Лариса Ветрова
Проектная деятельность «Микробы и вирусы»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «МИКРОБЫ И ВИРУСЫ»
Тип: опытно-исследовательский
Продолжительность проекта : 2 недели
Возраст участников проекта : 6 лет
Публикация «Проектная деятельность „Микробы и вирусы“» размещена в разделах
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Целью проекта является формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о микробах и вирусах, оказывающих вредное и полезное влияние на здоровье человека.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
получить некоторые представления о микробах и вирусах,
узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью;
познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями и вирусами.
План реализации проекта :
1. Дидактические игры:
«Угадай на ощупь»
«Вредные или полезные»
2. Чтение художественной литературы:
К. И. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит»
Г. Б. Остер «Петька – микроб», «Приключение микробов».
3. Беседы:
«Вирус с короной!»
«Как защитить себя от вирусов!»
«Почему нужно мыть руки?»
«Полезные и вредные микробы»
4. Загадки про здоровье:
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и …водой
Я шагаю по квартире,
Приседаю: три-четыре.
И уверен твёрдо я,
С нею ждёт успех меня!
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день…
Знаю, есть на свете чудо,
Есть такое волшебство:
Поднесёшь под кран с водою –
Вмиг смывает грязь оно!
5. Физкультурные мероприятия:
Утренняя гимнастика, подвижные игры, игры – эстафеты, физкультминутки, гимнастика после дневного сна.
6. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
– А сейчас мы поиграем в игру. В этой игре я проверю, есть ли среди нас неряхи. После каждых двух строк вы должны повторять слова: «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто умеет с мылом мыться
И мочалки не боится?
Кто из вас знает, что мыло душистое
Делает белую пену пушистую?
Каждый день зубною щёткой
Зубкам делает щекотку?
Волосы кто чешет ловко,
Знает, где лежит расчёска?
Кто из малышей, бывает,
Вымыть уши забывает?
Перестанет, кто лениться,
Станет чаще с мылом мыться?
Кто старается стричь ногти,
Чтоб не превратились в когти?
Кто подружиться с водицей,
Будет чисто-чисто мыться?
Кто не хочет быть неряшкой,
Грязным, грязным замарашкой?
7. Опыты:
1 Опыт Оборудование: зеркала с чистой зеркальной поверхностью, салфетки, платочки индивидуально, пульверизатор с теплой водой. Ход: Рассматриваем зеркало. Какое оно? Далее один ребенок на зеркало дышит, один кашляет, один чихает, близко приставив зеркало ко рту. Проверьте чистое ли ваше зеркало сейчас? Нет. На нем появились капельки. А мы с вами знаем, что в капельках живет много, много микробов. И поэтому из незащищенного рта капельки разлетаются вокруг и оседают на другие предметы, людей. А разлетаются они примерно вот так (воспитатель подносит пульверизатор близко ко рту и брызгает вокруг). Вывод: Именно таким образом, микробы, попавшие из организма других людей, могут вызвать заболевания. Что же делать, чтобы микробы не разлетались ( варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой)
2 Опыт Для этого опыта нужно зеркало,распылитель и салфетка. Ребята а когда мы кашляет и чихаем нужно ли прикрываться? Зачем? А давайте посмотрим если мы чихнем много ли микробов останется на зеркале. (Когда ребенок чихнет понарошку,сзади воспитатель "пшикнет" из распылителя воду на зеркало,тем самым даст понять сколь вирусов может попасть на любые поверхности. Вывод: когда кашляешь или чихаешь нужно отворачиваться и прикрываться.
3 Опыт (опыт – хитрость, небольшой обман) Я знаю, что микробы есть везде. На одежде, игрушках в воде. Кстати о воде. Наши некоторые девчонки и мальчишки очень любят кушать снег. Посмотрите, я принесла для вас с улицы снег и поставила его оттаивать. Какая вода теперь в моем стакане? (грязная) А как вы думаете, есть ли в ней микробы? Проверим? Оборудование: стакан с крахмальной водой (мутной и отстоянной, чтобы не было видно крахмала, стакан, кипяченая вода, йод. Ход: Для чистоты эксперимента надо налить в этот стакан кипяченой воды. Ребенок наливает воду в стакан из чайника с кипяченой водой.
А что это такое у меня? (йод). Надо его бояться. А для чего он нужен. Правильно. Все вредные микробы очень боятся йода, они от него погибают. Какого цвета йог? Если я его налью в чистую воду. Какого цвета будет вода? Проверяем. Это чистая кипяченая вода, она без микробов. А эта уличная. Будут ли отличаться наши стаканчики с водой. Мы наливаем йод. Вывод: в стакане с чистой водой вода становится под цвет йода. В другом стакане (крахмальная вода) вода становится синей. Дети видят разницу. В этом опыте хитрость главное не показатель химической реакции йодо -крахмальное соединение. Главное, что йод нужен для обеззараживания, полезен и грязную воду, снег есть нельзя. Попались наши микробы голубчики. Больше никогда вредить нам не будете. Мы будем пользоваться йодом. И снег на улице, и некипяченую воду из под крана пить не будем. Правда?
4 Опыт. Микробы спасаются бегством
Цель: Дать детям понятие о поверхностном натяжение воды. Объяснить, то вода без мыла не защищает кожу от микробов. Оборудование: Тарелка с водой на каждого ребёнка, лист бумаги по размеру дна тарелки (на листе бумаги нарисованы ладошки, перец молотый (можно заменить манкой, жидкое мыло.
Ход: Ребята все мы знаем, что перед едой нужно мыть руки с мылом. А почему с мылом? Кто знает? Почему бы не обойтись просто водой? Да, мыло обладает антибактериальным эффектом. Но тогда почему бы не натереть руки мылом без воды? (мыло без воды не мылится) давайте сейчас проверим, как убегают от мыла микробы. Перед каждым из вас стоит тарелка с водой. Возьмём лист бумаги с нарисованными ладошками и опустим на дно тарелки. Сверху посыпаем перцем. Видите, как частички перца распределились по всей поверхности воды. Теперь указательным пальцем попробуйте разогнать перец от рук. Получилось? Нет. А теперь, капните на пальчик каплю жидкого мыла и коснитесь этим пальцем воды в центре тарелки. Что случилось с перцем? Он «разошёлся» от центра к краям. Почему так произошло? Так и микробы убегают от мыла.
Вывод: Дело в том, что у воды есть поверхностное натяжение. Это значит, что молекулы воды на поверхности притягиваются друг к другу вниз, в стороны. Когда мыло касается поверхности воды, оно разрушает поверхностное натяжение воды и перец уплывает в стороны, и кажется, что он убегает от мыла. На самом деле приблизительно так и работает мыло, когда мы моем руки. Разрушив поверхностное натяжение воды, мыло проникает к нашей коже, оказывая антибактериальный эффект (убивает микробы, но само мыло без воды тоже не справится, так как микробы должны смываться водой, а не размазываться по рукам.
8. Рисование:
Коллективное рисование «Микробы»
Рисование микроба и вируса нетрадиционной техникой «кляксография».
Заключение
В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защитить, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботиться о своем здоровье.