Получи документы

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»

Татьяна Иевлева
Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры.

Публикация «Проект „Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры“» размещена в разделах

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах. Познакомить с русским народным инструментом балалайкой. Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Активизировать в речи детей слова : изба, печь, коромысло, чугунок, ухват, самовар, прялка, посиделки.

Участники проекта : дети, воспитатель, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта. 1 месяцРазучивание потешек, загадок

Рассматривание иллюстраций

Экскурсия в музей русской избы

Тематические занятия по изо: (Лепка «Баранки из солёного теста»

Рисование «Русские матрёшки»)

Подвижные игры (русские народные)

Прослушивание русских народных мелодий

Организация проекта. После прочтения русских народных сказок беседа с детьми о том, что такое изба, чем она отличается от дома, в котором живут дети, какие предметы находятся в избе. Подвести к мысли, что в таких избах жили их прабабушки и прадедушки.

Этапы реализации.

Подготовительный. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, подбор методической литературы для реализации проекта, подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.

Основной. Ознакомление с русскими народными сказками : «У страха глаза велики», «Гуси – лебеди», «Зимовье», «Заячья избушка», «Кот, петух, лиса». Проведение бесед, рассматривание иллюстраций с изображеним избы и предметов быта старины. Экскурсия в музей русской избы. Лепка калачей из солёного теста. Разучивание русских народных потешек, небылиц, загадок. Разучивание русских народных игр.

Заключительный. Итоговое развлечение «Посиделки». Анализ результатов проекта.

Ожидаемые результаты. Обогащение словаря детей русскими народными загадками, потешками, новыми словами. Формирование интереса к истории и культуре русского народа.

Ход занятия.

В. – Дети, сейчас мы с вами совершим путешествие в далекое прошлое. Видите, я оделась, как в старину одевались. На мне длинный сарафан и красивый платок. Я приглашаю вас к себе в свою избу. Вы знаете, что называют избой?

(Ответы детей)

- Правильно. Избой раньше называли дом и делали его из дерева. Проходите, садитесь на лавки. Видите, как у меня чисто и тепло. Почему тепло?

(Ответы детей)

- Правильно, тепло от печи. Посмотрите, какая у меня печь. Печь в русской избе –самое главное. Для чего нужна печь?

(Ответы детей)

- Правильно, на печи раньше спали, готовили еду, сушили одежду.

Русской печки

Нет добрее.

Всех накормит, обогреет.

Варежки сушить поможет.

Деток спать она уложит.

- Ребята, а что в старину чаще всего готовили?

(Ответы детей)

- Да, щи да каша-пища наша. Так говорили в старину. Давайте с вами поиграем.

Игра пальчиковая «Сорока - Белобока».

Сорока белобока Взмахи скрещенными руками

Печку топила Ладони вверх

Кашу варила На ладошке рисуем пальцем круг

На порог скакала Хлопки в ладоши

Гостей созывала

Гости не бывали Грозим пальчиком

Каши не едали Грозим пальчиком

Всё своим деткам Показать 5 пальцев

Раздала

Этому дала, этому дала, Поочередно загибать

Этому дала, этому дала пальцы.

А этому не дала. Вращательные движения

Ты в лес не ходил, пальца

Дров не рубил

Воду не носил

Шу-у-у прочь лети! Руки вверх

- Ребята в старину русский народ придумал много загадок про разные предметы. Вы любите отгадывать загадки. Тогда послушайте загадки, а отгадки найдите в этой избе.

Загадки.

1. В печи стоит предмет. Он тяжёлый, спору нет. Но зато в хозяйстве нужен. В нём приготовить можно ужин. (Чугунок)

2. Воду дед носил с утра.

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло

Держит вёдра… (Коромысло)

3. Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берёт.

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдаёт (Прялка)

4. Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

- Ребята в старину пили чай из самовара вот с такими баранками. Эти баранки вы лепили сами. Мы их поставим к нашему самовару.

А теперь давайте покажем, как кипит самовар.

Дыхательная гимнастика.

И. п. - основная стойка. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звук «пш-пш-пш-пш-пш»

-Послушайте ещё загадки.

Огонь горит,

Чугунок в печи стоит.

Расскажи, дружок, чем достанешь чугунок.

(Ухват).

-Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

(Ложка).

(Дети отгадывают загадки, показывают данный предмет и рассказывают, для чего он нужен.)

-Ребята, есть у меня в избе ещё один предмет. Может быть кто-то отгадает?

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент.

Самый русский инструмент.

Что же это отгадай-ка?

Это наша… (Балалайка)

-Ребята, это старинный русский инструмент. Вечерами, после работы, люди собирались в большой избе, где играли на балалайке, пели, плясали, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки. Такие вечера назывались посиделками. Вот и мы с вами устроили в нашей избе посиделки. И начнём с веселой пляски.

(Дети танцуют с воспитателем под русскую народную музыку)

Продолжаем мы без спешки.

И расскажем вам потешки.

(Дети читают потешки)

-Ребята, а для чего придумали потешки?

(Ответы детей)

-Правильно, потешки нужны, чтобы повеселить, потешить. Смотрите, к нам в гости пришли Иван да Егор. (2 мальчика рассказывают «Небылицы в лицах»)

-Ребята, что нам рассказали Иван и Егор?

(Ответы детей)

-Да, это небылица. А что это такое?

(Ответы детей)

-Скажите, чего же не бывает?

(Ответы детей)

-Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор:

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали они с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

А какую сказку отгадайте.

Жили-были дед да баба,

Кошка, мышка, собачка Жучка.

И непоседа внучка.

Был у них огород.

Что там только не растёт.

(Во время чтения стихотворения раздаю шапочки)

Узнали сказку? (Ответы детей) А кто написал эту сказку? (Ответы детей) Правильно. Это сказка русская народная.

Давайте расскажем сказку и покажем.

(Дети в шапочках по очереди рассказывают и обыгрывают сказка «Репка»)

-Красны девицы, добры молодцы, хорошие у нас посиделки получились? Чем мы занимались на посиделках? Что вам больше всего запомнилось?

(Ответы детей)

Но по русскому обычаю играми и плясками сыт не будешь! Русский народ славился гостеприимством да угощениями. Приглашаю всех к столу!

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры» Информационная карта проекта Анализ ситуации: «Только тот, кто любит, ценит и и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением,.

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» «Сударушка» Воспитатели: Алгунова Л. М. Зайцева В. В. Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»
Опубликовано: 4 августа 2017 в 23:37
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Иевлева (УИ 1229867) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД