Приложение МААМ

Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4–5 лет

Ольга Томилова
Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4-5 лет.

Публикация «Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Актуальность темы. Значительное влияние новейших технологий на развитие сенсорных способностей детей, замена непосредственного контактного восприятия мира на готовое клише, модели, ответы, ставит целью воспитание всесторонне развитой личности, способной самостоятельно мыслить, адекватно реагировать на окружающий мир, со стойким самосознанием «Я». Для этого необходимо правильно организованное сенсорное воспитание, влияющее на развитие психических процессов ребенка, способствующее становлению интеллекта, развитию коммуникативных способностей ребенка, формированию у детей мировоззрения, базирующегося на собственных чувствах и реализующего проблему личности, которая растет субъектом освоения окружающего мира, мира природы, самого себя; осознание себя как часть вселенной.

Объект – процесс развития цветовосприятия у детей 4-5 лет.

Предмет – проектирование процесса развития цветовосприятия у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.

Цель – разработка проекта по развитию цветовосприятия у детей 4-5 лет посредством дидактических игр.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике воспитателями заведений дошкольного образования при работе с детьми дошкольного возраста средством дидактической игры и при разработке занятий, методических рекомендаций указанного направления.

С целью анализа и усовершенствования процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста на базе МАДОУ «Детский сад №96» г. Перми проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 20 детей дошкольного возраста. Респонденты были распределены на две группы: экспериментальную и контрольную. На первом этапе эксперимента (констатирующем) проведена диагностика уровня сенсорного воспитания.

Целью данной диагностики было выявление уровня сформированности знаний о свойствах предметов у детей дошкольного возраста. В начале эксперимента была изучена специфика учебно-воспитательного процесса детского сада; особенности работы в группах дошкольников. Изучив особенности и содержание работы по формированию сенсорной культуры в ДОУ была проведена диагностика.

Проект предполагает детальную работу с основными цветами : зеленым, красным, желтым, синим. Дети дошкольного возраста чаще всего называют именно эти цвета своими любимыми – это свидетельствует о том, что ребенок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Последовательность «цветных» дней такая:

День недели Цвет

Понедельник – красный день.

Красный цвет повышает количество адреналина в крови, повышает работоспособность, силу и ощущение самоуверенности. Создает ощущение телесного тепла.

Вторник – желтый день. Желтый цвет стимулирует мозговую деятельность и моторику, стимулирует воображение и практически не надоедает. Его психологическое воздействие: снимает негатив, добавляет уверенности, повышает восприимчивость к новому, стимулирует творчество, дисциплинированность, помогает сконцентрироваться.

Среда – зеленый день. Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, утомление, придает ощущение бодрости. Его психологическое воздействие: способствует гармонии, к расположению других людей. Делает уравновешенным, снимает негативные эмоции, агрессию, внутреннюю скованность, расслабляет.

Четверг - синий день. Синий цвет снимает возбуждение и агрессию. Также способствует развитию умственных способностей и улучшает память, поэтому он считается цветом знания.

В пятницу рекомендуем проводить разноцветный день для закрепления изученного материала и развитию умения видеть красоту цветов в природе.

Для полноценной работы важно приготовить необходимый материал. Групповая комната украшается атрибутами соответствующего цвета. Все это будет использоваться при проведении образовательной работы с детьми. Дети в этот день могут принести шарики или ленточки соответствующего цвета. Особый интерес будет вызывать у детей их одежда, в которой будет присутствовать цвет дня. Психологи рекомендуют «цветотерапию» одежды: Зеленый создает успокаивающее настроение, дает надежду, чувство гармонии, безопасности, свободы. Красный поможет набраться решимости и смелости. Желтый усиливает концентрацию внимания, стимулирует работу мозга, «вселяет» оптимизм; синий способствует созерцанию и размышлениям, навевает фантазии.

Оздоровление цветом проходит в таких формах работы:

«Минутка-цветовосприятия» - цвет вводится в тело через дыхание.

• Употребление цветной воды, и дегустация овощей, фруктов в процессе проведения дидактических игр – цвет вводится через пищу.

Цветная вода готовится следующим образом: вода наливается в прозрачный стакан и ставится на салфетку или лист бумаги определенного цвета. Таким образом вода впитывает в себя цвет. Принимается цветная вода за полчаса до принятия пищи. Для познавательного развития в течение дня рекомендуется ряд разнообразных форм и методов работы (дидактические игры, упражнения, словесные игры, беседы и т. п.).

Они усложняются согласно возрастным возможностям детей. К примеру, при рассматривании одежды детей третьего года жизни закрепляется название цвета. Дети четвертого года жизни называют цвет и одежду свою и друзей. Дети пятого года строят сложные предложения, а дети шестого года жизни – небольшие связные рассказы, выражая свое отношение к одежде и цвету.

Акцентируется внимание на логико-математическое развитие детей при проведении игр с геометрическими фигурами – сравнение по форме, величине, внешнему строению предметов (дидактические игры : «Цветные яйца», «Овощи в огороде», «Фрукты и ягоды в саду»). Задачи художественно-эстетического развития реализуются в процессе работы с художественными произведениями: изучение стихов, отгадывание загадок, чтение сказок; во время рисования и рассмотрения репродукций картин. При проведении каждой из форм работы обращается внимание на речевое развитие детей, развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти, креативных способностей, фантазии; обеспечивается активизация различных анализаторов (зрительного, вкусового, зрительного, тактильного, развивается мелкая моторика.

Оборудование:

цветовое оформление интерьера групповой комнаты: воздушные шары, ленты, одежда детей, в котором присутствует зеленый (синий, красный, желтый) цвет;

репродукции картин: Винсент Ван Гога «Ваза с маргаритками и анемонами», Ильи Машкова «Натюрморт. Виноград, лимон и рак», Яна Брейгеля «Маленький букет цветов», Ивана Хруцкого «Натюрморт со свечой»;

• плоскостные геометрические фигуры;

• иллюстрации;

• овощи, фрукты, ягоды (муляжи) : (огурец, капуста, перец, укроп, петрушка, киви, яблоко, виноград, арбуз, цуккини, (баклажан, слива, виноград, ежевика, синяя капуста, (помидор, перец, яблоко, земляника, вишня, черешня, гранат, малина, (кабачок, тыква, перец, груша, дыня, яблоко, банан, лимон).

Анализ научной литературы в разрезе изучаемого феномена позволил выяснить, что сенсорное воспитание – это целенаправленное усовершенствование, развитие у детей совокупности сенсорных процессов (ощущение, восприятие и представление, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формы, цвета, величины. Концептуальным считаем определение сенсорных эталонов – представлений, сложившихся в обществе об основных качествах предметов. Постепенное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Его основой должна служить организация взрослыми (педагогами и родителями) действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства, которое осуществляется, прежде всего, в процессе их ведущей деятельности – игры.

Основываясь на результатах диагностики, продемонстрировавшей незначительное количество детей с высоким уровнем сенсорного воспитания (20% респондентов, и значительное количество детей с низким уровнем сенсорного воспитания (50% респондентов, был сделан вывод о необходимости проведения дальнейшей работы и внедрение проекта для усовершенствования процесса сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр, направленных на улучшение усвоения знаний о свойствах предметов.

Для усовершенствования процесса сенсорного воспитания привлечено перспективное планирование заведения дошкольного образования, проведен ряд занятий и игр направленных на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. С целью улучшения результатов указанного направления осуществлялось активное сотрудничество с родителями, а с детьми проводилась запланированная работа практического характера. В целом, дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять признаки предметов. Также отмечено, что в результате проведенной работы с детьми дошкольного возраста качественно улучшились количественные характеристики уровня их сенсорного воспитания.

Список литературы

1. Бельская З. В. О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной. Материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лайм, 2013. С. 77-90

2. Беркина Л. Ю. Роль родителей и воспитателей в формировании личности дошкольника. / Л. Ю. Беркина. – М. : Знание, 2015. – 400 с.

3. Вершина Г. Я. Психология развития дошкольника. / Г. Я. Вершина. – М. : Мысль, 2014. – 320 с.

4. Григорьев, О. В. Современные технологии обучения / О. В. Григорьев, Н. М. Литвиненко // Инновации в образовании. – 2011. - № 7. – С. 17-24.

5. Дабеева Г. Г. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании личности ребенка. / Г. Г. Дабеева. – М. : Стратегия, 2015. – 516 с.

6. Давидчук А. Р. Дидактическая игра – средство для сенсорного развития дошкольников 3-7 лет. / А. Р. Давидчук // Сфера образования, 2013. – С. 213-220

7. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / О. В. Дыбина // Мозаика-синтез, М. : - 2010. – 56 с.

Публикации по теме:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Мастер-класс «Изготовление дидактического пособия для развития цветовосприятия — цветовой короб»Мастер-класс «Изготовление дидактического пособия для развития цветовосприятия — цветовой короб» Здравствуйте,уважаемые коллеги,сегодня хочу поделиться с вами ещё одной мыслью,как в игровой форме,с помощью дидактической игры,развить.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4–5 лет
Опубликовано: 12 марта 2023 в 18:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование процесса использования дидактических игр как средства развития цветовосприятия у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Томилова (УИ 3048504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД