Получи документы

Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Нелли Шумакова
Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Шумакова Нелли Александровна

МАДОУ №4

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 1

Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных функций речи, как центральному звену в воспитании культуры речевого общения дошкольников. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По словам А. М. Горького – чистота речи является важным элементом в общей культуре человека. Культура речи обеспечивает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Публикация «Проектная деятельность „Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Слайд 2

Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Целью общения является поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

Слайд 3

Работая с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, я обнаружила, что в речи детей существуют множество проблем - недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. В связи с этим, я задумалась над тем, какие приемы воспитания культуры общения дошкольников наиболее эффективны и пришла к выводу, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов решения данной проблемы. Проведя работу по изучению материалов по теме использования метода проектной деятельности по развитию дошкольников, в сентябре 2016 года я начала работу в рамках проекта «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Слайд 4

Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Проблема: дети, не владеющие навыками культуры речевого общения менее успешны, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Цель проекта : Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения через использование метода проектов. Пропаганда культуры речевого общения среди родителей и детей.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

Задачи проекта :

• Анализировать имеющийся опыт педагогов по практике применения методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры речевого общения у детей;

• Создавать предметно-развивающую среду в группе, способствующую формированию и развитию коммуникативных навыков дошкольников;

• Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Воспитывать чувство любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлекать родителей к воспитанию у детей культуры речевого общения;

• Проводить пропаганду культуры речи педагогов, родителей и детей.

Слайд 5

Ожидаемые результаты от проекта :

• повышение речевой активности в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

• появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации в соответствии с речевым этикетом.

• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему;

• повышение речевого уровня педагогической культуры родителей и детей

• вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по реализации проектов в ДОУ.

Слайд 6

Длительность проекта один год сентябрь 2016-май 2017. Реализация запланирована в три этапа: Подготовительный, основной, заключительный

Слайд 7

В данный момент мой проект находится на первом этапе. Было проведено анкетирование родителей: «Речевое развитие вашего ребёнка»

Результаты анкетирования родителей старшей группы указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические, так и практические педагогические находки для развития речи их детей. В основном это родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада в целом

К сожалению, есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% предпочитают виртуальные игры детей.

Родители оценивают уровень развития речи детей, как:

«Низкий» - 14% «Средний» - 36% «Высокий» - 50%

Слайд 8

Была проведена диагностика речевого развития детей при помощи альбомов Иншаковой и Володиной. Было обследовано 36 воспитанников старшей группы из них выявлены 30% детей с тяжелыми нарушениями речи, родителям рекомендовано обследование у специалистов, 40% со средними и 30% с незначительными нарушениями звукопроизношения. Фонематический слух: низкий - 30%, средний -41%, высокий-29%. Словарный запас: низкий - 32%, средний -45%; высокий- 23%. Грамматический строй речи: низкий -30%, средний - 37%, высокий -33%. Связная речь: низкий -31%, средний- 44%, высокий-25%.

Слайд 9

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляю их через сюжетно-ролевые игры, в которых дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для закрепления правил этикета. Развивается диалогическое общение

Слайд 10

Роль театрализованной деятельности в развитии культуры речевого общения немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д. Развивается связная и монологическая речь. Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя (игра в театр). Игры второй - разыгрываются для себя "понарошку". Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.

Слайд 11

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, я используюразличные виды театра (кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе и др) регулярно пополняю центр театрализованной деятельности в группе.

Слайд 12

Формирование культуры общения невозможно без чтения художественной литературы. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение - получается своеобразный диалог. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Развивается сила голоса и дикция. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает близостью к игре, использование игрушек, элементов декорации. Драматизацию можно включать в рассматривание картин, рисование. В группе действует мини-библиотека семейного чтения;

В нашем ДОУ создана добрая традиция - ходить в гости в библиотеку им. Чехова, приглашать библиотекарей к себе. В группе совместно с родителями, воспитателями регулярно организую вечера развлечений.

Слайд13

Подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей, например "Гуси-лебеди", "Краски", "Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем", "Садовник" и др. используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Это и ориентировка на партнера (необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза, и установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь и готовность вовремя, быстро ответить. И третье - это поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения).

Слайд 14

Развитие культуры речевого общения затрагивает многие области работы с детьми, не исключение и наша инновационная деятельность - Легоконструирование. Конструирование предоставляет широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. Даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств. Технологии Lego-сказки, Игры -фантазирования, Озвучивание Lego-мультфильма позволяют развивать и корректировать моторику рук, познавательно-речевую деятельность и эмоционально-волевую сферу ребенка, развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух.

Слайд 15

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста не может происходить без участия семьи воспитанников. Поэтому в план работы с родителями мы решили включить следующие мероприятия:

-издание совместно с родителями Книги волшебных слов и альбомов «Тайна моего имени», «Семейные традиции», «Добрые слова для моих родителей»;

- проведение Недели вежливости; (день открытых дверей для родителей);

- изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку грамотно говорить»;

-мастерская для родителей «Игры, развивающие речь»;

-будет оформлен информационно-методический стенд “Шпаргалки для родителей”; в нём будет выставляться теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей;

-ведём работу над «Дневником успеха», в котором родители будут фиксировать достижения детей в речевом развитии своих детей;

-запланировано проведение круглого стола «Почему ребенок говорит неправильно”, на нём пройдёт обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений;

-в конце года планируем провести праздник красивой и правильной речи, на котором будут продемонстрированы речевые умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie-neli_usvn5.ppt | 4132,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Педагогический проект, направленный на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «Азбука вежливости» Проект "Азбука вежливости" Проблема: Современное общество ждет от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дом, в котором живут волшебники» Актуальность В каждом человеке живёт маленький волшебник. Стоит только разбудить желание.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Зима в Тольятти». теория Авторы: Корегина Л. Г. Москаленко А. А. Реализация проекта: декабрь 2016 – февраль 2017 Описание. Данная разработка - проект по патриотическому.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 23:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД