Получи документы

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО

Юлия Лапкина
Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО

Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО)

1 слайд

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить работу так, чтобы можно было проследить достижения каждого воспитанника в той или иной образовательной области.

Публикация «Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС до)» размещена в разделах

2 слайд

Мы основываемся на приказе Министерства образования и науки об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной основной образовательной программы.

Создавая систему мониторинга, мы столкнулись с рядом проблем:

- во ФГОС ДО не предусмотрены требования к уровню развития детей

- не разработаны единые критерии психофизиологического и личностного развития дошкольников

- отсутствует единый механизм сбора информации о достижении результатов освоения ООП

ФГОС ДО в п. 3.2.3 подтверждает, что "При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. "

Таким образом, и раньше, и теперь педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Без диагностики невозможно достижение поставленных целей, а так же эффективное управление дидактическим процессом.

3 слайд

Создавая систему мониторинга, мы столкнулись еще с одной проблемой – воспитатели не разделяют понятия педагогической диагностики и педагогического мониторинга. С этой целью была организована методическая работа с педагогами и проведены ряд консультаций по данной теме.

В данном случае диагностика для нас является разовым способом сбора информации, на основе которой отслеживаются результаты и определяются нами пути дальнейшего развития деток с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. Таким образом, выстраивая перспективу развития ребенка. А это уже и есть мониторинг.

Простыми словами Мониторинг- это действие состоящее из трех этапов; сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации.

4 слайд

На установочном педсовете было утверждено положение о мониторинге качества образования. В котором нами была отражена цель и задачи мониторинга.

Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей в ДОУ.

На педсовете была сформирована нами мониторинговая комиссия, в состав которой вошли воспитатели групп раннего и старшего дошкольного возраста.

Педагогический мониторинг представляет собой регулярное наблюдение за развитием детей, их успешностью и достижениями в разных видах деятельности. Его цель - отслеживание динамики физического, интеллектуального, личностного развития дошкольника. Если диагностика дает нам представление о том, на каком уровне развития находится наш воспитанник, например, на момент окончания учебного года, то мониторинг позволяет выявить изменения в развитии ребенка за определенный период, связать их с другими показателями образовательного процесса, установить факторы, способствующие или препятствующие достижению ребенком запланированных результатов освоения образовательной программы. Иначе говоря, педагогическая диагностика дает нам представление о самом ребенке (его состоянии) в данный момент времени, а мониторинг позволяет делать заключение об изменениях, которые происходят в ребенке в процессе образования то есть - о качестве его образования.

Мы проводим мониторинг два раза в год (в сентябре и в мае,это делают воспитатели, муз. руководитель

5 слайд

Как проводить диагностику? Каким образом учитывать результаты? Что может выступать критерием, а что показателем? Вот ряд вопросов, которые стояли перед нашим коллективом.

Нами была выбрана модель педагогического мониторинга по Афонькиной Ю. А., разработанного на основе положений ФГОС ДО с учетом современных исследований в области детской психологии и дошкольной педагогики.

Критерии в данной модели педагогического мониторинга определяются задачами, на решение которых, согласно ФГОС ДО, направлена педагогическая диагностика.

В каждой образовательной области в контексте определенных направлений выделены уровни эффективности педагогического воздействия, то есть педагогическая диагностика предполагает не ранжирование детей по их достижениям, а выявление целесообразности и полноты использования педагогами образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка.

Одним из основных методов педагогического мониторинга использующегося нами, является педагогическое наблюдение. Оно предполагает целенаправленный и систематический сбор сведений о фактах поведения и деятельности ребенка в различных естественных условиях. Этот метод мониторинга позволяет нам фиксировать проявления детских достижений, которые свидетельствуют о наличии у ребенка тех или иных характеристик. Кроме того информацию мы получаем посредством анкетирования родителей (например, чтобы установить степень усвоения детьми культурно-гигиенических навыков). Используется нами так же и визуальная оценка: например продуктов изобразительной деятельности детей.

Методы сбора, формализации, обобщения данных, позволяют нам составить общее представление об эффективности, о динамике процессов в освоении детьми образовательной программы.

Такой подход к формированию системы педагогического мониторинга, позволяет нам увидеть перспективы по освоению воспитанниками ООП, и выстроить свою работу по индивидуализации образовательного процесса.

6 слайд

Для того чтобы составить целостную картину освоения воспитанниками ООП мы видим несколько направлений педагогического мониторинга:

1. Отслеживание динамики развития воспитанников в процессе освоения образовательной Программы (педагогический мониторинг достижений детей)

2. Отслеживание динамики активности родителей в образовании детей (Анализ участия родителей)

3. Обеспечение профессионального роста педагогов ДОУ (Самоанализ достижений педагога)

Подводя итоги освоения образовательной программы, мы в первую очередь анализируем достижения воспитанников. Однако участниками образовательного процесса являются не только дети, но и их родители, и педагоги. Можно сказать, что они тоже «осваивают» образовательную программу. И хотя, государственный стандарт не предъявляет напрямую к ним требований, но Закон «Об образовании в РФ», другие нормативно-правовые документы говорят о том, что родители должны принимать участие в образовании своих детей. А педагоги обязаны совершенствовать свою профессиональную деятельность в соответствии с тем, как развивается педагогическая теория и практика. Эти вопросы в дошкольных учреждениях никогда не оставались без внимания. В публичных докладах, а теперь – в отчетах по самообследованию мы отмечаем эти результаты, осознавая ценность, которую они имеют и труд, который на них затрачен.

7 слайд

Педагогический мониторинг проводится нами в несколько этапов.

Остановимся на них по подробнее.

Нормативно-установочный этап.

На данном этапе нами была определена нормативная база, включающая Федеральный закон об образовании, ПООП, Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта, локальные акты ДОУ, приказы о мониторинге на начало и конец учебного года, аналитические справки. В которых регламентируется формат проведения мониторинга.

Кроме того, на данном этапе был определен объект исследования – это определение качества освоения воспитанниками ООП. И определено содержание мониторинга, то есть выявление динамики развития физических и личностных, интеллектуальных качеств дошкольников.

На данном этапе была проведена методическая работа с педагогическими кадрами, способствующая обеспечению профессиональной готовности для осуществления системы педагогического наблюдения.

Диагностический этап.

Для того, чтобы избежать сравнительной оценки развития ребенка, (которая, к сожалению, привычна для многих педагогов) вместо групповых диагностических карт мы используем сводные диагностические карты. Следует отметить, что такие карты (но в сокращенном варианте – это индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий) используются воспитателями нашего детского сада в работе с родителями, для того, чтобы родитель не сравнивал своего ребенка с другими детьми, а видел его собственные успехи и проблемы. Данный профиль вкладывается в дневник индивидуального сопровождения воспитанника.

Еще одно преимущество этой карты в том, что она позволяет легко перейти от анализа успехов и достижений конкретного ребенка к оценке эффективности педагогической деятельности в данной возрастной группе. Получив таким образом объективную оценку освоения программы.

В нашем ДОУ реализуется программа Э. П. Костиной «Камертон», поэтому раздел Музыка диагностируется в рамках данной программы. Диагностика осуществляется музыкальным руководителем. На каждой возрастной группе ведется журнал взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, где выявлены уровни овладения детьми данным разделом программы и включены рекомендации воспитателям по работе с воспитанниками.

Аналитический этап:

Анализ показателей освоения программы по образовательным областям необходим нам для корректировки образовательной программы дошкольной организации и при планировании образовательной работы в группах.

Обобщенные формализованные данные используются нами в оценке освоения детьми образовательной программы, т. е. в оценке качества образования.

Данные из сводных диагностических карт уровня эффективности педагогических воздействий переносятся нами в индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий.

Данные педагогического мониторинга в нашем ДОУ хранятся и обрабатываются в форме дневника индивидуального педагогического сопровождения развития ребенка. Выбранная форма работы с данными для нас удобна и позволяет анализировать не только единовременное состояние развития ребенка, но и динамику его развития на протяжении дошкольного детства.

Для того, чтобы педагогиче6ский мониторинг был более эффективен, мы предложили нашим педагогам по завершении учебного года выполнить ряд аналитических процедур:

1 - составить аналитическую справку о совершенствовании собственной профессиональной деятельности за учебный год (повышение квалификации, самообразование, собственные профессиональные достижения);

2 - проанализировать степень участия родителей воспитанников в образовательном процессе (их участие в мероприятиях с детьми, родительские инициативы).

Пока такая работа в стадии эксперимента, но педагоги детского сада положительно отнеслись к этому предложению, и мы надеемся, что эта процедура войдет в систему работы дошкольного учреждения по внутренней оценке качества образования.

В заключение отмечу, что все представленные здесь материалы закреплены в нормативно - правовых документах дошкольной организации: рассмотрены на заседаниях Совета педагогов, утверждены приказом руководителя как приложение к Положению о внутренней системе оценки качества образования.

Информационный этап

Результативность мониторинга предоставляется нами в нескольких формах подачи информации:

- Закрытая форма – данная информация доступна только для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов, специалистов ДОУ.

- Открытая форма предоставления информации Результативность мониторинга представлена нами в форме Публичного отчета на сайте ДОУ и в результатах самообследования, в годовом плане.

8 слайд

Использование мониторинга в образовательной организации позволило

Определить оценку успешности и результативности ООП ДО

Способствовало повышению аналитической профессиональной компетенции педагогов, обеспечивающую индивидуализацию образовательного процесса

Позволило внести коррективы в образовательный процесс ДОУ

Позволило осуществить объективную оценку освоения образовательной программы.

Прикреплённые файлы:

lapkina_06mfl.pptx | 454,54 Кб
 
Публикации по теме:

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

Совершенствование системы физического воспитания в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС Система физического воспитания в дошкольных организациях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Взаимодействие педагога и семьи в условиях реализации ФГОС до Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Анализ мониторинга качества освоения детьми старшей группы образовательных областей программы «Детство» В начале 2013-2014 учебного года был проведен мониторинг успеваемости детей в соответствии с «Федеральными государственными требованиями.

Циклические наблюдения с воспитанниками разновозрастной группы в условиях введения ФГОС ДОЦиклические наблюдения с воспитанниками разновозрастной группы в условиях введения ФГОС ДО Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, восприятие.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС «Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС» Главным условием внедрения ФГОС ДО, является наличие профессионально подготовленных.

Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Тема: «Сотрудничество воспитателя и семьи в условиях реализации ФГОС». ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование системы мониторинга качества освоения воспитанниками ООП ДОУ (в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 8 апреля 2016 в 16:53
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД