Баринова Елена Ивановна
Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная (преимущественно молодая) семья обладает довольно высоким информационной, но относительно низким уровнем психолого – педагогической компетентности. Специалистам ДОУ необходимо научиться взаимодействовать с семьей на доступном ей языке с помощью современных средств коммуникации. Тогда значительно возрастает уровень сотрудничества с семьей для достижения общих целей в развитии и воспитании детей. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Публикация «Проектирование модели социально — педагогического взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Результативность этой деятельности возрастает, если предварительно тщательно ознакомиться с теоретической моделью данного взаимодействия. Существует множество определений данной модели.
Д. А. Белухин педагогическое взаимодействие определяет, как «взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности».
В работах педагога Е. П. Арнаутовой говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. По мнению Е. П. Арнаутовой, воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению автора, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами».
Т. Н. Доронова считает, что педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с родителями и включает в себя изучение семей воспитанников, проведение работы по повышению правовой и психолого - педагогической культуры родителей, создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
В ходе критического анализа теоретических моделей социально – педагогического взаимодействия с родителями, на базе нашего дошкольного учреждения «Детский сад № 340» Ленинского района г. Нижнего Новгорода была создана авторская структурно – функциональная модель, предложенная творческой инициативной группой педагогов – новаторов нашего ДОУ.
Возникает необходимость в специальной работе по подготовке семьи к сотрудничеству, взаимодействию с ДОУ. При проектировании сотрудничества с родителями складываются два направления:
- работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании детей
- работа, направленная на стимулирование помощи ДОУ от семьи.
Перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад № 340» г. Н. Новгорода была поставлена цель: создать условия для разработки новых подходов к взаимодействию ДОУ и семьями.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить следующие задачи:
- объединить совместные усилия ДОУ и семьи по вопросам развития и воспитания дошкольников
- ввести инновационные формы и методы взаимодействия с родителями
- создать условия для организации дополнительных образовательных услуг
- повысить качество системы управления.
Планируемые результаты:
- изучены особенности каждой семьи;
- выбран единый стиль общения ДОУ и семьи (общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ);
- у родителей сформирована уверенность в собственных педагогических возможностях;
- у ребенка сформировано чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
- организованы дополнительные образовательные услуги.
Принципы построения модели взаимодействия :
- единство целей и задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
-системность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
-взаимное доверие и взаимопонимание родителей и педагогов (равноправные партнеры).
Нам показался интересным опыт Центра медико – психолого – социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга, который разработал проект «Школа успешного родительства». Проект предполагал оказание всесторонней помощи родителям в ходе:
- адаптации при переходе из дома в детский сад;
-повышения родительской компетенции при подготовке детей к школе;
-развития у взрослых необходимых навыков сотрудничества;
-формирования культуры общения в преодолении сложившихся стереотипов воспитания.
Данный проект помог нам в разработке собственной структурно – функциональной модели взаимодействия с семьями воспитанников, которая условно состоит из трех блоков
-информационно – аналитический
-практический
-контрольно – оценочный.