, кисточки.

Предполагаемые результаты:

- новые знания о символах, о способах их применения,

- новые практические умения: умение оперировать символическими средствами; умение находить разные способы решения проблемных ситуаций; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

Ход проекта:

1. Вхождение в проблему.

Воспитатель: В одном городе жили два брата – Витя и Андрюша. Папа и мама часто задерживались на работе допоздна. Посмотрите на кпртинки и скажите чем занимались мальчики в отсутствие родителей? А вам приходилось оставаться одним дома? Наши мальчики часто ссорились между собой. Это ужасно не нравилось главному хозяину дома – Домовёнку.

Сегодня Домовёнок у нас в гостях. Как вы думаете зачем он пожаловал? (Ответы детей). Ребята как же помочь братьям не ссориться, обходить ссоры стороной? Домовёнок будет очень рад нашему совету и согласен передать мальчикам наше послание. Давайте подумаем, какое послание мы можем составить мальчикам, и как оно будет выглядеть.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач.

Дети: Если мы не можем написать, можно нарисовать что нужно.

Воспитатель: Ребята, а как на рисунке можно объяснить, что нельзя делать?

Дети: Нужно нарисовать то, что нельзя делать и перечеркнуть красной линией.

Воспитатель: А как на рисунке объяснить, как нужно делать?

Дети: Нужно нарисовать то, как нужно себя вести и поставить восклицательный знак.

Воспитатель: Правильно. Ребята, подумайте, какие правила поведения мы нарисуем в послании. Нам обязательно надо помочь Вите и Андрюше. Как в рисунке покажем, что нельзя драться?

Дети: Нарисуем кулак и зачеркнём красной линией.

Воспитатель: А как нужно общаться?

Дети: Нужно дружить, понимать друг друга.

Воспитатель: Как это можно нарисовать?

Дети: Можно нарисовать, как дети держатся за руки.

Воспитатель: Что еще нужно делать, чтобы жить мирно?

Дети: Нужно говорить вежливые добрые слова.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: Спасибо, пожалуйста, …

Воспитатель: Как ещё можно выразить дружеские чувства?

Дети: Улыбаться, дарить подарки, помогать друг другу, делиться тем, что имеешь, …

Воспитатель: А теперь нарисуем послание для мальчиков. Каждый из вас нарисует то, что хочет. Из ваших рисунков мы сделаем общий плакат.

3. Осуществление проекта

Воспитатель организует индивидуальную деятельность детей по мере обсуждения правил поведения. Воспитатель оказывает своевременную и тактичную помощь в рисовании.

4. Презентация

Каждый ребёнок выходит со своей выполненной работой и объясняет её содержание. Все вместе обсуждают и собирают отдельные рисунки в целый плакат.

Воспитатель: Как вы думаете, поймут ли мальчики, как нужно себя вести? Давайте отдадим наш плакат Домовёнку, пусть передаст его Вите и Андрюше.

А нам в группе нужны такие правила поведения?

Давайте следующий раз сделаем плакат с правилами поведения в группе.

2. Что делать, если правила нарушаются?

- Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

- Похвалить тех, кто выполнил правило.

- Оценивать поведение, а не личность.

- Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.

- Проверить, не препятствует ли среда выполнению правил.

- Проверить, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение педагога было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть он не нашел с детьми общего языка или в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?

3. Игровые методы развития произвольности дошкольников.

Подбор и использование в повседневной практике игр, направленных на развитие произвольного поведения.

Часто дети не умеют владеть собой и своим поведением. Эта их особенность причиняет много неприятностей родителям и воспитателям. Обычно взрослые пытаются воспитывать детей прямыми указаниями и наставлениями: «не шуми», «не сори», «веди себя прилично». Словесные методы бывают совершенно бессильны в воспитании дошкольников. Для них гораздо более подходят игровые методы.

Игра – традиционный, признанный метод воспитания дошкольников, соответствующий естественным потребностям и желаниям ребёнка, поэтому в игре дети с удовольствием делают то, что ещё не умеют в реальной жизни. Если правила поведения, провозглашённые взрослыми, плохо усваиваются детьми, то правила игры просто и естественно входят в их жизнь и становятся регулятором их деятельности.

Дидактическая игра является эффективным средством формирования таких важнейших личностных качеств, как воля, произвольность, организованность и самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой сами сверстники побуждают ребёнка к соблюдению правил, то есть к сознательному управлению своими действиями. Эффективны игры с ограничениями, например: «Да» и «Нет» не говорите, чёрно с белым не берите.

Ниже приводится несколько игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие произвольного поведения.

Крокодил в болоте (Л. Названова)

Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться.

Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона – «кочки» на болоте.

Описание игры: по ковру раскладывают «кочки». Дети – «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. «Крокодил» ловит незадачливых «охотников», которые шумят («крокодил» называет имя и «охотник» должен к нему подойти. Число «крокодилов» может увеличиваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ограничения. Можно договориться, что когда наступает ночь, можно прыгать только по квадратным кочкам, а когда день – по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом или использовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также будет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева)

Цель: Развитие произвольности поведения

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». В час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами (рисованием, лепкой, настольными играми и др.) Зато в час «можно» они смогут делать все, что хочется – бегать, прыгать, кричать, смеяться, петь и т. д. При этом заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя ругаться, драться, обижать кого-либо.

Эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе, тогда воспитателю будет проще контролировать поведение детей в любой момент.

Говори! (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие внимания и произвольности.

Необходимые приспособления: мячик

Описание игры: Взрослый предлагает детям сыграть в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после сигнала «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу, и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие вы знаете времена года?»«Говори!»

Слалом-гигант (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие координации движений, произвольности поведения.

Необходимые приспособления: стулья.

Описание игры: Стулья расставляют в два ряда параллельно. Дети делятся на две команды. Игроки каждой команды должны пройти «трассу» спиной. Если ребёнок заденет стул, он должен вернуться на старт и повторить попытку. Побеждает команда, игроки которой пройдут трассу быстрее. В своей основе игра имеет соревновательное начало, что повышает её эмоциональную насыщенность.

Живая картина (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Акцент в игре делается на развитие умения договариваться. Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

Запретный номер

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число, например два - нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети вслух называют числа, которые видят на карточках (показывает воспитатель) и хлопают,когда видят запретное число.

Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Описание игры: Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!» Кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово – «Пожалуйста!». Кто ошибается, выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание – любое, придуманное ведущим.

Расставить посты

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Описание игры: Дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Оговаривается, что во время игры дети должны молчать. Затем командир начинает движение. Все маршируют за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру группы, площадки и т. д. Когда все дети расставлены по местам, они выполняют упражнение, показанное командиром.

Мы привели лишь несколько из большого количества игр, которые можно использовать для формирования и развития произвольного поведения дошкольников. Каждая из этих игр требует от ребёнка определённых усилий, направленных на овладение собой и на достижение определенных целей. Эти усилия заключаются в том, что ребёнок должен удержаться от импульсивных действий, действовать строго по сигналу, преодолевать некоторые внутренние препятствия (страх быть пойманным, желание побежать или покричать). Преодоление этих внутренних препятствий является серьёзным шагом в развитии произвольности дошкольников. И особенно ценно, что это преодоление происходит не по приказу и принуждению взрослого А добровольно, по желанию самого ребёнка.

5. Консультация для родителей

ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ

В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам. Уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать, но этого явно мало.

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.

Известные психологи: Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Н. И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой и своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности к школе. Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций.

Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности современных первоклассников. Неподготовленность детей к школьному обучению проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении и нежелании трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребёнка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.

Произвольность поведения начинает развиваться уже на первом году жизни ребё нка: он тянется за игрушкой, исследует окружающее пространство, подражает взрослым. С развитием речи и мышления он начинает предвидеть последствия своих действий, учится подчиняться правилам. Большое значение для формирования волевых действий у ребёнка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребёнка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, желаемое ребёнком.

К трём годам у ребёнка появляется стремление к самостоятельности. «Я сам», - требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребёнку гораздо труднее подчиниться требованию не делать чего-либо, чем приказу делать что- то другое.

На четвёртом – пятом году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное чувством обязанности и, в случае невыполнения обязанности чувством вины перед взрослым.

К старшему дошкольному возрасту развитие произвольности делает большой шаг. Дети могут ставить перед собой цель, прилагать усилия для её достижения, подчиняться правилу, оценивать свое поведение.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, проявляющееся в упрямстве, капризах, негативизме. Упрямство возникает при резком ограничении свободы и самостоятельности ребенка. Взрослый человек учит ребёнка контролировать свое поведение.

Как развивать волевые качества у ребёнка

• Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.

Направлять, помогать в достижении цели.

• Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.

• Воспитывать стремление к достижению цели в рисовании, играх, головоломках и т. п.

• Учить планировать свои действия и доводить их до логического результата.

• Спрашивать с ребёнка результат работы, проверять, отмечать успехи, поощрять.

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – это способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения :

- несогласованность взрослых в своих требованиях к ребёнку;

- незнание или отсутствие правил поведения;

- отсутствие единства методов воспитания;

- утомление детей (длительное ожидание чего-либо);

- система запретов (запретный плод сладок);

Условия воспитания дисциплинированности:

- чёткий режим, порядок, организованность жизни и окружающей обстановки;

- установление в семье правил поведения во всех видах деятельности;

- единство требований к детям со стороны всех взрослых;

- справедливое отношение взрослых к детям;

- положительный пример взрослых, их авторитет;

- интересная и содержательная жизнь;

- атмосфера доброжелательности.

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Очень важно создать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребёнку. Хорошо, когда перед ребёнком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя волевые составляющие психологической готовности ребёнка к школе, Вы создаёте значимые предпосылки для его успешного обучения.

Публикации по теме:

Проект по правилам дорожного движения в старшей группеПроект по правилам дорожного движения в старшей группе Актуальность Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма Цель: сохранить.

Проект для средней группы «На Кубани мы живём»Проект для средней группы «На Кубани мы живём» Проект для средней группы «На Кубани мы живем" Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный. Актуальность проекта: Дети.

Проект «Город, в котором мы живём» ПРОЕКТ «Город, в котором мы живём» (интегративный, групповой, информационный, среднесрочный, ценностно-ориентированный). Актуальность.

Проект по обучению дошкольников правилам дорожного движения Цель: - обучение детей и их родителей безопасному поведению на дороге и, как следствие, снижение детского травматизма; - вызвать у детей.

Проект по правилам дорожного движения «Безопасная дорога домой»Проект по правилам дорожного движения «Безопасная дорога домой» Введение В условиях интенсивного движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах возрастает количество дорожно-транспортных происшествий,.

Проект по правилам дорожного движения «Яркая зима!»Проект по правилам дорожного движения «Яркая зима!» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад № 14 "Ёлочка" комбинированного вида" г. СясьстройПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Проект по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Веселый светофор» Проект по правилам дорожного движения в группе раннего возраста №4 «Веселый светофор" Актуальность Актуальность и просто жизненная необходимость.

Проект по правилам дорожного движения в средней группе «Дети и дорога» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД п. БИРА» Проект по правилам дорожного движения в средней.

Проектная технология в ДОУ при обучении детей правилам дорожного движения. Проект «Велосипед» Воспитатель МБДОУ д/с № 49 г. Североморска Мурманской области Бумагина Оксана Вячеславовна «Использование проектной технологии в обучении.

Презентация «Экологический проект «Река, на которой мы живём» На базе нашей группы второй год подряд проводится долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию. В прошлом году (средняя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Живём по правилам»
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 17:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД