Елена Евгеньевна Маркелова
Проектирование как инновационная технология в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. В связи с этим, множество дошкольных образовательных учреждений решают задачи экологического образования.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, решается оно на основе формирования экологических представлений, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, В. А. Зебзеева, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Т. А. Серебрякова и др.). Проблема формирования экологических представлений о взаимодействии человека с природой раскрыта в исследовании Л. И. Пономаревой. И. А. Хайдуровой осуществлено исследование о систематизации у дошкольников представлений о растениях, Е. Ф. Терентьевой – о животных, Н. Н. Кондратьевой – о животных и растениях как живых организмах
Публикация «Проектирование как инновационная технология в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успешность в обучении детей падает. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Основной результат модернизации образования заключается в повышении уровня образованности обучающихся, обеспечение их готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем в условиях современного общества.
По мнению многих современных педагогов Н. А. Рыжовой, Н. Е. Вераксы, Е. В. Гончаровой изучение объектов природы осуществляется наиболее эффективно в процессе проектно-исследовательской деятельности, стимулирующей интерес детей к проблемам природы, овладению определённой системой знаний и применению их на практике.
Именно поэтому одним из направлений инновационной деятельности в образовании становится проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Внедрение технологии проектирования в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт, вступивший в силу с 1 января 2014 г.). В частности в пункте 3.2.5. ФГОС ДО, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Анализ состояния экологического образования показал перспективность использования метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта, но не часто используется в дошкольных учреждениях.
Вместе c тем он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности экологического образования дошкольников. Исходя из актуальности проблемы, нами определена тема исследования - проектирование как инновационная технология в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение использования технологии проектирования в экологическом образовании дошкольников.
Объект исследования: инновационные технологии в экологическом образовании.
Предмет исследования: процесс использования технологии проектирования в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: применение технологии проектов способствует повышению уровня экологического образования детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом, объектом, гипотезой исследования можно поставить следующие задачи:
1. Проанализировать состояние современной системы экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
2. Охарактеризовать инновационные подходы и технологии в организации экологического образования дошкольников.
3. Выявить сущность проектирования как инновационной технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста
4. Разработать и реализовать проекты для детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить эффективность применения технологии проектирования в экологическом образовании старших дошкольников.
Анализ состояния современной системы экологического образования в ДОУ позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Новая образовательная ситуация требует использования в экологическом образовании инновационных методов и технологий, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей, отвечающим инновационным подходам к организации экологического образования дошкольников, что соответствует ФГОС ДО.
Мы выяснили, что к основным видам инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях, относятся здоровьесберегающие, развивающие, коррекционные, информационные, личностно-ориентированные технологии, а так же познавательно-исследовательская, проектная деятельности.
Среди многообразия инноваций одной из перспективных является технология проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном, деятельностном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического образования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад п. Мичуринский с детьми подготовительной к школе группы и длилось с 01.10.2015 по 20.05.2016г. Целью констатирующего этапа было определение уровня экологических знаний старших дошкольников.
Для изучения уровня экологических знаний старших дошкольников мы взяли за основу диагностическую методику автора Серебряковой Т. А.
Уровень экологических знаний детей подготовительной к школе группы мы исследовали по следующим показателям: уровень знаний о мире природы; уровень умений и навыков по уходу за объектами природы; уровень характера отношения к миру природы.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы.
В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.
Специфику осуществления нашей работы на формирующем этапе исследования определяет включение детей совместно с родителями и воспитателями в процесс коллективного проектирования. Экологический проект является инновационной технологией экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми, такие как моделирование, экспериментирование и др.
Целью формирующего этапа исследования было повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста путём применения технологии проектирования в экологическом образовании.
Нами разработаны и реализованы проекты, задача которых :
-развивать познавательную активность дошкольников, интеллектуальную инициативу, формировать умение проводить анализ и делать выводы о взаимозависимости элементов экологических систем;
- совершенствовать умения планирования и самостоятельного выполнения практической деятельности с природными объектами;
- систематизировать и углублять представления об окружающем природном мире, формировать азы экологического сознания;
- вовлекать родителей в образовательный процесс по экологическому образованию дошкольников путем естественного включения семьи в проектную деятельность детей.
На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения уровня экологических знаний детей старшего дошкольного возраста и определить эффективность проделанной работы. Для этого нами проведена диагностика, используя методики, описанные на констатирующем этапе исследования.
Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего этапа исследования позволил сделать следующий вывод, что в целом у детей обеих групп произошло повышение уровня экологических знаний на уровень, согласно их возрастным и индивидуальным возможностям, но наилучшие результаты показали дети экспериментальной группы, в которой проводилась проектная деятельность. Это говорит о том, что реализуемая нами методика организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением технологии проектирования является эффективной, значимой и ценной.
Таким образом, проведённое экспериментальное исследование по выявлению уровня экологических знаний подтвердило гипотезу, все задачи нашего исследования были решены, а цель теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования технологии проектирования в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста достигнута.