Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе

Елена Новикова
Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе

ВВЕДЕНИЕ

«Тот, кто в куклы не играл,

тот и детства не видал»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Актуальность проекта.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Немало важным в данной работе является процесс самостоятельного взаимодействия ребенка с окружающим миром, приобретение им личного опыта, который наиболее ценен для развития.

Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа.

Задача педагога разнообразить форму занятий, их вариативность способствующих лучшему освоению излагаемого в них познавательного материала.

Основным методом является творческая работа, в ходе которой дети с помощью взрослого изучают историю тряпичной куклы, подбирают необходимый материал, учатся её изготавливать и представляют их в виде мини - музея.

Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цель: Пробудить у детей интерес к миру народной тряпичной куклы.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления детей о разнообразии и назначении тряпичной народной куклы.

Познакомить с технологией изготовления тряпичных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.

Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Развивающие:

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.

Обогащать словарь детей. Учить высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Проблемные вопросы:

1. История возникновения тряпичной куклы

2. Виды тряпичных кукол

Гипотеза: Тряпичная кукла – это не просто игрушка. Если дети будут знать, какой же была народная тряпичная кукла, как ею играли, и что она значила, у них сформируется естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Вид проекта: познавательно - творческий

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный, три месяца

Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, мы решили, отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол вместе с детьми и родителями, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Мы поставили цель, определили задачи и составили план работы.

Сначала мы провели анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете об истории тряпичной куклы»

Для этого мы составили вопросы и задали их родителям детей, посещающих подготовительную группу:

1. С какими игрушками Вы часто играли в детстве?

2. Самая любимая игрушка?

3. Что Вы знаете о тряпичных куклах?

Результаты опроса показали: из 22 опрошенных родителей детей подготовительной группы, о тряпичной кукле знают всего 3% родителей.

Для того чтобы родители были более осведомлены по данному вопросу, для них мы организовали мастер – класс, где познакомили с историей возникновения народной куклы, её видами, технологией изготовления.

Чтобы заинтересовать детей, мы провели предварительную работу: это беседы

на тему: «Моя любимая игрушка», «Любимые игрушки наших мам», рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки», презентация «Народная кукла».

В библиотеке нам рассказали об истории возникновения народной куклы:

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Во - первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. И предназначались для оберега детей, жилья, здоровья семьи, благополучия в доме. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления оберегов заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. В кукольных забавах проигрывалась почти все деревенская жизнь. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробку с куклами. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Обрядовые куклы: Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Например: Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничка.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору.

Из –за малого количества информации о народной кукле, мы решили использовать интернет, в чём помогли нам родители, а также прабабушки наших воспитанников.

«Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».

«Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.»

Способов изготовления тряпичных кукол весьма разнообразны, поэтому мы объявили конкурс среди родителей «Тряпичная кукла».

В свободной творческой деятельности мы с детьми лепили кукол, рисовали понравившихся тряпичных кукол, а также раскрашивали раскраски.

Мы много узнали о тряпичной кукле, но для того чтобы ответить на вопрос: «Как сделать тряпичную куклу - мы попросили маму Лизы Ворониной – Ольгу Владимировну, провести для детей мастер класс по изготовлению куклы «Капустницы».

«Мы создали волшебную реальность.

Но этот мир живой, в нём есть душа.

У каждой куклы индивидуальность,

И каждая отдельно хороша.»

Наша гипотеза подтвердилась: родители вместе с детьми увлеклись историей и созданием тряпичных кукол. Дети стали приносить в группу тряпичные куклы и играть с ними, многие из кукол дети сделали самостоятельно. Значит, работа, проделанная нами, нашла отклик в сердцах не только наших воспитанников, но и в их родителях. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Проектная деятельность в подготовительной группе «Зеленая аптека»Фотоотчет «Проектная деятельность в подготовительной группе «Зеленая аптека» Как начать проект? Создайте клуб "Всезнайка". На заседаний был поднят проблемный вопрос "Как лечился человек, когда не было аптек?" Большинство.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Моя семья» Информационная карта проекта Тема проекта: «Моя семья». Автор проекта: Кузьмина Е. С. Цель проекта: формировать у детей понятие семья. Задачи.

Проектная деятельность в подготовительной группе к 70-летию Победы Проект в подготовительной группе к 70-летию ВОВ ольга эйласян Проект в подготовительной группе к 70-летию ВОВ «Отшумели бои, далеки.

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Антошкина картошка» Цели:1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле; 2. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Проектная деятельность в подготовительной группе «История школьных принадлежностей» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. Автор проекта : воспитатель – Владимирова Татьяна Александровна Возрастная группа подготовительная.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема проекта: «Здравствуй, Пушкин!» Срок реализации проекта: 1 год. Вид проекта: групповой, творческий. Участники проекта: педагоги, дети группы, родители. Проект «Здравствуй,.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе «Город, в котором я родился!» Тип проекта: информационно-творческий. По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». ФотоотчетПроектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». Фотоотчет В подготовительной к школе группе реализовывалась образовательная тема по познавательному развитию " Хочу все знать!" с 21.09.2015 г. по.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Мир вокруг нас» (фотоотчёт)Проектная деятельность в подготовительной группе «Мир вокруг нас» (фотоотчёт) Целью проекта было формирование у детей элементарных представлений о жизни растений,их взаимосвязях в природе,влияние деятельности человека.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 марта 2016 в 14:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

«Оригами». Развитие мелкой моторики в группе компенсирующей направленности
Работая с детьми, преследуя свои цели, нужно всегда помнить о ребенке, его интересе, потребностях. Выбирая кружок, много мыслей было в голове, но...
Фотоотчет «Летняя изостудия»
Развитие творческих способностей детей в летний оздоровительный период во второй младшей группе «Дельфинчики» 2019 год. Для развития творческих...
Коллаж «Осень в парке!»
Коллаж "Осень в парке! " В рамках реализации годового плана в нашем детском саду прошла выставка рисунков «Золотая осень 2019». Мы с детьми нашей группы...