Проектирование логопедической работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Ольга Захарова
Проектирование логопедической работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Одной из педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

После проведения исследования по описанной выше методике показатели результатов проведенной мной диагностики, большинство детей имеет недостаточный уровень развития памяти, направленной на выявление динамики в развитии связной речи дошкольникам с общим недоразвитием речи.

Исследование предполагало обследование слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Анализ результатов исследования показал, что значительные трудности, которые испытывают дошкольники с общим недоразвитием речи в овладении лексико-грамматическими средствами языка и связной речью во многом обусловлены недостаточностью когнитивных предпосылок, в том числе, недостатками мнестических процессов. При этом недостатки памяти у детей с общим недоразвитием речи весьма вариативны. В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.

Полученные результаты комплексного психолого–педагогического обследования являлось основой проектной деятельности в развитие словесно-логической памяти у детей с общим недоразвитием речи с учетом индивидуальных особенностей.

С учетом полученных результатов был разработан проект логопедической работы с использованием мнемотехнических приемов, что на наш взгляд, способствует не только развитию памяти, но и повышает эффективность логопедического воздействия.

В проект исследования подобрали упражнения и дидактические игры с использованием мнемотехнических приемов, которые реализуются во всех видах деятельности: ситуативно-деловое сотрудничество со взрослыми в быту, в трудовой деятельность, в предметно-практической деятельности (игры с природным и бросовым материалом, с песком, водой, ручной труд, аппликацию и др.) в активные движения и действия ребенка. Использовать следующие мнемотехнические приемы: ассоциации; группировка; классификация; опорные пункты; достраивание материала; схематизация; структурирование; систематизация. В работе с дошкольниками использовать различные наглядные опоры: предметы, картинки, пиктограммы, схемы, модели.

Логопедическая работа по развитию памяти в системе логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи при реализация которых предусматривала взаимодействие специалистов, работающих в дошкольном учреждении учителя- логопеда, психолога и воспитателя так же сотрудничество с родителями.

При исследовании дети с недоразвитием речи показали недостаточно сформированы как глубокого (смыслового, так и поверхностного (грамматического) синтаксирования. Испытывая затруднения в языковых средствах оформления мысли, дети пользуются фрагментами, простыми предложениями с неправильной грамматической структурой, пропусками лексических единиц, что приводит к искажению смыслового содержания высказывания. Распространённость и стойкость этих нарушений, невозможность их самостоятельной компенсации делают необходимой разработку в рамках системы коррекционного обучения специальной методики, направленной на формирование синтаксической структуры предложения. Нарушения синтаксических операций существенно затрудняют процесс развития дошкольника, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению школьной программы. Поэтому изучение особенностей синтаксических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, и разработка дифференцированных методов их преодоления является актуальной проблемой теории и практики логопедии. Е. М. Моисеенко выделяет следующие принципы, которые целесообразно учитывали при разработке методик логопедической работы принцип комплексности, системности, коммуникативно-ориентированного подхода, онтогенетический принцип, закрепления, поэтапного формирования умственных действий, обще дидактические принципы: наглядность, сознательность, системность, доступность, индивидуальный подход, воспитывающий характер обучения.

Цель проекта повышения уровня развития словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи проекта:

– формировать развития словесно-логической памяти у детей;

разработка плана и конспектов в режимные моменты и в непосредственно образовательной деятельности направленных на развития памяти;

разработать комплекс рекомендаций для родителей и педагогов по развитию памяти у детей;

– подбор методик для развития памяти;

разработка картотеки дидактических игр для развития памяти;

– проведение диагностического обследования с целью выявления уровня памяти после внедрения проекта.

Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется соблюдением общепедагогических и специальных коррекционных условий.

К общепедагогическим условиям относятся:

– комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие;

– степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности;

– взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей, логопеда и родителей;

– систематичность проведения занятий;

– разнообразие организационных и методических приемов работы;

– дозирование неречевых и интеллектуальных нагрузок с учетом психолого-педагогических особенностей ребенка.

Условия, необходимые для формирования у детей развития памяти уметь анализировать, выделять в пределах определенной связи, признаки, сравнивать предметы, явления между собой, находить в них сходства и различия; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

В соответствии с выявленными результатами исследования развития словесно –логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разработаны следующие требования:

– формирование развития словесно-логической памяти с нарушением речи;

– создание коррекционно-развивающей среды, включая специальную программу и методику, дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, а также технические средства, новые информационные технологии;

– осуществление преемственности в работе учителя- логопеда, воспитателей и родителей. Логопед информирует воспитателей и родителей о

характере нарушения памяти у ребенка, задачах, методах и приемах работы

на данном этапе нарушения, добиваться закрепления не речевых нарушений не только на занятиях, но и дома под контролем родителей.

Для более прочного усвоения учебного материала, формируемых навыков велась работа, но развитию внутренней регуляции интеллектуальной активности, саморегуляци. В работе с дошкольниками широко использовались различные методы наглядные, словесные, практические, предметные картинки, пиктограммы, схемы.

Сроки проведения проекта: краткосрочный на три месяца.

Участники проекта дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, логопед, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат:

– повышение уровня развития слухоречевой памяти и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

– заинтересовать родителей, педагогов в сотрудничестве, в совместных действиях с детьми на развития памяти.

Логопедическая работа по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи включает: диагностическое исследование, коррекционно-развивающий

В своей работе с детьми разработала план и конспекты в режимные моменты и в непосредственно образовательную деятельность, направленную на развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в приложение).

Таким образом, используя в логопедической работе предметно-практическую деятельность наряду с дидактическими играми и речевыми упражнениями, можно эффективно формировать, развивать и совершенствовать умения запоминать лексический и наглядный материал.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для памяти и для речевых упражнений. Мнемотаблица может выступать как наглядно-графический план, облегчающий запоминание и построение предложения или рассказа.

В работе с детьми использовать различные дидактические игры и упражнения на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В реализации проекта дети заметно повысят результат логопедической работы.

– Повысится уровень развития словесно-логической памяти, внимания;

– У детей и родителей появится интерес к пересказу небольших рассказов;

– Дети станут с удовольствием принимать участие в дидактических играх, направленные на развития памяти;

– Повысится интерес к чтению художественной литературы.

Целью работы явилось углубленное исследование речи и познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, в том числе, и словесно-логической памяти, которое осуществлялось на основе разработанного диагностического комплекса методик.

Исследование являлись основой для построения индивидуальных коррекционно-развивающих игр, в структуре которых, как особое направление выделялось на развитие словесно-логической памяти с учетом индивидуально-типологических особенностей детей. Вся работа строилась с учетом сформулированных принципов и методических рекомендаций по развитию речи и мнестических процессов.

Перспективный план реализации проекта, на развитие словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Месяц Содержание

Цель Работа с родителями

Сентябрь 1. «Вызови по имени»

Цель: развивать двигательную память, долговременную память на слова, интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, ловкость.

2. П. игра «Запомни порядок»

Цель: развивать память и внимание.

3. «Запомни свое место»

Цель: развивать зрительную и моторную память, скоростные качества.

4. «Кто ушел?»

Цель: развивать память внимание.

5. «Вот так позы»

Цель: развивать моторную и зрительную память, произвольный самоконтроль, устойчивость внимания.

6. «Коврик для куклы»

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

7. «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Консультация для родителей: «Развиваем память дошкольника»

Октябрь 1. Д. игра «Лови мяч - дари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

2. Д. игра «Каскад слов»

Цель: развитие словесно-логической памяти детей старшего дошкольного возраста, внимания, произвольности запоминания.

3. «Волшебная цифра»

Цель: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные способности.

4. «Тайное движение»

Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

5. «У ребят порядок строгий»

Цель: развивать зрительную память, внимание закреплять навыки перестроения.

6. «Рассказываем сказку»

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

7. «Вспомни пару»

Цель: развитие смысловой памяти.

Игры и упражнений на развитие произвольной памяти.

Ноябрь 1. Дидактическая игра «Как разместить 10 слов на одном человеке»

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

2. «Запомнить путь»

Цель: совершенствовать восприятие пространства; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги; ориентироваться в пространстве; развивать память, глазомер.

3. «Ловкость с мячом»

Цель: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет.

4. «Заколдованный шар»

Цель: развивать долговременную память на слова, координацию движений.

5. «Не пропусти слова»

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

6. «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания.

7. «Пары картинок»

Цель: развитие смысловой памяти.

Упражнения на развития словесно –логической памяти

Консультация для родителей: «Развиваем память дошкольника»

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Ребенку надо помогать запоминать его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала.

Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.

Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Работая с памятью, вы восстанавливаете у ребенка недостающие звенья, обучая его эффективному запоминанию. Даже, если вам кажется, что ваш карапуз обладает хорошей памятью, упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста ему не помешают.

Желание ребенка запомнить необходимо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти – наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью и т. д

Именно старшему дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека: у детей 5-6 лет уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти.

Память дошкольника прекрасно развивают игры: «Чего не стало» «Запомни и найди», «Разрезная картинка», «Нарисуй, что запомнил» и многие другие

Для развития дошкольника 5-6 лет, очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в школьном обучении. Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра "Узнай предмет". Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.

Развитие зрительной памяти детей 5-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием "Найди сам". Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

Также с ребенком можно поиграть в следующие игры, которые не потребуют много времени и финансовых затрат. Можно поиграть в игры: «Где у нас в доме лежат следующие вещи?», «Вспомни, во что одет твой друг?», «Чего не стало?», «Что изменилось?», и многих других.

Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мультиков, песен). Пересказ прочитанного, безусловно, будет служить развитием слуховой памяти.

Слуховую память дошкольников 5-6 лет прекрасно развивают игры: «Игра в слова» или «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например, еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

Напоследок хочу дать несколько советов вам дорогие родители

Формируйте произвольную и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.

Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!

Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…

Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.

Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.

Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР В последние годы количество детей с ограниченными возможностями.

Из опыта работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста Видео Сегодня мы представим наш опыт работы по речевому развитию детей старшего возраста. Уже несколько лет мы с детьми снимаем видео ролики,.

Конспект НОД в форме логопедической игры-викторины «Брейнг-ринг» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Юные знатоки» Цель. Обобщить и систематизировать знания детей по лексическим темам «Посуда», «Транспорт», «Времена года», «Профессии», «Мебель» Задачи:.

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Путешествие мышонка Тишки. Звук [Ш]» Тема: «Путешествие мышонка Тишки» Цель: закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи. Задачи: образовательная - вырабатывать.

Консультация для педагогов «Система работы по развитию социальной толерантности детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Система работы по развитию социальной толерантности (опыта толерантных отношений и толерантного поведения).

Консультация для родителей. «Развитие словесно — логической памяти у детей 5–7 лет» Развитие словесно – логической памяти у детей 5-7 лет Цель: формирование педагогической компетенции родителей. Описание: материал для родителей.

Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста Подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста. Введение Дошкольный возраст является одним из самых интенсивных периодов развития.

Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование социальной компетентности.

Проектирование по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста сюжетному рассказыванию» Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста Использование словесно-логических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Математика
  • Дидактические игры для детей
Автор публикации:
Проектирование логопедической работы по развитию словесно-логической памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 3 сентября 2018 в 19:08
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 февраля. День сюжетно-ролевой игры на МААМ

Игра является ведущим видом деятельности для детей. А в игре сюжетно-ролевой (на любую тему) как в зеркале, отражаются их представления об окружающем мире, о взаимоотношениях и профессиональных...

24 февраля. Масленица — начало сырной недели

Масленица — один из самых веселых народных праздников в России. Он продолжается целую неделю и символизирует прощание с зимой и встречу долгожданной весны. В древности почитали солнце как источник жизни....

Фотоотчет об утреннике к 23 февраля «Моряки — защитники Отечества»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о праздничном мероприятии "Моряки - защитники Отечества" Дети младшей группы приняли участие в качестве моряков в...
Картотека загадок про весну для 2 класса
Совсем скоро наступит долгожданная весна! Это подборка загадок для второго класса. Буду рада, если кому-то пригодится. Рыхлый снег на солнце тает,...
Влияние родителей на развитие речи детей
Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования. В дошкольном...