Лучший педагог года

Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края»

алина агафонова
Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края»

Проект на тему:

«ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РОДНОГО КРАЯ»

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: январь – май 2019 года.

Участники проекта: педагоги группы, воспитанники младшей группы, родители

Авторы проекта: воспитатель Агафонова А. М.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Проект „Знакомство с культурой и традициями родного края“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному городу, к родной стране. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Таким образом, если знакомить детей, начиная с младшего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о родном крае, культуре, традициях башкирского народа.

Задачи:

Образовательные:

-Способствовать формированию представлений детей об особенностях быта и традиций (жилища, народный костюм, национальная кухня, игры и народные праздники) башкирского народа.

-Способствовать раскрытию возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

Развивающие:

-Способствовать развитию эстетического и нравственного восприятия мира, воображения, внимания, памяти и речи детей;

Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение к культурному прошлому и настоящему Башкортостана

Интегративность проекта.

Реализация проекта предполагает интегративный подход, т. е. включение проекта в различные виды детской деятельности (познавательную, продуктивную, игровую). При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания целостно и вариативно в разнообразных видах деятельности.

Формы организации воспитания и обучения

Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективного плана работы и приложения практических материалов. Работа разделена на 4 блока, каждый из которых включает в себя:

-образовательную деятельность;

-совместную деятельность педагога и воспитанников;

-самостоятельную деятельность воспитанников;

-взаимодействие с родителями

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Реализация проекта планируется в три этапа:

1 этап. Подготовительный: создание условий предметно-образовательного пространства: подбор художественной и методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, разработка перспективно-календарного плана работы.

2 этап. Основной: реализация проекта

(работа с детьми, педагогами, родителями)

3 этап. Заключительный: подведение итогов работы, определение дальнейших целей и задач по теме.

Методы работы: наглядные, словесные, практические.

Приемы работы: показ, разъяснения, объяснение, рассказ, рассматривание.

Принципы работы: доступность, систематичность, наглядность.

Формы и методы работы:

• Беседы с детьми;

• Игры: дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные;

• Создание игровых ситуаций;

• Организованная образовательная деятельность;

• Чтение художественной литературы;

• Оформление альбомов, выставок;

• Наблюдения на прогулке;

• Папка – передвижка для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»;

• Оформление патриотического уголка в группе детского сада совместно с родителями;

• Совместная деятельность педагогов и детей.

Перспективный план работы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ-ЯНВАРЬ 2019 Г.

ОСНОВНОЙ ЭТАП-ФЕВРАЛЬ-МАЙ-2019 Г.

ФЕВРАЛЬ

1 блок «Я и моя семья»

Вид и содержание деятельности Программное содержание

неделя

1 неделя

Беседа «Мое имя»

Чтение стихотворений: Р. Ураксиной «Стихи об именах», Х. Гиляжева «Воспитанный Айдар» дать понять, что у каждого человека есть свое имя, которое отличается его от других людей. К человеку можно обратиться по имени и отчеству или просто по имени.

Игра-упражнение

«Обратись по имени». уметь обращаться друг к другу по имени; знать, что означают наши имена (Айгуль-лунный цветок)

2 неделя

Сюжетно – ролевая игра «Укладывание кукол спать» знакомство с национальным атрибутом люлька

Чтение стихотворения С. Рахматуллиной

«Колыбельная» формировать представление о жанре башкирского народного творчества – колыбельной

Рассказывание башкирской народной сказки «Лиса сирота» познакомить с башкирским народным творчеством, умение выделять отрицательных и положительных героев.

3 неделя

Беседа «Моя семья» расширить представление о семье, формировать представление о родственных отношениях, о традициях в семье: уважение к старшим, желание заботиться о ближних.

Дидактическая игра

«В гости бабушка пришла» познакомить воспитанников с правилами башкирского гостеприимства, чем старше гость, тем он почетнее.

4 неделя

Чтение стихотворения «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной. воспитывать у детей любовь к маме; обогатить малышей материнской заботой, воплощенной в народном слове;

Башкирская народная игра «Прячу платок» формирование интереса к башкирским народным играм.

МАРТ

2 блок «БЫТ И КУЛЬТУРА БАШКИРСКОГО НАРОДА»

Вид и содержание деятельности Программное содержание

1 неделя

Беседа «Жилище башкир» Формировать представление о жизни башкир в прошлом, познакомить со значением слова «юрта»

Рассматривание юрты познакомить детей с башкирским жилищем - юрта, строением юрты, особенностями интерьера

2 неделя

Рассматривание картин «В башкирской избе»А. Х. Ситдиковой, А. Этюлькина «Изба Салавата расширить представления воспитанников о жилище башкир в прошлые времена

Аппликация «Украсим полотенце» формировать умение составлять аппликацию на полосе, чередуя геометрические фигуры по форме (сначала круг, потом квадрат)

3 неделя

Рассматривание башкирской посуды ознакомление детей с историей возникновения посуды, с процессом ее преобразования человеком, формирования интереса к предметам рукотворного мира прошлого.

Дидактическая игра «Накроем стол к обеду» формировать умение правильно называть определенные предметы посуды, формировать представления о ее функциях

4 неделя

Беседа «Башкирский национальный костюм» Познакомить с названиями башкирской одежды

Рассматривание куклы-мальчика в национальной одежде. знакомить с элементами национальной мужской одежды башкир: халат, рубаха, расшитые штаны, тюбетейка.

АПРЕЛЬ

3 блок «ТВОРЧЕСТВО БАШКИР»

Вид и содержание деятельности Программное содержание

1 неделя

Рассматривание картины А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр» приобщать детей к рассматриванию картин башкирских художников; способствовать формированию умения рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; активизировать

словарь детей словами, отображающими культуру башкирского народа.

Рассматривание башкирской матрешки формировать у детей представление о народных промыслах родного края на примере башкирской матрешки.

2 неделя

Рассматривание иллюстраций «Башкирские народные музыкальные инструменты» формировать представление о башкирских народных музыкальных инструментах; воспитывать интерес к культуре башкирского народа.

Рассказ воспитателя о курае. дать элементарные представления о национальном

музыкальном инструменте – курае. способствовать формированию интереса к музыке башкирского народа.

3 неделя

Слушание башкирской народной мелодии «Сырау торна» продолжать знакомить детей с башкирским национальным инструментом- курай, с его разновидностями и с особенностями звукоизвлечения.

Дидактическая игра «Угадай, на чем я играю» способствовать развитию умения по вешнему виду и по звучанию определять и различать инструменты разных народов; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к культуре разных народов.

4 неделя

Беседа с рассматриванием иллюстраций «Башкирские национальные блюда» формировать элементарные представления о башкирских национальных блюдах; воспитывать интерес к культуре башкирского народа.

Лепка из соленого теста «Баурсак» знакомить детей с национальным башкирским блюдом «Баурсак»; формировать умение лепить из соленого теста, раскатывать кусок теста в «колбаску», стекой нарезать на одинаковые кусочки и укладывать на блюдо горкой; развивать мелкую моторику пальцев рук.

МАЙ

4 блок «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Вид и содержание деятельности Программное содержание

1 неделя

Рассматривание фотоальбома «Природа родного края» формировать умение у детей видеть красоту родной природы, воспитывать любовь к малой родине.

Беседа «Город, в котором я живу» знакомить с понятием «город», с его названием

2 неделя

Рассматривание фотографий и открыток «Достопримечательности города Ишимбай». знакомить с главными достопримечательностями города, в котором мы живем

Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города. формировать элементарные представления об улицах родного города

3 неделя

Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу» знакомить с понятиями «улица», «адрес», «домашний адрес»; способствовать запоминанию своего адреса;

Беседа «Родина моя – Башкортостан»

формировать интерес к своему краю, в котором мы живем, дать детям первые предпосылки о том, что мы живём в республике Башкортостан

4 неделя

Рассматривание - флаг Республики Башкортостан

знакомить детей с государственной символикой – флагом РБ, его цветами, дать элементарные представления, что они означают.

Рисование «Флаг Башкортостана»

дать начальные знания о своей республике, формировать умение закрашивать рисунок, не выходя за контур, используя для создания изображения голубой, жёлтый и зелёный карандаши, прививать познавательный интерес к истории своей Родины.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

• формирование у детей элементарных знаний о родном городе Ишимбай, о родном крае Башкортостан - как о своей малой родине;

• на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям башкирского народа формирование у детей патриотических чувств, уважение к культурному прошлому Башкортостана, любви к своему родному краю;

• формирование познавательного интереса к истории, природе, музыке, играм башкирского народа;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова. Уфа-2007.

2. «Башкирская народная сказка в системе образ-го процесса ДОУ».З. Г. Нафикова. Уфа-2011.

3. Р. Л, Агишева, Ф. Х. Губайдуллина «Я познаю Башкортостан». Учебная хрестоматия.

4. Г. М. Нафикова. Фольклор и литература РБ».Учебная хрестоматия для детей ДОУ.

[/b]

Публикации по теме:

Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества Калачина А. П. МАДОУ «Детский сад №80» (г. о. Саранск) В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают.

Формирование представлений об этнокультурных традициях родного края у дошкольников при ознакомлении с культурой народов Югры В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является учет национальных ценностей и традиций, которые восполняют.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.

Обобщение опыта работы на тему «Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края» Цель: Обогащение и расширение словаря детей с ОНР через знакомство с природой родного края. Основные задачи моего опыта работы: -обогащение.

План-конспект НОД «Знакомство с народной культурой и традициями». во второй младшей группе Тема недели: «Знакомство с народной культурой и традициями». Тема занятия: «Красивый платочек с элементами дымковской росписи». Интеграция.

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края» Педагогическая идея: Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной,.

Проект «Знакомство детей с русской народной культурой и традициями» «Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно.

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группеПроект «Знакомство с народной культурой и традициями» во второй младшей группе Проект «Знакомство детей второй младшей группы с народной культурой и традициями» г. Химки 2018 г Автор: Ломова Жанна Николаевна воспитатель.

Проект «Знакомство с православной культурой»Проект «Знакомство с православной культурой» Проект "Знакомство с православной культурой" Цель: воспитывать духовно – нравственную личность дошкольника через обретение им духовного.

Презентация «Знакомство с народной культурой и традициями (куклы)» Цель:познакомить с историей народной игрушки на примере кукол, развивать интерес к традиционной народной культуре.   Задачи:формировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с культурой и традициями родного края»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 18:18
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД