Марина Николаевна Сучалкина
Проектирование современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем детская деятельность, в которой проявляется их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире. Именно поэтому многие программы ДОУ сегодня вносят понятие игровые развивающие занятия.
Публикация «Проектирование современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС » размещена в разделах
Главная особенность организации образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: икт, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций и пр. И все это должно базироваться на личном интересе ребенка к этому виду деятельности.
Следовательно, современное занятие – это интересная для ребенка
специфическая детская деятельность.
Особенности проектирования современного занятия
Современные стандарты предполагают проводить обучение детей
через организацию детских видов деятельности. При проектировании занятий,
воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного
дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
• ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее;
• активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого;
• основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности;
• основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
• основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов и пр. ;
• мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
• главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи;
• допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого, же уважения и к участникам этого совместного дела.
• Образовательный процесс предполагает внесение корректив в планы, программы, с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов, но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Таким образом, меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим, педагог общается с детьми на равных, ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне.
Проектирование занятия
При проектировании занятия необходимо :
определить образовательную область, тип, вид занятия;
отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития детей;
выбрать форму организации занятия, подобрать методы и приемы;
продумать структуру занятия, целесообразность распределения времени поэтапно, взаимосвязь этапов занятия, мотивационный компонент;
подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач;
выбрать организацию детей (круглый стол, на ковре или свободно перемещаясь вслед за взрослым, или взрослый за детьми, определить воспитателю свое место на занятии и все возможные перемещения в ходе занятия;
содержание занятия соответствует реализуемой программе воспитания и обучения в детском саду, уровню развития детей, современных научных знаний.
определить ресурсное обеспечение занятия, последовательность его использования;
отразить в конспекте занятия дифференцированный подход к воспитанникам;
сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из структурных частей занятия;
продумать анализ этапов, подведение итога, рефлексию и самоанализ детей.
продумать возможность импровизации детей и уход от конспекта.
Структура образовательной деятельности, с точки зрения деятельностного подхода
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий, сама деятельность)
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов
Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат
Ключевое понятие деятельностного подхода
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Золотые правила деятельностного подхода:
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному.
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
• Учи анализировать каждый этап работы.
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Чем отличается современное занятие от традиционного занятия?
№
п/п Критерии Традиционное занятие Современное занятие
1 Определение содержания Специально организованная форма учебной деятельности Интересная для детей специально организованная детская деятельность
2 Взаимоотношение
«Взрослый – ребенок» Взрослый - ведущий (субъект); дети – ведомые (объект). Отнощение «Субъект – объект»
Равноправное партнерство. Отношение «Субъект – субъект»
3 Позиция активности «Взрослый – ребенок» Инициатива и активность полностью идет от педагога Равная позиция, основанная на уважении
4 Основная деятельность Учебная деятельность Проектная, игровая деятельность
5 Основная модель организации образовательного процесса Четко регламентированная школьно-урочная модель организации образовательного процесса Комплексно-тематическое планирование, совместная деятельность детей и взрослых, свободный временной конец
6 Методы обучения Традиционные методы обучения: наглядный, наблюдение, беседа и т. д. Реализация проектов, создание проблемных ситуаций, логические задачи, опыты, экспериментирования
7 Мотивы обучения Необходимость, навязанная ребенку взрослым Собственный интерес ребенка
Организация пространства Размещение за рядами столов, как за партами, глядя в затылок другого ребенка Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», способствующего равному участию в занятии каждого ребенка
8 Степень свободы
Жесткое закрепление рабочего места, запрет на передвижение, свободное общение. Строгое требование тишины Свободное размещение и перемещение детей, свободное общение детей между собой (рабочий гул)
9 Планирование образовательной деятельности Четкий конспект занятия с учетом программных требований Гибкое планирование, возможность импровизации
10 Результат деятельности воспитателя Вызывает пассивность ребенка, неумение самостоятельно принимать решения Способствует развитию активности и инициативы детей