Турищева Наталья Олеговна
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игры в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают…
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Проблема проекта: недостаточные представления детей о зимующих птицах.
Цель проекта: формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей с зимующими птицами;
2) Уточнение и расширение словаря по теме;
3)0Воспитывать желание заботиться о птицах, прививать бережное отношение к ним;
4)0Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
5) Учить выполнять ритмичные движения под музыку;
6) Закреплять умение правильно выполнять дыхательную, пальчиковую гимнастику.
Материально-техническое обеспечение: игры - «Разрезные картинки», «Лабиринт», «Четвертый лишний»; пластилин; заготовка с изображением «Снегиря» для групповой аппликации; картинки, иллюстрации с изображением зимующих птиц; магнитофон и диск с записью голосов лесных птиц; деревянная кормушка; карточки с изображением птиц (снегирь, сорока, ворона, дятел, клест, свиристель, голубь, воробей, сова и др.); картинка с изображением кормушки; подкормка для птиц (пшено, рис, овес, хлебные крошки, семена тыквы и подсолнечника); чтение стихотворений о зимующих птицах.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.
Участники проекта: вторая младшая группа «Колокольчик».
Формы реализации проекта: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап;
II. Основной этап;
III. Заключительный этап.
I этап – подготовительный:
1) Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
2) Создание необходимых условий для реализации проекта;
3) Перспективное планирование проекта;
4) Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Чтение стихотворения: А. Прокопьевой «Снегири»; А. Яшина «Покормите птиц»; Г. Ладонщикова «Наши друзья».
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»; «Разрезные картинки»; «Лабиринт».
Групповая работа: аппликация из пластилина «Снегирь».
Беседа на тему: «Зимующие птицы».
Подвижная игра: «Птички».
Домашние задание родителям:
1) Рекомендации на совместные прогулки;
2) Совместно с ребенком сделать кормушку;
3) Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка;
4) Отгадывание загадок про зимующих птиц;
5) Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Познавательная деятельность: «Формирование целостной картины мира».
Вступительная часть. Звучит аудиозапись пения птицы.
Педагог: Ребята, слышите, кто-то поет? Кто это, как вы думаете? (Слушают еще).
Дети: Птичка.
Педагог: Правильно, а вы знаете, какая это птица?
Дети: Нет.
Педагог: Чтобы узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь она.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
(Сова)
Педагог: С наступлением зимы птицы, оставшиеся зимовать, перебираются по ближе к людям, к человеческому жилью. А вы знаете почему?
Дети: Им холодно.
Педагог: Птицам холод не так страшен как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к людям. Просят о помощи. А как вы помогаете птицам зимой?
Дети: Делаем кормушки и кормим птиц.
Педагог: А вы знаете, какие птицы прилетают на кормушки?
Дети: Вороны, воробьи, грачи, синицы.
Педагог показывает карточки с изображением зимующих птиц и задает вопросы.
Педагог: Какой снегирь? (Красногрудый, в черненькой шапочке и с черными крылышками).
Педагог: Какая синичка? (Маленькая, шустрая, желтая грудка и коричневатая спинка).
Педагог: Какая ворона? (Большая, черно-серая, с огромным клювом, длинными ногами).
Педагог: Какой дятел? (Пестрый, разноцветный, красноголовый, чернокрылый).
Педагог: Ребята, а где живут эти птицы?
Дети: В лесу.
Педагог: Как их можно назвать?
Дети: Это лесные птицы.
Педагог: Ребята, а давайте мы с вами сейчас сыграем в подвижную игру «Птички».
Птички в гнёздышке сидят (дети приседают)
И на улицу глядят (поворачивают голову в стороны).
Погулять они хотят
И тихонько все летят (дети «разлетаются», машут руками).
Снова в гнёздышке сидят (дети приседают).
Педагог: Что нужно сделать, чтобы птицам жилось легче? (нужно их накормить, построить кормушку).
Затем показывается сюжетная картина с изображением детей, кормящих птиц и предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»:
Каждый день, когда встаем,
Мы с братишкою вдвоем,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетают к нам друзей.
На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы-снегири.
Все привыкли, не пугливы,
Хоть руками их бери.
Педагог: Что делают ребята каждое утро? Они делают доброе дело или нет? Почему? Кто прилетает к ним в гости, что за ласковые друзья? Почему их можно даже взять руками? У героев стихотворения есть друзья? А у вас?
Педагог показывает картину-кормушку и предлагает детям покормить птиц. Для этого мы берем клей ПВА и подкормку для птиц (пшено, рис, овес, хлебные крошки, семена тыквы и подсолнечника). Сначала наносим клей, а потом подкармливаем птиц.
Педагог: Ребята, а вы мне поможете найти клювы птичек?
Дети: Да!
Педагог: Давайте тогда поскорее начнем! И подумаем, для чего птичке клюв? (Ответы). А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы).
Начинается дидактическая игра «Лабиринт». Так же проводятся дидактические игры «Четвертый лишний» и «Разрезные картинки».
Педагог: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Тогда давайте начнем! (Загадываются загадки и демонстрируются птицы).
Я в берете ярко-красном,
В серой курточке атласной,
Я деревьям всем приятель,
А зовут меня все…
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Прилетаю к вам опять.
(Снегирь)
Непоседа, невеличка,
Желтогрудая я птичка.
Ем я сало и пшеницу,
А зовут меня…
(Синица)
Слушается стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Гость одна, –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Педагог: Ребята, давайте отнесем нашу кормушку к нам на участок. Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц, наблюдают за птицами, слушают пение птиц.
В закреплении материала предлагается выполнить аппликацию по «Зимующим птицам» и закрепить стихотворением А. Прокопьевой «Снегири»).
Выполняется аппликация из пластилина «Снегирь» – развитие мелкой моторики; учить аккуратно размазывать пластилин, не выступая за контур; для создания интересной фактуры катаем шарики из красного пластилина для грудки и черного для головы и спинки; катаем колбаски черного цвета и собираем крыло и хвостик.
Слушается стихотворение А. Прокопьевой «Снегири»:
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз — Красный нос
Им рябинку принес,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-красные грозди.
Педагог: О чем мы с вами сегодня разговаривали?
Давайте подведем итог (проводится беседа с детьми, вспоминается материал за весь день).
Повторить с детьми пройденный материал, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Работа с родителями:
1) Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц»;
2) Индивидуальные беседы: «Обсуждали ли вы дома с ребенком тему дня?».
III этап – заключительный
1) Оформление результата проекта в виде презентации;
Результаты реализации проекта:
1) Расширен кругозор детей о зимующих птицах;
2)0Улучшилась предметно–развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах;
3) У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки;
4) Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1)0Журнал «Дошкольное воспитание» выпуск №1, М. Еникеева., 2014;
2)0Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы, выпуск №9., - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013;
3)0Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие»., А. В. Аджи., Воронеж: ООО «Метода», 2015;
4)0Птицы. Полная энциклопедия., Ю. К. Школьник., М. : Эксмо, 2006;
5)0Родная природа (часть 1)., С. Е. Шамаева., Воронеж: ТОО «Левый берег», 1997;
6)0Художественно-эстетическое развитие в ДОУ, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и ФГОС ДО., Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО», 2015.