Папки-передвижки

Проектная деятельность по экологии «Хранимиры. Хранители природы»

Левкоева Ксения Руслановна
Проектная деятельность по экологии «Хранимиры. Хранители природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проектной работы.

1. Названия проекта : «Хранители природы».

2. Руководители проекта : Левкоева Ксения Руслановна

3. Направление: познавательная деятельность.

4. Направления близкие к теме: ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, сенсорное развитие, экологическое воспитание.

Публикация «Проектная деятельность по экологии „Хранимиры, Хранители природы“» размещена в разделах

5. Возраст детей: данный проект рассчитан на детей 5-6 лет.

6. Состав проектной группы : дети старшей-подготовительной группы.

7. Тип проекта : творческо-исследовательский.

8. Проблема: Недостаточный уровень знаний детей об экологии.

9. Цель проекта : Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

10. Задачи проекта :

Обучающие:

1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.

2. Формировать культуру поведения в природе.

3. Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

• Принцип добровольности

• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

• Принцип ориентации на успех.

• Принцип взаимоуважения.

• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

• Принцип связи обучения с жизнью.

• Принцип креативности (творчества) и коллективности.

• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

11. Необходимое оборудование: наглядный, иллюстрированный материал, подбор художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры.

12. Актуальность проекта

Подготовительный к школе возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Проект “ Хранители природы” разработана для детей 6-7-ми лет.

Диагностика уровня развития экологических представлений

у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях является одним из важнейших условий формирования грамотных и воспитанных людей, с раннего возраста реализующих в своем поведении и деятельности принцип гуманного, бережного и заботливого отношения к природе, что в свою очередь способствует появлению поколения с экоцентрическим типом мышления, стремящегося преодолеть кризисные экологические явления.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете.

Экологическая ответственность напрямую связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленное последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.

Система дошкольного воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. Организация успешной работы по экологическому воспитанию детей невозможна без определения уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Ниже представлены методики диагностирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Методика№1 «Добровольные помощники»

(методика С. Н. Николаевой)

Методика состоит из трех этапов, которые последовательно усиливают и конкретизируют способы выявления детских побуждений, степень направленности их на природу.

Цель методики: выявить уровень сформированности положительного отношения детей к объектам природы. Наблюдения за реакциями детей на взаимодействие с объектами природы.

1 этап. Воспитатель всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы слышали все, объявляет: «Ребята, я сейчас буду убираться в уголке природы, поливать цветы (небольшая пауза, потом мы пойдем гулять». Задача воспитателя – увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы. Воспитатель должен заметить следующие особенности в поведении детей:

1) все ли «оторвутся» от своих дел (затихнут, посмотрят на говорящего, кто вообще не среагирует на объявление;

2) что будут делать дети, когда воспитатель пройдет в уголок природы и начнет уборку :

- продолжать играть или заниматься своим делом;

- подойдут к взрослому и будут смотреть, что и как он делает;

- захотят включиться в его деятельность.

Сама «уборка» может быть непродолжительной или вообще инсценировкой – это лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желание помочь, воспитатель дает несложное поручение. Завершив «уборку», воспитатель сразу же записывает в диагностическую тетрадь картину поведения детей, выделяет тех, которые среагировали иначе, чем все.

2 этап. Воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь. Педагог опять наблюдает общую картину поведения детей, замечает реакцию определенных ребят, включает в диагностическую тетрадь.

3 этап. Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателей уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора, помогать или не помогать взрослому. Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в диагностическую тетрадь.

Высокий уровень

Дети откликаются на сообщение воспитателя. Дети реагируют с инициативой – предлагают свою помощь.

По результатам наблюдений воспитателя за реальным поведением детей, их поступками, деятельностью, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, в наблюдении за игрой, рисованием, высказываниями, дети проявляют различные чувства и эмоции: сочувствие и сопереживание, познавательную заинтересованность, радость от восприятия красоты природы, позитивных изменений в мире растений и др.

Положительные отношения проявляются в делах и поступках:

- добровольное и заинтересованное участие в уходе за растениями уголка природы; отсутствие агрессивных и разрушающих действий.

- в вербальных проявлениях: дети задают вопросы, делают сообщение, охотно слушают пояснения, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Средний уровень

Дети реагируют на сообщение воспитателя, отрываются от своих дел, подходят к взрослому, смотрят, что и как он делает, задают вопросы. Иногда высказывают желание включиться в деятельность взрослого. Дети иногда проявляют сочувствие и переживание к живым существам ближайшего окружения. Дети по просьбе воспитателя участвуют в уходе за обитателями уголка природы, в совместном труде в природе. У детей отсутствует агрессивное действие по отношению к объектам природы.

Уровень ниже среднего

Дети не реагируют на сообщение воспитателя, продолжают заниматься своими делами. По результатам наблюдений воспитателя за поведением детей, их поступками, характером взаимодействия с растениями и животными ближайшего окружения, высказываниями, дети не проявляют познавательную заинтересованность, сочувствие, переживание по отношению к объектам природы. Наблюдаются агрессивные и разрушающие действия, направленные на живые существа ближайшего окружения.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема занятия Цель занятия

СЕНТЯБРЬ

1. Знакомство с экологическим

кружком и мини-лабораторией. Познакомить с героями книги «Хранимиры».

Познакомить детей с работой экологического кружка и назначением детской мини-лаборатории.

2. Живое и неживое. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности.

3. «Дети» леса».

(Грибы и ягоды) Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов.

4. Экскурсия в парк. Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала.

ОКТЯБРЬ

5. Изготовление панно из сушеных листьев.

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал. Воспитывать желание любоваться красотой созданного.

6. Строение растений. Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять.

7. В гостях у Хруль. Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса; развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн; воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

8. Изготовление модели «Этажи леса»

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.

НОЯБРЬ

9. В гостях у Дубыни. Перелетные и зимующие птицы. Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих.

10. В гостях у Велияр. Знакомство с воздухом. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.

11. Воздух и его свойства.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь.

12. Ветер – невидимка. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

ДЕКАБРЬ

13. Жизнь в лесу зимой. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу зимой.

14. В гостях у Леда. Свойства льда и снега. Познакомить со свойствами льда и снега. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

15. Как вести себя в природе. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

16. Птичья столовая. Изготовление кормушек. Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала.

ЯНВАРЬ

17. В гостях у Малашы. Цепочки в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

18. Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

19. Вода-источник жизни. Свойства воды. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно ис-пользовать воду. Познакомить со свойствами воды.

20. Круговорот воды в природе. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

ФЕВРАЛЬ

21. Камни. Свойства камней. Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями.

22. Каменный уголь. Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

23. Путешествие в живую природу. Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

24. Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю.

МАРТ

25. Мудрая сова. Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам.

26. Кто лучше знает птиц. Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.

27. Посадка цветочной рассады. Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.

28. «Зелёная служба Малаши» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

АПРЕЛЬ

29. Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

30. Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве.

Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

31. В гости к деревьям.

Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям.

32. Кора деревьев.

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

МАЙ

33. Наши насекомые.

Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

34. Космос. Вселенная. Звезды.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

35. Гуманное отношение к природе.

Познакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

.36. Экологический КВН.

Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Сентябрь.

1 неделя: Знакомство с экологическим кружком и минилабораторией.

2 неделя: Живое и неживое.

3 неделя: «Дети» леса» (Грибы и ягоды).

4 неделя: Экскурсия в парк.

Октябрь.

1 неделя: Изготовление панно из сушеных листьев.

2 неделя: Строение растений.

3 неделя: В гостях у Хранимиров.

4 неделя: Изготовление модели «Этажи леса»

Ноябрь.

1 неделя: Перелетные и зимующие птицы.

2 неделя: Знакомство с воздухом.

3 неделя: Воздух и его свойства.

4 неделя: Ветер – невидимка.

Декабрь.

1 неделя: Жизнь в лесу зимой.

2 неделя: Свойства льда и снега.

3 неделя: Как вести себя в природе.

4 неделя: Птичья столовая. Изготовление кормушек.

Январь.

1 неделя: Цепочки в лесу.

2 неделя: Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

3 неделя: Вода-источник жизни. Свойства воды.

4 неделя: Круговорот воды в природе.

Февраль.

1 неделя: Камни. Свойства камней.

2 неделя: Каменный уголь.

3 неделя: Путешествие в живую природу.

4 неделя: Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Март.

1 неделя: Мудрая сова.

2 неделя: Кто лучше знает птиц.

3 неделя: Посадка цветочной рассады.

4 неделя: «Зелёная служба Малаши» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений

Апрель.

1 неделя: Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

2 неделя: Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

3 неделя: В гости к деревьям.

4 неделя: Кора деревьев.

Май.

1 неделя: Наши насекомые.

2 неделя: Космос. Вселенная. Звезды.

3 неделя: Гуманное отношение к природе.

4 неделя: Экологический КВН.

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добро пожаловать в экологию. Воронкевич О. А.

2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Бондаренко Т. М.

3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горькова Л. Г.

4. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Маханева М. Д.

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошк – го возраста. Тугушева Г. П.

6. Конспекты занятий по формированию у дошк-ов естественнонаучных представлений. Нищева Н. В.

7. Из чего сделаны предметы. Дыбина О. В.

8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Иванова А. И.

9. Детское экспериментирование. Куликовская И. Э.

10. Стихи о временах года и игры. Громова О. Е.

11. Журнал «Дошкольное воспитание»

12. Статьи из интернета.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы»Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Мир природы» Цель. Закрепить знания детей о природе в целом: живая и.

Конспект ОД в старшей группе по экологии «Зеленые друзья природы»Конспект ОД в старшей группе по экологии «Зеленые друзья природы» Воспитатель: Антоненко Н. В. высшая квалификационная категория МАДОУ № г. Мурманск Программные задачи: 1. Формировать знания детей о человеке,.

Лэпбук по экологии «Охрана природы»Лэпбук по экологии «Охрана природы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Сценарий досуга к Дню матери «Мамы-водители, ангелы-хранители»Сценарий досуга к Дню матери «Мамы-водители, ангелы-хранители» Ход развлечения: Под музыку входят все участники праздника. Дети встают полукругом. Ведущий 1: Сколько праздников радостных есть! Только.

Викторина по экологии «Мы — друзья нашей природы» в подготовительной группеВикторина по экологии «Мы — друзья нашей природы» в подготовительной группе Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: Закрепить знания детей о природе, о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность по экологии «Хранимиры. Хранители природы»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 20:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность по экологии «Хранимиры. Хранители природы»» (включая файлы) размещена пользователем Левкоева Ксения Руслановна (УИ 821267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД