Мария Алексеевна Крутько
Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: патриотическое воспитание; проектная деятельность; историческая реконструкция; инновационные технологии; виртуальный образовательный туризм.
Публикация «Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям.
Вместе с тем проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Возможным средством решения существующего противоречия может стать метод проектов, который предусматривает поэтапность в последовательности организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Для решения вопросов патриотического воспитания на современном этапе необходимы новые технологии работы с детьми и семьей. Для формирования знаний о семье, о родственных отношениях, был проведен проект с детьми младшего дошкольного возраста детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей.
В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны.
В свете вышеизложенного особую актуальность приобретает в наши дни изучение истории родного края - Белгородчины - как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах.
Важным для дошкольников является природное краеведение - ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.
Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.
Цель проекта : формирование патриотической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с городом, в котором они живут.
Задачи проекта : знакомство детей с историей города, с главными достопримечательностями: музеями, театрами, улицами, парками, памятниками; со спортивными объектами города; формирование у детей чувства гордости за свой город, любовь к нему, желание сделать его ещё прекраснее, формирование у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.
Как уже отмечалось раньше, осуществление работы по патриотическому воспитанию требует от воспитателя хорошей подготовки к осуществлению данного направления профессиональной деятельности. С этой целью мы углубленно изучали имеющую литературу по истории нашего города, посещали музеи и другие достопримечательности нашего города, пополняли личную библиотеку и собирали литературу для детей, подобрали дидактические игры:
– Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: учить собирать целое из частей, развивать мышление детей.
– Дидактическая игра «По улицам города». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
– Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места». Цель:
учить выполнять правила, держать цель от начала до конца.
– Дидактическая игра «Какие люди живут в твоём городе». Цель:
расширить знания детей о разнообразных профессиях взрослых, их названиях.
Воспитывать интерес и уважение к труду.
– Дидактическая игра «Прогулка по городу» Цель: развивать интерес к истории своего города. Содержание игры: На игровом поле картинки с изображением города Белгорода.
А так же изготовили атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей».
Следующий этап был направлен на уточнение, расширение и систематизацию знаний детей о городе. С этой целью мы стали собирать с детьми иллюстрации, открытки, статьи из газет и журналов, стихи, справочную и художественную литературу. Итогом работы является : Семья совместно представляет проект посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей, прогулки по городу. Защита проекта проходила на тематических семейных гостиных. Она сопровождалась презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформлялись родителями вместе с детьми в виде фотоальбомов, видеоматериалов, презентаций, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотворчества детей и взрослых.
Благодаря таким многообразным интерактивным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательнообразовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами.
Таким образом, в ходе работы над проектом у детей возрос интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Сформировались основы патриотических чувств : любовь, гордость, уважение к своему городу, в котором они живут. Проведенная работа показала, что дети с огромным желанием и интересом принимали участие в этом проекте. Результатом проведенной работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания : вырабатывается активная позиция по данному вопросу; формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
Список литературы
1. Козакова И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. - 2011. - №6. - С. 8-12.
2. Козлова А. В. – Работа с семьёй [Текст] : методическое пособие с / А. – В. Козлова. – М: – Сфера, 2014. – 103с.
3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 2011. - 112
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. -2004.-№ 4.- С. 54-59.
5. Липина Н. В. Развитие познавательного интереса и эмоциональной привязанности к малой Родине у дошкольников средствами социальноисследовательского проекта // Совместный русско-болгарский сборник научных статей «Современное образование: проблемы и перспективы», СамараВарна: Издательство СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2017.
6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : Сфера, 2013. – 144 с.
7. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.
8. Свиль М. И. Ознакомление с родным городом как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста
[Электронный ресурс] // Первое сентября: [сайт].