Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада

Елена Сергеевна Горчева
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада

Задачи

Образовательные: - знакомить детей с народным фольклором:

колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы,

сказки и т. д.

- знакомить с русскими народными подвижными

играми;

- знакомить с народными музыкальными

инструментами, в том числе шумовыми, звучащими

игрушками;

-знакомить с русскими народными промыслами -

матрешка.

Развивающие: - развивать игровые, познавательные, сенсорные,

музыкальные, речевые способности, учитывая

индивидуальные и возрастные особенности;

- учить овладевать образно-игровыми и имитационны-

ми движениями в сочетании с музыкой.

Воспитательные: - воспитывать доброту, терпение, чувство

привязанности, любви к своим близким;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать эмоционально-эстетическое и бережное

отношение к музыкальным игрушкам, в том числе

сделанным своими руками;

- пробуждать интерес к сказкам, народным играм,

стимулировать к заучиванию закличек, потешек, игр-

забав.

Ожидаемый результат

Реализация данного проекта позволит:

• Заложить основу патриотического воспитания у детей

• Приобщить детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.

II. Тематическое планирование на год

Сентябрь Октябрь

Ноябрь Знакомить детей с устным народным творчеством (сказки, потешки, поговорки, колыбельные песни и т. д.) ; знакомить с народными музыкальны-ми инструментами – погремушка, бубен, колокольчик «Теремок» (знакомство с русской народной сказкой); «Водичка, водичка…»(знакомство с рукомойником, заучивание потешки) ; «Как у нашего кота» (заучивание потешки) ; «Чудесный сундучок» (отгадывание загадок) Чтение художествен-ной литературы, настольный кукольный театр; игра малой подвижности «Теремок», имитация движений персонажей; танцевальная песня «Детки взяли погремушки»; народная хороводная игра «Ходит Ваня»; народная подвижная игра «Гуси-гуси»; посильный труд на участке.

Воспитатели дети, родители, специалисты

Декабрь Январь Февраль Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа; знакомить с народными промыслами - матрешка «Колобок» (настольный театр) ; «Сундучок Деда Мороза» (зимние загадки) ; «Уж ты Зимушка-зима» (дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку») ; «Мы веселые матрешки» (дидактическая игра «Найди матрешку», «Подбери кроватку матрешке») ;»Нет милее дружка, чем родная матушка» (этическая беседа «Моя любимая мамочка») Народная подвижная игра «Заинька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик – дедушка…»; хороводная игра «Мыши водят хоровод»; рисование платочков для матрешки, рассматривание иллюстративного материала с матрешками; танцевальная песня «Мы – веселые матрешки»; подкормка птиц зимой.

Март Апрель Май Обогащать словарь детей за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве; воспитывать интерес к рисованию, лепке; воспитывать любовь к родной природе «Приди весна с радостью» (потешки о весне) ; «Петушок с семьей» (рассказ К. Д. Ушинского) ; «Курочка Ряба» (пальчиковый театр) ; «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» (потешки и заклички) Народная подвижная игра «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Вышел козлик погулять»; хороводные – «Карусель», «каравай», малоподвижные – «Угадай, кто позвал», «Сбей кеглю» лепка зернышек для петушка, рисование лучиков для солнышка

III. Выполнение проекта

Работа с детьми

1. Использование народного фольклора

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора:

потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.

В адаптационный период используются уговорушки, потешки для новичков: «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Ванечка - хороший, Ванечка – пригожий!».

На все случаи жизни применяем потешки: «Петушок, петушок, золотой гребешок… .» или «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…» или «Вот собачка, Жучка, хвостик закорючка …».

Для развития мелкой моторики используются такие игры как «Сорока-ворона», «У нашей бабушки десять внучат», или "Этот пальчик – дедушка. "

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико …»

При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосики в ряд…»

Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Умению регулировать темп, громкость речи способствуют заклички:

«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!», «Дождик-дождик, полно лить», «Радуга-дуга, не давай дождя!» .

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно: «Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки…».

Колыбельные песенки: «Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою детку не буди».

Прибаутки или забавушки предназначены для развлечения малыша:

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича,

За Иван Петровича.

Одна из разновидностей прибауток – небылицы – перевертыши:

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Стучит-бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке.

Загадки – полезное упражнение для детского ума. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подобрать загадку.

На материале фольклора с помощью игры учим детей и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку – бух!

дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке. Сказка не дает прямых наставлений детям (Слушайся родителей», Уважай старших», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно осваивают.

В младшей группе используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя». Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Активно привлекаем детей к участию. Так, вашему вниманию предлагается инсценировка сказки «Теремок».

Народные игры вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

В работе c детьми используем подвижные игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси»,«Заинька», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик»,«У медведя во бору»

Хороводные – «Ходит Ваня», «Каравай», «Карусель», «Зайка», «Мы матрешки», «Матрешки».

2. Дидактические игры

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания.

Дидактические игры позволяют узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

В работе с детьми используем такие игры как:

«Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Собираем урожай», «Домик для зайчика» (подбери к домику крышу такого же цвета, «Разноцветные ленточки», «Папе, маме, малышу», «Поможем кукле одеться», дидактические игры с матрешками и т. д.

3. Рассматривание картин, иллюстраций

«Что делают люди зимой, осенью»,

«Домашние животные»,

• иллюстративный материал «Матрешки»,

• серия картин «Как правильно себя вести»

• предметные картинки

«Узнай сказку»

4. Художественная литература

Произведения народного фольклора: сказки, стихи, песенки пользуются у детей большим успехом. Чтение сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко, «Теремок», чтение и заучивание стихов, потешек «Петушок», «Козленок», «Кисонька-мурысенька», «Как у нашего кота».

5. Целевые прогулки, наблюдения

Для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудовой жизнью взрослых используются прогулки и наблюдения. Чтобы ребенок не был лишь созерцателем, включаем его в работу по благоустройству участка детского сада. Организуем подкормку птиц зимой, наблюдения за животными, уход за ними с целью формирования бережного отношения к природе. Акцентируем внимание детей на значимости их труда для остальных.

Литература

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

3. Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10

4. Потешки, считалки, небылицы. / Сост. А. Н. Мартынова. – М., 1989.

«Народный театр» из Библиотеки русского фольклора. // Сост. А. Ф. Некрылова и Н. И. Савушкина. – М. – Сов. Россия

Публикации по теме:

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Презентация «Народные промыслы» В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе детского сада
Опубликовано: 14 марта 2015 в 17:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

15 декабря. Международный день чая

Те, кто придумал Международный день чая, обладали изрядным чувством юмора, установив его на день «бостонского чаепития» – бунта американских колонистов против английской метрополии. Когда они побросали...

Поделка из картона и шпагата «Топиарий елочка-мышка»
Для изготовления такой елочки-мышки потребуется: - картон - шпагат - льняная ткань - проволока - пластиковый стакан - пластилин - пряжа - украшения (...
Сценарий новогоднего праздника для детей среднего дошкольного возраста
"Новогодний праздник" Действующие лица: Ведущая Дед Мороз Снегурочка Снеговик Баба-яга Под веселую музыку дети входят в зал, встают вокруг елки. Ведущая:...
Проект «Солнышко»
Проект "Солнышко". СВЕТИТ СОЛНЫШКО ( муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова) День открылся на заре Золотистым ключиком, Чтоб досталось на Земле Каждому по...