Проект знакомства с удмуртской народной культурой, устным творчеством и удмуртской кухней в старшей группе

Мария Пермякова
Проект знакомства с удмуртской народной культурой, устным творчеством и удмуртской кухней в старшей группе

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Возраст участников: дети 5-7 лет.

Описание материала: У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями. Именно для того, чтобы донести до наших детей, и познакомить их хоть бы с маленькой частью удмуртского народного наследия и богатства в нашем детском саду было проведено мероприятие.

В ходе сценария дети и взрослые знакомятся с некоторыми сторонами удмуртской народной культуры: устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы, подвижными играми, музыкальным фольклором и удмуртской кухней.

«Изюминкой» данного мероприятия будет встреча детей со сказочным героем Лопшо Педунем, Вумуртом и удмуртским ансамблем «Кам зардонъёс» («Камские зори», которые не только исполнят песни на удмуртском языке, но и научат детей некоторым элементам удмуртских танцевальных движений. Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре (устному народному творчеству); способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях; воспитывать любовь старших дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.

Этапы проекта.

1этап - подготовительный

1. Подготовка художественной литературы удмуртского фольклора.

2. Подготовка беседы.

3. Составление плана работы.

4. Подготовка к мероприятиям.

5. Подбор материала.

2этап – основной.

Формы работы:

- Чтение удмуртских сказок и легенд:

1. «Обыда (Баба яга) и Васьлей»,

2.«Ыш»

3. «Нюлэсмурт (Леший) и медведи»,

4. «Лопшо Педунь (Весельчак) и эксен»

5. «Вумурт (Водяной) и Эштерек (имя батыра)»

6. «Солдат и Обыда (баба яга)»

7. «Человек и Обыда»,

8. «Охотник и Нюлэсмурт» 9. «Крестьянин и Вумурт»

10. «Вукузё(Водяной) и человек»

11. «Глупый волк»

12. «Лопшо Педунь –караульщик».

13. Легегда «Италмас»

14. Легенда о ели и др.

Беседы с обсуждением, ситуативный разговор:

-Кто такой Вумурт?

-Кто такой Лопшо Педунь?

-Кто такой Нюлес кузё?

-Кто такая Обыда?

-Кто такой Корка Кузе (Домовой? -Инмар (Бог неба)- кто он? -Богатырь Эштерек.

-Кто такие великаны Алангасары?

-Богиня тепла и солнца Музьем мумы. И др. Художественное творчество: 1) Лепка «Водяной» (Вумурт).

2) Рисование «Сказочные герои».

3) Рисование «Сказочные птицы»

4) Рисование иллюстраций к любимым сказкам.

5) Изготовление альбомов с иллюстрациями по сказкам и легендам в технике исполнения «Фактурная пластика».

6) Аппликация «Удмуртский орнамент на скатерти», «Ковёр».

7) Лепка «Посуда для избы».

8) Конструирование - симметричное вырезывание силуэтов деревьев, склеивание объемного дерева.

9) Лепка «Рыбы», «Лесные звери». Ролевые игры

«Путешествие в сказку», «Италмас»

Физическая культура

1) Подвижные игры с героями сказок.

2)Спортивные развлечения, туристические походы с участием сказочных героев

3этап – заключительный. Подведение итогов.

1. Открытые презентации детских исследовательских проектов.

2. Заключительный праздник – «В гостях у сказки».

Ожидаемый результат:

1. Сформировать у детей элементарные представления об удмуртсом фольклоре. 2. Повышение познавательного интереса у детей к истории удмуртского народа. Предварительная работа:

С педагогами:

- подготовка и оформление зала для мероприятия;

- приглашение удмуртского музыкального ансамбля в детский сад.

С родителями:

- предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;

- помощь в сборе информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, песен. С детьми: - чтение удмуртской сказки «Алчный купец», пословиц; разгадывание загадок;

- посещение краеведческого музея «Макет избы удмуртского народа»;

- прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;

- беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.

Используемый материал и оборудование:

Полено для подвижной игры; платочек; 2 пары лаптей без завязок; мел или веревку; накрытый стол для чаепития удмуртскими блюдами.

Оформление зала: зал оформлен в стиле удмуртской избы (половики на полу, скамейки, колыбелька, сундук, прялка, куклы в национальных костюмах. Действующие лица:

Дадык Апай- Ведущий

Лопшо Педунь- Сказочный веселый персонаж

Вумурт- Водяной

Баянист- Шишкин Николай Васильевич

Центр Удмуртской Культуры «Кам зардонъёс»

Ход мероприятия:

(Под удмуртскую народную мелодию в зал входят дети и садятся. Их встречает ведущий в национальном костюме –Дыдык Апай.)

Дадык Апай: Зечбуресь, пиналъес! Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приехали ко мне в гости. В каком замечательном крае мы с вами живем!

1 ребенок: Край наш удмуртский, родные просторы -

Лес, перелески, холмы да поля.

Как хороши твои ясные зори,

Как ты прекрасна, родная земля!

2 ребенок: Удмуртия, любимая -

Наш чудный италмас,

Ты золотым цветком любви

Живешь в сердцах у нас.

3 ребенок: Тобою с детства мы горды,

Верны тебе одной,

Удмуртия любимая -

Наш дом родной!

(В. Тяптин)

Дыдык Апай: Хорошие стихи вы прочли о нашем крае, спасибо.

А как доехали вы к нам?

По полям и по горам?

Ребенок: По полям, по горам,

Мимо речки прямо к вам.

Дыдык Апай: Ребята, давайте встанем в хоровод и споем песню. (Исполняется удмуртская народная песня «Давайте, девчата, встанем в хоровод». Под веселую удмуртскую мелодию в зал входит Лопшо Педунь.)

Лопшо Педунь: Зеч буреч – здравствуйте! Шел я мимо вашего детского сада, услышал музыку и веселье, да и решил зайти к вам в гости. Вас потешить да себя развеселить.

Дыдык Апай: Ребята, а вы узнали, кто к нам пришел? Правильно, это герой из сказки, которую мы с вами читали.

Лопшо Педунь – это герой из удмуртских народных сказок. Он очень трудолюбив, любая работа в его руках спорилась. Он стал источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. А за веселый нрав, умение веселить народ в деревне прозвали его Лопшо Педунь. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора.

У каждого народа есть такой герой. Например: в русских сказках – Иван, мудрый, деревенский мужик, который всегда находит выход из сложившейся ситуации. В татарских сказках можно встретить умного и хитрого героя – Алдартаза, Алдара.

Лопшо Педунь: Вы меня знаете? Очень рад! И я много хорошего слышал о вас и вашем детском саде, что как будто у вас здесь интересные дела творятся!

Дадык Апый: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходят, и дети с удовольствием в них участвуют!

Лопшо Педунь: Если так, значит, я пришёл не зря! Мне очень хочется проверить и посмотреть на ребят, на их удаль, быстроту и смекалку! Уж очень я люблю всякие игры! Ну что вы готовы со мной поиграть?

Для начала я вам загадаю загадки. Ох, уж они трудные я вам скажу, что сам купец из сказки не смог их разгадать!

1. Крыльев нет, а летает.

Ног нет, а бежит. (Туча)

2. Что можно увидеть на небе только ночью? (Звезды)

3. В жару появляется, в холод умирает,

Сам маленький, рот есть, укусит - плакать заставит (Комар)

4. В желтом платье девушка в земле сидит, волосы на земле; осень придет - ее убирают (Морковь)

5. В доме полно народу, а окна прорубить не могут (Огурец)

6. Не рубашка, но сшита.

Языка нет, а говорит. (Книга)

7. Безногий безрукий, вверх поднимается. (Тесто)

Лопшо Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица «И маленькое дело, лучше всякого безделья!»

А теперь пора проверить вашу быстроту и ловкость! Смотрю я на вашу обувь и диву даюсь, как вы ходите в такой неудобной обуви! Посмотрите на мою обувь. Вы знаете, как она называется? (Лапти) Вот сейчас и проверим, как вы быстро сможете пробежаться в лаптях. Для этого вам нужно поделиться на 2 команды. И «пусть дорога ваша будет гладкой»!

(ведущий помогает детям разделиться на команды. Соревнование проводится под музыку)

Дадык Апай: Лопшо Педунь, тебе понравилось, как дети справились с твоими заданиями?

Лопшо Педунь: Я и не думал, что они так легко с ним справятся! Но как гласит удмуртская народная мудрость «Сделанная впопыхах работа доброй не бывает». Запомните это, ребята!

Лопшо Педунь: Смекалка у вас, ребята, есть. А внимательные ли вы? Поиграем в игру «Небыльток» («Растяпа ты») и проверим.

Игра «Небыльток»

(Дети стоят по кругу парами. Водящий стоит в центре круга. Исполняется веселая удмуртская мелодия. Водящий, двигаясь по кругу, кланяясь, приглашает в круг 3 впереди стоящих детей. Они следуют за водящим. Внезапно музыка прерывается, дети разбегаются и встают позади свободных игроков. Оставшемуся без пары хором говорят: растяпа ты)

Дыдык Апай: Схожу на колодец, напою вас после игры водицей.

(Идет к колодцу, опускает ведро. С ведром из колодца вылезает вумурт.)

Вумурт: Зеч буреч – здравствуйте!

Дадык Апай: Ребята, вы узнали кто это к нам пришел? Вумурт — водяной в удмуртской мифологии. Вумурт, естественно, ведал водной стихией, от него зависели разливы рек, сохранность плотин, мельниц, обеспечение водой. Вумурт, мы с ребятами играли и захотели водынапиться.

Вумурт: Никого к колодцу не пущу,

Кто подойдет – утащу!

Дадык Апай: А не хочешь ли ты с нами поиграть в удмуртскую народную игру «Водяной»? Если ребята выиграют, то тогда отдашь нам ведро!

Лопшо Педунь: Хорошо, давайте поиграем! (встает в центр начерченного круга и становится «водяным»)

Игра «ВОДЯНОЙ» (Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»

Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным).

Вумурт: Молодцы, повеселили вы меня. Отдам вам ведро. Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Лопшо Педунь:Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется «Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!

Игра «Не урони полено»

(Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала. Начинать втягивать в круг можно только по условному сигналу. При разъединении рук выбывает тот, чья из разъединившихся рук была правой).

(дети садятся на свои места. Издалека доносится игра гармошки, баяна)

Лопшо Педунь (прислушивается): Ребята, вы тоже слышите звуки гармошки? Как же я люблю плясать под нее, да частушки и песни распевать! (приплясывает)

(входят солистки удмуртского ансамбля с баянистом и поют удмуртскую песню)

Лопшо Педунь: «Петь хорошо вместе, а разговаривать по – одному», так говорили наши бабушки и дедушки!

Баянист: Зечбуресь (здравствуйте! Не тут ли принимают гостей? (обращается к детям). Мы пришли как раз вовремя!

Дадык Апай: Зечбуресь! Ребята, к нам в гости пришел Центр удмуртской культуры «Кам зардонъёс», что в переводе обозначает камские зори. Ансамбль состоит из 10 человек, руководитель ансамбля Бехметова Нина Николаевна, баянист- Шишкин Николай Васильевич. Ансамль существует 5 лет, этот музыкальный коллектив принимает участие районных и республиканских мероприятиях, а также занял первое место между районных коллективов. Баянист: Наверное, устали играть да шутит? Пора песни петь да плясать под удмуртские мотивы баяна! (взрослые приглашают детей в удмуртскую пляску «Ярожон мар мед-а сычежон», «Анаслы»)

Дадык Апай: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости! Давно у нас не было таких задорных и веселых гостей! А не хотите ли с нами сыграть в удмуртскую игру с платочком?

ИГРА С ПЛАТОЧКОМ (под аккомпанемент баяна)

(Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух водящих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает. А второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим. То второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу). Дадык Апай: Настоящий праздник получился, как в сказке! Столько гостей сегодня у нас, и герои из сказок, и настоящий удмуртский ансамбль с веселым баянистом! Тау (спасибо) за то, что вы пришли к нам! Ребята, вам понравилась эта встреча? Что вам больше всего понравилось? Давайте все вместе скажем «спасибо» - «тау»(Ответы детей). Но гостей не хочется отпускать просто так! Мы с ребятами приглашаем вас на чаепитие с удмуртскими блюдами, которые приготовили наши мамы и бабушки! (устраивается чаепитие)

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы «Мешок загадок» НОД по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней группы на тему: "Мешок загадок" Задачи: Продолжать знакомить детей с.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с устным народным творчеством во второй младшей группе «Заюшкина избушка» "Заюшкина избушка" Цель: Продолжать знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Развивать речь, мышление, память. Задачи: Развивать.

Конспект НОД в старшей группе «Создание декораций для мультфильма по удмуртской народной сказке «Глупый котенок»Конспект НОД в старшей группе «Создание декораций для мультфильма по удмуртской народной сказке «Глупый котенок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 215 г. Ижевск» «Создание декораций для мультфильма по удмуртской.

Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья Педагогический опыт «Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья» «Чем дальше в будущее входим,.

Проект во второй младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой» Тема проекта: «Знакомство детей с русской народной культурой» Вид проекта: краткосрочный Продолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.

Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями» «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через знакомство с устным народным творчеством разных жанров В устном народном творчестве, вмещающем в себя все ценности русского языка, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект знакомства с удмуртской народной культурой, устным творчеством и удмуртской кухней в старшей группе
Опубликовано: 30 марта 2019 в 19:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

16 сентября. День кукольного театра на МААМ

В этот день 88 лет назад в Москве был открыт Театр кукол. Сейчас он носит имя своего первого руководителя, Сергея Владимировича Образцова, и считается крупнейшим кукольным театром в мире. За это время в...

Фоторепортаж о коллекции карт Таро — без мистики и тайн
Рассказывая о своих увлечениях, я не упомянула о коллекционировании. В детстве это были открытки и фантики. Я выросла, но страсть к коллекционированию...
Детский мастер-класс «Веточку рябины осень подарила» в средней группе
Наступила осень. Она подарила ребятам разноцветные краски. Особенно привлекает их внимание горящие красными огоньками рябинки, которые растут на нашем...
Сценарий осеннего утренника «Прогулка в осенний лес» в первой младшей группе
Осенний утренник. 1 младшая группа. «Прогулка в осенний лес». г. Новосибирск. Д/с №196 Воспитатели: Прилепко Е. А, Ожева Н. Н. Цели: - развивать...