Лучший педагог года

Проект «Книга — незаменимый источник знаний»

казакова ирина
Проект «Книга — незаменимый источник знаний»

Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

Тип проекта : педагогический, творческий, среднесрочный

Возраст 5-6 лет

Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители.

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Книга — незаменимый источник знаний“» размещена в разделах

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую, не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

Цель проекта :

приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.

Задачи проекта :

1. Активизировать познавательный интерес детей.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление

3. Снимать зажатость и скованность.

4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками,

5. Воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним.

6. Сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний

7. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

8. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов.

9. Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

10. Вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.

Предполагаемый результат:

1. Умеют действовать согласовано.

2. Знают 5 – 8 артикуляционных упражнений.

3. Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

4. Умеют строить простейший диалог.

5. Умеют составлять предложения с заданными словами.

6. Знают историю создания книги.

7. Умеют сочинять короткие рассказы, сказки.

Этапы реализации проекта.

1 этап

Подготовительный этап

Чтение русских народных, зарубежных и авторских сказок, произведений современных писателей и поэтов, стихов, загадок, пословиц, поговорок. Знакомство с детскими журналами «Читайка», «Мурзилка», «Непоседа».

Разработка маршрута «Путешествие в мир книг», который составлен с учетом интересов и возраста детей.

2 этап

Основной этап работы над проектом

Посещение библиотеки, знакомство со строением книги, внешний вид, тематика, возрастные особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена; определили отличие книг (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, детские книжки, познавательной литературы).

Создание фоторепортажа «Моя домашняя библиотека» (была проведена работа с родителями по созданию детской домашней библиотеке у них дома. Драматизация сказки К. Чуковского «Телефон»

Рисование иллюстраций к любимым произведениям.

Изготовление книжек-малышек ( провели исследование в оформлении детских книжек: книжка-гармошка, стандартная книжка-малышка, книжка-игрушка; консультация для родителей на стенде «Книги против компьютера», а так же индивидуальные консультации по интересующим вопросам) .

Проведение ряд сюжетно-ролевых игр: «Книжная лечебница» (выбор книг нуждающихся в ремонте, инструктаж по технике безопасности, освоение навыков по ремонту книг, «Библиотекарь» (изготовление картотеки)

3 этап

Заключительный этап

Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества

Проведение литературной викторины «Что? Где? Когда?»

Оформление стенда в раздевалке по сказке В. Сутеева «Мешок с яблоками»

Проведение родительского собрания «Вместе с книгой я расту», на котором подводились итоги реализации проекта

Направление деятельности по реализации проекта

Направление работы Содержание деятельности

Работа с детьми непосредственно образовательная деятельность; игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; создание книг-самоделок, книжные выставки; утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

Работа с родителями наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи

Работа с библиотекой Беседы, экскурсии, памятка для родителей

Консультация для родителей

Знакомство детей с книгами, детскими писателями.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Ребенок пополнит словарный запас, научится излагать ясно свои мысли, использовать в своей речи синонимы, антонимы, сравнительные обороты и т. д.

- Хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их.

- Научится выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы) .

Ребенок научится самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.

У ребенка появится умение отбирать интересующую литературу.

У детей и их родителей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной, познавательной литературы; культура речи.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Было проведено повторное анкетирование среди детей и родителей на выявление читательского интереса. родители стали уделять больше внимания самостоятельной читательской деятельности детей. У всех детей домашняя библиотека пополнилась новыми книгами с детской художественной и познавательной литературой.

По результатам наблюдений и анкетирования стало видно, что у детей:

Повысился интерес к чтению

Стали больше читать произведений современных детских писателей, детские познавательные журналы

Проявили творческий подход в работе

Стали умело подходить к отбору необходимого материала

Повысился уровень самооценки у многих детей (я умею и смогу сделать, у меня получится)

Литература

1. Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение, 2003 г.

2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.

3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.

4. Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М. : Просвещение, 2002 г.

5. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

6. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007

7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г

8. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.

9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.

10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. : Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.

Календарно – тематический план

Месяц Содержание

Сентябрь 1. Составление плана реализации проекта

2. Изучение методической литературы

3. Подбор художественной литературы по подготовительной группе, аудиозаписей, мультфильмов, портретов писателей, художников

Октябрь 1. Внести в уголок книги разных жанров : сказки, рассказы, стихи

2. Анкеты, памятки «Книги - наши друзья».

3. Консультация «Книга и ребенок»

4. Беседа с детьми «Как появляются книги

5. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Ноябрь 1. Беседа «Мои любимые сказки»

2. Выставка детских рисунков «Мой любимый сказочный герой» в книжном уголке

3. Дидактические игры «Из какой сказки?», «Найди пару»

4. Создание книжки-малышки по сказкам.

Декабрь

1. Чтение рассказов С. Я. Маршака

2. Оформление выставки книг С. Я. Маршака в уголке книги

3. Совместная выставка рисунков родителей и детей по произведениям С. Я. Маршака

4. Создание полочки "Умные книжки"

Январь 1. Рассматривание книг разных жанров

2. Викторина «Что?» «Где?» «Когда?»

3. Словесные игры «Колечко, колечко выйди на крылечко», «Не пропусти профессию», «Чья вещь?»

Февраль 1. Знакомство с творчеством К. И. Чуковского

2. Выставка книг К. И. Чуковского в уголке книги

3. Просмотр мультфильма «Мойдоды» по сказке К. И. Чуковского и рассматривание книги по одноименному названию.

4. Совместное творчество родителей и детей (рисование) по сказкам К. И. Чуковского

5. Консультация для родителей «Вечерние сказки»

6. Родительское собрание «Вместе с книгой я расту»

Публикации по теме:

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Проектная деятельность «Карусель» Цель: выяснить, какая сила воздействует на объект при вращении карусели. Объект исследования: Карусель Проблема: почему при остановке.

Проектная деятельность по ОБЖ в ДОО Опыт работы МБДОУ №108 в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Подготовили и представили.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность (заключение) Дидактические игры. Игра «Разрезные картинки» Цель игры: Умение составлять из частей целое, развитие мелкой моторики, логического мышления.

Проектная деятельность «Желудь — это что?» Тема проекта: «Желудь – это что?» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и практическую.

Проектная деятельность педагогов в ДОУ Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. Во первых, в связи с введением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Книга — незаменимый источник знаний»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 14:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД