Лучший педагог года

Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе

Елена Новикова
Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе

ВВЕДЕНИЕ

«Тот, кто в куклы не играл,

тот и детства не видал»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Публикация «Проектная деятельность „Куклы из прошлого“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Актуальность проекта.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребёнку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Немало важным в данной работе является процесс самостоятельного взаимодействия ребенка с окружающим миром, приобретение им личного опыта, который наиболее ценен для развития.

Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа.

Задача педагога разнообразить форму занятий, их вариативность способствующих лучшему освоению излагаемого в них познавательного материала.

Основным методом является творческая работа, в ходе которой дети с помощью взрослого изучают историю тряпичной куклы, подбирают необходимый материал, учатся её изготавливать и представляют их в виде мини - музея.

Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цель: Пробудить у детей интерес к миру народной тряпичной куклы.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления детей о разнообразии и назначении тряпичной народной куклы.

Познакомить с технологией изготовления тряпичных народных кукол и научить изготавливать их своими руками.

Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Развивающие:

Развивать мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.

Обогащать словарь детей. Учить высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Проблемные вопросы:

1. История возникновения тряпичной куклы

2. Виды тряпичных кукол

Гипотеза: Тряпичная кукла – это не просто игрушка. Если дети будут знать, какой же была народная тряпичная кукла, как ею играли, и что она значила, у них сформируется естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Вид проекта : познавательно - творческий

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта : краткосрочный, три месяца

Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, мы решили, отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол вместе с детьми и родителями, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

Мы поставили цель, определили задачи и составили план работы.

Сначала мы провели анкетирование для родителей на тему: «Что вы знаете об истории тряпичной куклы»

Для этого мы составили вопросы и задали их родителям детей, посещающих подготовительную группу :

1. С какими игрушками Вы часто играли в детстве?

2. Самая любимая игрушка?

3. Что Вы знаете о тряпичных куклах?

Результаты опроса показали: из 22 опрошенных родителей детей подготовительной группы, о тряпичной кукле знают всего 3% родителей.

Для того чтобы родители были более осведомлены по данному вопросу, для них мы организовали мастер – класс, где познакомили с историей возникновения народной куклы, её видами, технологией изготовления.

Чтобы заинтересовать детей, мы провели предварительную работу: это беседы

на тему : «Моя любимая игрушка», «Любимые игрушки наших мам», рассматривание иллюстраций на тему «Народные игрушки», презентация «Народная кукла».

В библиотеке нам рассказали об истории возникновения народной куклы :

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определё нную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Во - первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

По своему назначению куклы делятся на три большие группы : куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. И предназначались для оберега детей, жилья, здоровья семьи, благополучия в доме. Если оберег предназначен для маленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками. Уникальность изготовления оберегов заключается в том, что лоскуты, из которых она состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. В кукольных забавах проигрывалась почти все деревенская жизнь. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробку с куклами. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Обрядовые куклы : Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Например: Вепская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу Зерновушку, или Крупеничка.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору.

Из –за малого количества информации о народной кукле, мы решили использовать интернет, в чём помогли нам родители, а также прабабушки наших воспитанников.

«Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда».

«Сонница-бессоница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.»

Способов изготовления тряпичных кукол весьма разнообразны, поэтому мы объявили конкурс среди родителей «Тряпичная кукла».

В свободной творческой деятельности мы с детьми лепили кукол, рисовали понравившихся тряпичных кукол, а также раскрашивали раскраски.

Мы много узнали о тряпичной кукле, но для того чтобы ответить на вопрос: «Как сделать тряпичную куклу - мы попросили маму Лизы Ворониной – Ольгу Владимировну, провести для детей мастер класс по изготовлению куклы «Капустницы».

«Мы создали волшебную реальность.

Но этот мир живой, в нём есть душа.

У каждой куклы индивидуальность,

И каждая отдельно хороша.»

Наша гипотеза подтвердилась: родители вместе с детьми увлеклись историей и созданием тряпичных кукол. Дети стали приносить в группу тряпичные куклы и играть с ними, многие из кукол дети сделали самостоятельно. Значит, работа, проделанная нами, нашла отклик в сердцах не только наших воспитанников, но и в их родителях. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Но все же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Проектная деятельность в подготовительной группе «Зеленая аптека»Фотоотчет «Проектная деятельность в подготовительной группе «Зеленая аптека» Как начать проект? Создайте клуб "Всезнайка". На заседаний был поднят проблемный вопрос "Как лечился человек, когда не было аптек?" Большинство.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Моя семья» Информационная карта проекта Тема проекта: «Моя семья». Автор проекта: Кузьмина Е. С. Цель проекта: формировать у детей понятие семья. Задачи.

Проектная деятельность в подготовительной группе к 70-летию Победы Проект в подготовительной группе к 70-летию ВОВ ольга эйласян Проект в подготовительной группе к 70-летию ВОВ «Отшумели бои, далеки.

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Антошкина картошка» Цели:1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле; 2. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Проектная деятельность в подготовительной группе «История школьных принадлежностей» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. Автор проекта : воспитатель – Владимирова Татьяна Александровна Возрастная группа подготовительная.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Тема проекта: «Здравствуй, Пушкин!» Срок реализации проекта: 1 год. Вид проекта: групповой, творческий. Участники проекта: педагоги, дети группы, родители. Проект «Здравствуй,.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе «Город, в котором я родился!» Тип проекта: информационно-творческий. По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». ФотоотчетПроектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». Фотоотчет В подготовительной к школе группе реализовывалась образовательная тема по познавательному развитию " Хочу все знать!" с 21.09.2015 г. по.

Проектная деятельность в подготовительной группе «Мир вокруг нас» (фотоотчёт)Проектная деятельность в подготовительной группе «Мир вокруг нас» (фотоотчёт) Целью проекта было формирование у детей элементарных представлений о жизни растений,их взаимосвязях в природе,влияние деятельности человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Куклы из прошлого» в подготовительной группе
Опубликовано: 20 марта 2016 в 14:30
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД