Наталья Романова
Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Оркестр русских народных инструментов».
Вид проекта : исследовательский.
По числу участников: подгрупповой.
Участники проекта : подгруппа детей, музыкальный руководитель.
Вид проекта : исследовательский.
Публикация «Проектная деятельность музыкального руководителя „Оркестр русских народных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Продолжительность проекта : краткосрочный
Место проведения: МДОУ Детский сад №25 г. Ржев
Проблема: Почему оркестр называется народным? Какие инструменты нужны для создания оркестра народных инструментов?
Задачи музыкального руководтеля :
• Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, с их значимостью для оркестра.
• Познакомить с внешним видом и звучанием русских народных музыкальных инструментов.
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
• Развить исследовательский интерес к русским народным музыкальным инструментам.
• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения за музыкальными инструментами.
• Развивать умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
• Обогащать словарный запас детей (оркестр, дирижер, названия русских народных инструментов (трещотка, ложки, балалайка, гусли и т. д).
• Организовать взаимодействие родителей, педагогов и детей ДОУ в ходе реализации проекта.
• Организовать концерт детского коллектива музыкальной школы.
Задачи детей:
• Узнать, почему оркестр называется народным?
• Узнать, какие инструменты есть в народном оркестре?
• Узнать, почему получается громкий звук, когда стучишь ложками? Узнать, как и из чего делают ложки для оркестра? И почему они с таким рисунком?
• Узнать, с помощью каких инструментов можно сыграть частушку?
Задачи родителей:
1. Подготовить загадки, стихи, рисунки о народных инструментах, составить с детьми ребусы о музыкальных инструментах.
2. Послушать народную музыку на CD-диске.
3. Поддерживать познавательный интерес ребёнка.
Ресурсное обеспечение:
• Информационные ресурсы:
o Мельникова Л. И., Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ»,2000 г.
o сборник «Музыка в детском саду» (образовательное пространство ДОУ, статья: Е. Поплянова «А мы на уроке играем!»; 2013 г.
o журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2004 год (статья «На дворе у нас играют»;
o сборник «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах» ( статья: Н. Г. Кононова «Оркестр ложкарей в ДОУ») 1990 г.
o русские народные инструменты; иллюстрации инструментов, предметные картинки инструментов.
• Материальные ресурсы: детские русские народные музыкальные инструменты, репродукции картин оркестра народных инструментов, CD-диске, проектор, ноутбук.
Реализация проекта :
1. Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.
Педагог рассказывает, что по радио услышала, как звучали частушки в сопровождении оркестра народных инструментов, было очень красиво. Педагог провоцирует детей к рассуждению, почему этот оркестр называется народным.
оркестр народный, потому что там играет народ.
там еще есть народные инструменты.
Педагог предлагает выяснить, почему оркестр называется народным, создать в детском саду оркестр народных инструментов и спеть частушки на выпускном вечере в сопровождении этого оркестра. В ходе беседы формулируется проблема: Почему оркестр называется народным?
Далее педагог говорит, что затрудняется выбрать инструменты для народного оркестра и обращается к детям с просьбой подобрать инструменты для этого оркестра.
1.2. Формулирование исследовательской задачи.
В ходе беседы формулируется задача – узнать, почему оркестр называется народным, какие инструменты нужны для создания оркестра народных инструментов?
Выдвигается гипотеза: оркестр будет народным, если в нем будут звучать народные инструменты.
Чтобы спеть частушки, нужны русские народные инструменты. Частушки – весёлые песни, и когда играешь на инструментах, всегда весело!
Наверное, надо взять ложки и трещотки. И петь частушки громко.
Надо с мамой включить интернет и посмотреть, как выступает оркестр русских народных инструментов.
Чтобы получился оркестр, надо уметь играть на разных инструментах.
2. Оформление проекта.
2.1. Основной вопрос исследования: Почему оркестр называется народным?
2.2. Проведение опроса, оформление результатов опроса.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать? Как мы сможем узнать?
оркестр народный, потому что там играет народ.
. Надо взять ложки в руки и попробовать сыграть мелодию. Только у нас не получится. Зато удобно стучать ритм.
В оркестре есть народные инструменты. с инструментами надо обращаться бережно. Не бросать, не ломать, не оставлять на солнце.
Как работает дирижер? Какие инструменты есть в народном оркестре? :Надо ходить в музыкальную школу, там учат детей играть на музыкальных инструментах.
Чтобы лучше узнать о музыкальных инструментах, надо ходить на концерт и смотреть на дирижёра.
Русские инструменты сделаны из дерева, и потому называются «деревянные».
Я хочу узнать, почему получается громкий звук, когда стучишь ложками. Как и из чего сделали ложки? И почему они с таким рисунком?
: В оркестре есть инструменты, которые давно придумали наши бабушки и дедушки.
Как сделали инструмент «трещотка»?
Посмотреть с папой передачу по телевизору или в интернете.
В ходе опроса выявляются источники информации с точки зрения детей: родители, музыкальная школа, интернет. Предлагаем провести опрос родителей, педагогов, посмотреть информацию в интернете.
Формулируем совместно с детьми вопросы для опроса:
• Почему оркестр называется народным?
• Какие инструменты входят в оркестр народных инструментов?
Результаты опроса выбранных детьми людей:
Вопросы/
Источники информации Какие инструменты входят в оркестр народных инструментов?
Почему оркестр называется «народным»?
1. Много есть русских народных инструментов : жалейка, рожок, гусли. Балалайка, ложки, трещотки, и многие другие инструменты называются русскими народными, потому что их сделал народ.
2. трещотки, ложки деревянные, бубенцы и баян всегда звучат в оркестре. Это значит, что любой человек, который любит и ценит русскую музыку, может сыграть на любых инструментах.
3. в оркестре есть баян, маленькая гармонику, много бубенцов и домра. Ещё со времён Древней Руси люди сами изготавливали любые деревянные инструменты, чтобы выступать с ними на праздниках.
4. в народном оркестре есть ксилофон, он похож на металлофон, только планочки у него сделаны из дерева.
Ещё я знаю один из самых древних инструментов на Руси – гусли. О нём упоминается в знакомых нам сказках «Марья-искусница» и «Садко». Потому что они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, а играли на них простые люди.
В энциклопедии прочитали следующую информацию:
В оркестре русских народных инструментов три группы инструментов : струнные, духовые и ударные. Сама природа как бы разделила инструменты на группы. Ударные - от камня, струнные - от поющей тетивы, медные – от морской раковины, деревянные – от тростинки.
2.3. Выбор наиболее правильного ответа с точки зрения авторов проекта, объяснения правильности.
В ходе беседы после опроса и чтения информации в энциклопедии выяснили: практически все считают, в оркестре русских народных инструментов звучат только русские народные инструменты.
2.4. Обсуждение способов проверки правильного с точки зрения детей ответа, возможности – невозможности проверки.
Рассуждаем, как можно проверить, кто прав, можно ли вообще проверить, кто прав?
1. Можно попробовать сыграть частушку и на скрипке, только это не будет очень весело. Скрипка играет нежную, плавную мелодию.
2. : для каждого инструмента нужно взять свои ноты и только по ним играть.
3. : на гитаре не получится веселье, а с трещотками и ложками – получится.
4. предлагает посмотреть в энциклопедии, какие инструменты входят в состав оркестра народных инструментов.
В ходе беседы приходим к выводу: чтобы сыграть частушку, надо взять шумовые инструменты : трещотки, ложки, тарелки, и многие другие русские народные инструменты.
2.5. Экспериментальная деятельность :
Подобрать нужный инструмент (выложить разные детские муз. инструменты : металлофон, погремушку, колокольчики, трещотки, бубен, гитару, арфу, баян, балалайку, дудочку и др.) :
• предложить детям выбрать инструменты для народного оркестра;
• узнать, на каком инструменте можно сыграть мелодию, а на каком – нет;
• попробовать спеть частушки под детскую арфу (Почему не получается).
2.6. Создание лэпбука «Музыкальные инструменты».