МААМ-картинки

Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников

Мария Алексеевна Крутько
Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ключевые слова: патриотическое воспитание; проектная деятельность; историческая реконструкция; инновационные технологии; виртуальный образовательный туризм.

Публикация «Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям.

Вместе с тем проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.

Возможным средством решения существующего противоречия может стать метод проектов, который предусматривает поэтапность в последовательности организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Для решения вопросов патриотического воспитания на современном этапе необходимы новые технологии работы с детьми и семьей. Для формирования знаний о семье, о родственных отношениях, был проведен проект с детьми младшего дошкольного возраста детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей.

В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Особое значение уделяется использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление детей с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой родине, понимании того, чем может гордиться гражданин своей страны.

В свете вышеизложенного особую актуальность приобретает в наши дни изучение истории родного края - Белгородчины - как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах.

Важным для дошкольников является природное краеведение - ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.

Цель проекта : формирование патриотической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с городом, в котором они живут.

Задачи проекта : знакомство детей с историей города, с главными достопримечательностями: музеями, театрами, улицами, парками, памятниками; со спортивными объектами города; формирование у детей чувства гордости за свой город, любовь к нему, желание сделать его ещё прекраснее, формирование у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.

Как уже отмечалось раньше, осуществление работы по патриотическому воспитанию требует от воспитателя хорошей подготовки к осуществлению данного направления профессиональной деятельности. С этой целью мы углубленно изучали имеющую литературу по истории нашего города, посещали музеи и другие достопримечательности нашего города, пополняли личную библиотеку и собирали литературу для детей, подобрали дидактические игры:

– Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: учить собирать целое из частей, развивать мышление детей.

– Дидактическая игра «По улицам города». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

– Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места». Цель:

учить выполнять правила, держать цель от начала до конца.

– Дидактическая игра «Какие люди живут в твоём городе». Цель:

расширить знания детей о разнообразных профессиях взрослых, их названиях.

Воспитывать интерес и уважение к труду.

– Дидактическая игра «Прогулка по городу» Цель: развивать интерес к истории своего города. Содержание игры: На игровом поле картинки с изображением города Белгорода.

А так же изготовили атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей».

Следующий этап был направлен на уточнение, расширение и систематизацию знаний детей о городе. С этой целью мы стали собирать с детьми иллюстрации, открытки, статьи из газет и журналов, стихи, справочную и художественную литературу. Итогом работы является : Семья совместно представляет проект посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей, прогулки по городу. Защита проекта проходила на тематических семейных гостиных. Она сопровождалась презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформлялись родителями вместе с детьми в виде фотоальбомов, видеоматериалов, презентаций, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотворчества детей и взрослых.

Благодаря таким многообразным интерактивным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательнообразовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами.

Таким образом, в ходе работы над проектом у детей возрос интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Сформировались основы патриотических чувств : любовь, гордость, уважение к своему городу, в котором они живут. Проведенная работа показала, что дети с огромным желанием и интересом принимали участие в этом проекте. Результатом проведенной работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания : вырабатывается активная позиция по данному вопросу; формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Список литературы

1. Козакова И. C. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. С. Козакова // Обруч. - 2011. - №6. - С. 8-12.

2. Козлова А. В. – Работа с семьёй [Текст] : методическое пособие с / А. – В. Козлова. – М: – Сфера, 2014. – 103с.

3. Никонова Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : пособие для педагогов / Л. Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 2011. - 112

4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление ДОУ. -2004.-№ 4.- С. 54-59.

5. Липина Н. В. Развитие познавательного интереса и эмоциональной привязанности к малой Родине у дошкольников средствами социальноисследовательского проекта // Совместный русско-болгарский сборник научных статей «Современное образование: проблемы и перспективы», СамараВарна: Издательство СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2017.

6. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : Сфера, 2013. – 144 с.

7. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М. : Просвещение, 2014. – 112 с.

8. Свиль М. И. Ознакомление с родным городом как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

[Электронный ресурс] // Первое сентября: [сайт].

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Фотоотчёт о закрытии месячника военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работыФотоотчёт о закрытии месячника военно-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы 1 Февраля в нашем детском саду состоялось открытие месячника оборонно - массовой и военно-патриотической работы, приуроченное к 76-летие.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 22:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как форма работы воспитателя для формирования патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Алексеевна Крутько (УИ 2095848) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД