Юлия Спесивцева
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ (РППС) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф, Одоевский.
Публикация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предметно-пространственная среда ДО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте, закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Согласно ФГОС в ДО должна быть создана такая предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
В связи с введением нового ФГОС ДО изменились требования к развивающей среде дошкольных учреждений. Теперь она называется развивающая предметно–пространственная среда. Стандарт содержит отдельный раздел, который называется требования к РППС. В нем подробно описаны шесть основных принципов ее создания: трансформируемость, насыщенность, полифункциональность, вариативность, безопасность, доступность.
Проблема проектирования и создания развивающей предметно-пространственной среды приближенной к требованиям ФГОС, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально-технического оснащения. Но на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную среду.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм преобразования РППС в соответствии с ФГОС. разработанный мною под руководством кандидата педагогических наук Мишаниной В. И, в рамках выпускной квалификационной работы. Практическое применение этот алгоритм нашел в моей работе на 2 младшей группе в д\с №23. Алгоритм состоит из семи последовательных этапов. Рассмотрим кратко каждый из них.
На первом этапе нам необходимо провести анализ основной образовательной программы и на его основе сформулировать цели и задачи работы.
Организуя РППС, мы создаем условия для реализации содержания
пяти образовательных областей через различные виды детской деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд,
- конструирование,
- изобразительная,
- музыкальная,
- двигательная.
В нашей группе предметно-развивающая среда устроена таким образом, чтобы каждый воспитанник мог свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по игровым зонам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. Для развития познавательно-исследовательской деятельности, в группе созданы : - уголок природы,
- уголок экспериментирования,
- уголок сенсорного развития и конструирования.
Область художественно-эстетического развития стимулирующая детей к реализации творческих способностей, представлена в виде :
-уголока изо-деятельности,
- книжного уголока,
- уголока музыкально-театральной деятельности.
Рядом располагается, уголок речевого развития.
Для реализации задач в области физического развития, помимо материала для двигательной активности в физкультурном уголке имеются методические пособия для становления ценностей здорового образа жизни.
Для социально–коммуникативного развития созданы :
-уголок сюжетно-ролевых игр,
- уголок безопасности,
- уголок уединения,
- уголок нравственно-патриотического воспитания.
На втором этапе мы проводим оценку уже имеющейся предметно-развивающей среды группового помещения, с целью выявления дефицитарных областей. Определяем, какая образовательная область представлена не достаточно широко. При этом мы, упорядочиваем предметно-развивающую среду, приводим количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями используемой программы. Учитываем социально-психологические и возрастные особенности детей, регулируем поло-ролевую адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек.
На третьем этапе мы занимаемся изучением интересов, склонностей, предпочтений, особенностей воспитанников группы. В целях индивидуализации образовательного процесса в развивающую среду групп были включены постоянные и временные компоненты детской субкультуры, помогающие дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Так в проводимой нами выставке «Мои увлечения»,
каждый ребенок группы, по очереди представляет свои увлечения (рисунки, совместные с родителями поделки, коллекции разнообразных предметов, игрушек. Кроме того, данные вещи включаются в совместную деятельность со сверстниками.
Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.
Мастерская «Наши руки не для скуки» предусматривает : изготовление (самостоятельно, совместно с воспитателями, родителями) игр и игрушек, атрибутов к играм; поделок и открыток к конкурсам, праздникам
Выставки проводятся в рамках дошкольного учреждения и группы, в группе являются частью интерьера. Например, прошли выставки на темы «Правила дорожные-детям знать положено», «Мамины руки-не знают скуки».
Четвертый этап предполагает, составление перечня оборудования и материалов, необходимых для решения поставленных задач. Для определения перечня компонентов среды используются методические рекомендации по организации РППС в соответствии с ФГОС разработанные Федеральным институтом развития образования. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Материалы соответствуют возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираются с учетом возраста детей. При выборе игрушек учитывается не только их красота и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка.
Пятый этап включает в себя продумывание способов выделения игровых зон, определение пространственного размещения оборудования в группе, составление плана – схемы. Для удовлетворения потребности в двигательной активности детей младшего возраста требуется достаточно большое пространство в группе. И так как, вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка, то, в среде нами были выделены следующие зоны для разного рода видов активности: 50% площади отведено зоне, связанной с интенсивным использованием пространства, 30% занимает рабочая зона и 20% отводится зоне для спокойной деятельности.
Этап шестой это, размещение крупного оборудования и модулей согласно намеченному плану-схеме. Наполнение зон игровыми материалами. При создании развивающего пространства в групповом помещении нами учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Среда имеет подвижные границы, чтобы каждая зона по мере необходимости могла вмещать всех желающих. При размещении мебели и оборудования применялось гибкое и вариативное использование пространства. Оборудование размещено таким образом, чтобы было удобно организовывать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей. Пространство группового помещения полифункционально, элементы декора легко сменяемы.
Заключительным седьмым этапом является, последовательное внесение изменений предметно-пространственной среды в течение года. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от образовательной программы, положительной динамики развития детей, периода обучения, индивидуальных особенностей детей, сезонности, приобретения новых средств. Таким образом, каждый этап является продолжением предшествующего, что служит развитием, всей организационно-педагогической деятельности. Такой алгоритм построения и обеспечивает достижение поставленной цели – организации РПП среды, позволяющий реализовать содержание основной образовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.
Существует ряд показателей, по которым мы можем оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды и степень ее влияния на детей:
• Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
• Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность.
• Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей:
• Низкая конфликтность между детьми:
• Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»)
Список литературы.
1. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. –https://goo.gl/VhpiUr
2. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
4. ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.