Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями»

Осмакова Диана Ильдаровна
Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями»

«Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории».

Актуальность.

Знакомство с народным творчеством начинается у человека с пеленок, с колыбельных песен. Детский фольклор русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен сказками, многочисленными произведениями малых жанров-колыбельные песни, потешки, припевы, скороговорки, считалки, дразнилки, прибаутки, загадки. Народные песни способствуют всестороннему развитию личности. Песня и музыка помогают преодолевать языковой и культурный барьер, возникающий между дедами и внуками.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями».

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л. А., Грибовская А. А., Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Вид: творческо-информационный.

Продолжительность: среднесрочный (1месяц).

Участники: воспитанники младше-средней и старше-подготовительной групп АНОО ДЦ «Совёнок», педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью расширения кругозора детей и приобщение к традиционной русской народной культуре.

Задачи:

• Дать первичные представления о жизни, быте русского народа;

• расширять знания детей о русском народном творчестве (загадки, пословицы, приметы, потешки, колыбельные, прибаутки, поговорки, былины, заклички);

• формировать основы экологической культуры: правильное и заботливое отношение к природе посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

• создание развивающей среды;

• развивать нравственную ценность личности, ее художественно - творческий потенциал;

• развивать речь дошкольников средствами малых форм фольклора.

Предварительная работа:

1. Пополнение и подбор материала для реализации проекта, и развлечений;

2. Подготовка сценария совместно с музыкальным руководителем, подбор костюмов и атрибутов для фольклорного праздника «Ярмарка»;

3. Слушание записей русских народных ансамблей;

4. Разучивание русских народных песен, потешек, танцев, игр, хороводов;

4. Рассматривание орнамента на одежде и обуви русского народа.

5. Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями.

6. Рассматривание иллюстраций к потешкам и колыбельным;

7. Беседа с родителями о содействии в организации выставки «Русской народной утвари».

8. Подбор материалов для родителей.

9. Сбор и оформление наглядного материала.

10. Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических игр.

ПЛАН ПРОЕКТА.

1. Социально –коммуникативное развитие. Дидактическая игра “Найди узор”.

2. Художественно - эстетическое развитие. Слушание фольклорных произведений.

3. Физическое развитие. Знакомство с подвижными играми «Горелки», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», и т. д.

4. Познавательное развитие. Беседа «Как играли наши дедушки и бабушки»

5. Художественно - эстетическое развитие. НОД (рисование, лепка, аппликация) «Матрешка», «Русский платок», «Рукавичка».

6. Социально –коммуникативное развитие. Презентация “Дымковская игрушка”.

7. Познавательное развитие. Экскурсия в Государственный музей

Им. Пушкина "Негде в тридевятомцарстве".

Мастеркласс от экскурсовода Суздальского музея с программой по народной кукле.

8. Художественно - эстетическое развитие. Чтение сказок «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Гуси лебеди», «Пузырь, соломинка и лапоть».

9. Познавательное развитие. Знакомство детей с устройством русской избы. Презентация «Русская изба».

10. Заключительный этап - праздник «Осенняя ярмарка»

для детей младше-средней группы.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение

Изучение познавательной литературы на тему «Народная культура и традиции».

Подбор и изучение экспонатов, документов, информации, литературы, собранных детьми и их родителями.

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. НОД Коммуникация, Познание Беседа «О русском народном костюме. Красный сарафан». Беседа «О народной игрушке».

2 этап- основной

Беседа «Быт русского народа».

Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

знакомство детей с русскими народными сказками, потешками, загадками.

Родители воспитанников совместно с детьми участвовали в оформлении мини музея “Русская народная культура”.

3 этап - заключительный

Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».

Открытый просмотр мастер класса экскурсовода из Суздальского музея «Кукла – оберег».

Презентация проекта.

Осенний праздник.

Изодеятельность:

Лепка “Дымковская игрушка”. Из соленого теста улиток, шанежек, косичек, пряников.

Рисование “Уточка” и “Матрешка”. Раскрашивание поделок из соленого теста.

Аппликация “Русский народный ковер”.

Знакомство с художественной литературой:

- Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, дразнилки, скороговорки, сказки. Театрализованная деятельность по русским народным сказкам.

Музыкальная деятельность:

- Поздравление именинников – «Каравай»

- Слушание народных песен, колыбельных перед сном (аудиозапись).

- Развлечение: «Знакомство с деревянными народными музыкальными инструментами» совместно с муз. руководителем.

Познание (конструктивная деятельность) «Кукла-оберег».

Подвижные игры: «Пчёлы и ласточка», «Кот и мыши», «Солнышко – ведрышко», «Огуречик», «Ручеёк», «Баба-Яга», «Жмурки» и др.

Беседа «Милости просим, гости дорогие!» Чтение художественной литературы. Рассказывание русских народных сказок.

Консультации: 1) «Развиваем интерес к русской народной культуре»; 2) «Народные праздники»; 3)«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка».

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского краяНравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди.

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки» Приобщение к истокам русской народной культуры Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство.

Календарно-тематическое планирование недели «Знакомство с народной культурой и традициями» Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Программное содержание: Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями»
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 10:44
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека игр по ФЭМП
«Один – много» Цель: Учить находить разное количество предметов: один или много. Оборудование: карточки с изображением предметов: один предмет и много...
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты»
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе Описание овощей и фруктов Задачи: -учить составлять описание предмета; -упражнять в согласовании...
Консультация для родителей «Что читать дошкольникам?»
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все...
Неделя игры и игрушки
В группе раннего возраста, в рамках недели " Игры и игрушки" дети познакомились с русскими народными игрушками, в частности- с матрешками и пирамидками....
Конспект занятия для дошкольников «Новый год у ворот»
Воспитатель:Потапова В. И Тема занятия: "Новый год у ворот". Возраст детей: дошкольники. Цели:  - формировать представления детей о праздновании Нового...