Папки-передвижки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию

лариса муракаева
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию» размещена в разделах

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении : интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного.

В результате проведенного диагностического обследования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» было выявлено, что у детей имеются затруднения в этой области. С целью индивидуализации и коррекции работы в этом направлении возникла необходимость проектирования индивидуального образовательного маршрута дошкольника.

Цели и задачи ИОМ:

Цель проектирования индивидуального образовательного маршрута по социально-коммуникативному развитию : создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – коммуникативного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. Данная цель реализуется через решение следующих задач:

• создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

• организовать единую систему работы педагогов и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• провести профилактику и коррекцию, имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Принципы проектирования ИОМ :

При проектировании индивидуального маршрута дошкольника учитываются следующие принципы:

• Принцип опоры на обучаемость ребенка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Педагог призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).

• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Педагог прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач педагогов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).

• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Этапы проектирования ИОМ :

1. Наблюдение

2. Диагностика

3. Конструирование

4. Реализация

5. Итоговая диагностика

Для каждого этапа определена цель, намечена форма работы и вид отчетности (см. приложение).

Методы и формы работы:

I. Для эмоционального благополучия ребенка:

«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.

Индивидуальная беседа на интересующие детей темы, или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.

• Сочинение детьми творческих рассказов о себе, о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.

• Использование метода коллекционирования содействует возникновению общения, совместных игр.

Предметно-развивающая среда в группе (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям:

• Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», «Подбери картинку»).

• Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.

• Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуациях.

• Коллективные работы по изобразительной деятельности.

• Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).

• Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).

• Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.

• Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.

• Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы).

III. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:

• Элементы психологической гимнастики на занятиях.

• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.

• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.

• Игры драматизации.

• Театрализованные игры.

• Просмотр спектаклей,

• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

IV. Для развития социальных навыков у ребенка :

• Дидактические игры («Правда или нет»).

• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.

• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»

• Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкатерапии.

V. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:

• ООД по экологии и по ОБЖ;

• чтение художественной литературы;

• дидактические игры природоведческого содержания;

• разбор ситуаций;

• просмотр спектаклей на экологические темы;

• акции (Посади дерево, покорми птиц);

• уход за растениями в уголке природы и на участке;

• трудовая деятельность (различные виды труда).

Критерии оценки результативности по социально - личностному развитию :

• выработаны привычки нравственного поведения;

• имеют способность к самооценке, оценке;

• имеют представления о моральных качествах;

• умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;

умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;

• умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;

• умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;

• сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Предполагаемый результат:

развитие социальной компетентности;

развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Публикации по теме:

Доклад «Проектирование образовательного процесса по познавательному развитию в ДОУ» Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед дошкольным воспитанием, как первой ступени.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка Фамилия, имя, дата рождения, возрастная группа Смирнов Дима 02. 06. 10г., подготовительная группа Начальная диагностика F 80 Нарушены.

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию КАРТОТЕКА ИГР ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Фруктовый салат» Цель: становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий,.

Конспект занятий по социально-коммуникативному развитию Социально – коммуникативное развитие: Цель: Совершенствование знаний детей о назначении детского сада. Задачи: 1. Расширять представление.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Письмо друзьям» Конспект занятия по познанию предметного и социального мира в подготовительной группе №5 «Пчелка» Тема: «Письмо друзьям» Цель: формировать.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике,.

Составление индивидуального маршрута одарённого ребёнка в ДОО Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровск «Центр развития ребенка № 188» Индивидуальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника по социально-коммуникативному развитию
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 06:45
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД