Папки-передвижки

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

Марина Щевелькова
Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Целью моей работы является - формирование у детей нравственных качеств: честность, заботливое отношение к окружающим, дружба, правдивость, ответственность, справедливость.

Публикация «Проектная деятельность „Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Задачи:

• Совершенствовать работу по формированию нравственных качеств у детей.

• Учить детей управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;

• Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;

• Закреплять правила поведения за столом;

• Учить объединяться в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;

Актуальность темы:

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.

Нравственное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Вступительное слово.

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Нравственное воспитание в ДОУ осуществляется постоянно, во всех доступных видах деятельности.

Средства:

1) художественные (худ. литература, искусство, музыка) – способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений (Карпинская, Виноградова А. М.);

2) природа – дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о том кто слабее (Николаева, Фокина);

3) собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) – необходима при воспитании практики нравственного поведения;

4) общение – выполняет задачи корректировки представлений о морали, воспитании чувств и отношений;

5) окружающая ребенка обстановка – как средство воспитания чувств, представлений, поведения – влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Таким образом, в результате планомерного нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, поведение детей к 7 годам, их отношения с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

Теоретический этап.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания.

Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности.

Целенаправленное, планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Большое внимание уделяется развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. В старшем дошкольном возрасте формируются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям (взрослым, сверстникам, малышам, к труду, к природе, к важным общественным событиям, к Родине. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Чувство уважения развивается на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе любви и привязанности детей к взрослым.

Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимоотношениях детей: достаточно устойчивое и активное проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству в коллективной деятельности, к достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей.

В старшем дошкольном возрасте продолжается формирование высоких нравственных чувств: любви к Родине, уважения к тем, кто добросовестно трудится, к людям других национальностей. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.

Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.

Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения в старшем дошкольном возрасте значительно обогащается: дети осваивают правила поведения по отношению к взрослым в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т. п., в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычка быть вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относиться к результатам труда взрослых, к их деятельности, а также продолжается формирование культуры речи.

Воспитатели должны обратить особое внимание на задачу формирования у дошкольников бережного отношения к хлебу и другим продуктам питания. Старшие дошкольники должны отчетливо представлять, как много труда вложено людьми в производство продуктов и понимать, что относиться к ним надо как к общественному достоянию: экономно и бережно.

Одновременно с воспитанием бережного отношения к общественному и личному имуществу проводится работа по предупреждению развития у детей собственнических тенденций: проявлений жадности, стремления беречь свое и небрежно относиться к чужим вещам и т. п.

Одной из задач воспитания поведения старшего дошкольника является формирование взаимоотношений со сверстниками как основы развития чувства коллективизма и становления детского коллектива. Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и доброжелательность, гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность, культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений неразрывно связано с осуществлением задач дальнейшего развития устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, воспитания культуры общения, организованного поведения. Воспитание культуры общения включает дальнейшее освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Воспитание организованного поведения предполагает формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно и совместными усилиями добиваться поставленной цели.

Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 6—7 лет. Внимание педагога направляется на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Требование самоорганизации и самоконтроля основывается, с одной стороны, на осознании детьми их значимости, с другой — на освоении конкретных способов их практического осуществления. Условием успешного осуществления указанных задач выступает целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.

В процессе обучения и воспитания дети 6—7 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (о честности, скромности, смелости).

В старшем дошкольном возрасте формируется достаточно широкий круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со взрослыми и сверстниками (в общении, в разных видах деятельности); о правилах обращения с предметами и вещами; о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости и т. п.).

Планомерная и целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения приводит к важным изменениям в личности старших дошкольников: они все более сознательно руководствуются в поведении правилами, понимают их значение. Представления о нормах и правилах поведения становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке.

Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность — сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества, руководствоваться при соблюдении этих правил общественным долгом. Дисциплинированность формируется в результате соблюдения дисциплины. Дисциплина — это обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку, основанное на высокой сознательности и уважении правил социалистического общежития, неукоснительное выполнение своих обязанностей, своего общественного долга.

Дисциплинированность ребенка дошкольного возраста выражается в формирующейся привычке и способности выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения и требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также в умении управлять своими поступками (тормозить свои порывы, сдерживать действия, нарушающие требования дисциплины).

Дисциплинированность у дошкольников находится в стадии начального формирования и отличается от дисциплинированности детей более старших возрастов недостаточной устойчивостью, недостаточно развитой способностью ребенка сознательно следовать требованиям дисциплины в новых условиях, определенной слабостью способности к сдержанности.

Условия воспитания у детей дошкольного возраста дисциплинированности и культуры поведения во многом аналогичны. Это прежде всего четкий режим, порядок и организованность детской жизни и окружающей обстановки, организованное и дисциплинированное поведение воспитывающих ребенка взрослых, признание детьми их авторитета, правильная организация всех видов детской деятельности.

Постоянство требований воспитателя к соблюдению правил, создание условий для их выполнения, упражнение и приучение детей к их выполнению, контроль за поведением, оценка — все это в комплексе обеспечивает формирование дисциплинированности у детей. Стимулом к выполнению правил у детей 6—7 лет становится «общественное мнение» коллектива, которое создает воспитатель вокруг фактов недисциплинированного поведения.

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4 Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Каковы же методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике, которые помогут педагогам воспитать высоконравственную личность?

Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;

- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно-прагматический.

Практический этап.

Разыгрывание и анализ ситуации.

«Пожелаем здоровья друг другу» - продолжать воспитывать приветливость, привычку здороваться и прощаться с детьми и взрослыми, называть взрослых по имени и отчеству.

«Будь скромным» - воспитывать скромность, неприязнь к хвастовству, зазнайству.

«Я и взрослые» - приучать не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, обращаться по имени и отчеству.

«Как бы ты поступил?» - подчеркнуть связь правил поведения с поступками.

Совместная разработка правил поведения.

Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания";

"На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания";

"Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам",

совместные правила поведения оформили в тематические альбомы «Правила этикета», «Правила поведения в общественных местах», «Маленький словарь добрых слов и выражений».

Игровые упражнения.

Я использовала такие игры и упражнения:

«Если заболел друг, бабушка.» - побуждать проявлять заботу о людях, быть внимательным, чутким;

«Добрые советы» - закрепить знания правил поведения и общения между детьми и взрослыми;

«Помогаем взрослым» - развивать желание помогать взрослым;

«Накрываем на стол» - закрепить правила сервировки стола;

«В гостях и дома» - упражнять в соблюдении правил поведения в гостях;

«Объясни поступок» - упражнять в оценке правил поведения;

«Я покупаю подарок» - упражнять в вежливом обращении к продавцу, покупателю;

«Важные слова» - упражнять в вежливости.

Чтение художественных произведений с последующим анализом.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].

Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т. д. Этическая беседа "О дружбе", «Что такое дружба?», цель этой беседы помочь детям понять, нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Проведение экспериментов.

Вот эксперимент, который был проведен мной с детьми подготовительной к школе группы: Я, как экспериментатор, задавала интересующие меня вопросы детям наедине. От детей ожидала развернутых, четких ответов.

Вот тот перечень задаваемых детям вопросов:

1. Кто такой добрый человек?

2. Ты вежливый (ая? Что такое вежливость?

3. Воспитанный человек - он какой?

4. Отзывчивость – это хорошее качество? Ты отзывчив (а?

5. Можно ли тебя назвать вежливым человеком?

6. Можешь ли ты быть справедливым? Что такое справедливость?

7. Взаимопомощь, взаимовыручка – важны для тебя? Что это?

8. Заботливый «сын», «дочь»- какие они?

9. Можно ли назвать тебя внимательным?

10. Что такое сочувствие? Ты можешь сопереживать чужому горю?

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к социальным «акциям добра» как форма развития нравственных качеств «Может лучше не уничтожать зло, а растить добро?» Экзюпери Проблема нравственного воспитания была и остается актуальной для педагогической.

Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей города Возраст от 4 до 7 лет психологи называют возрастом «моральных реалистов», в этом возрасте общепринятые нормы поведения принимаются детьми.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Информационно-творческий проект «Развитие морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством игр»Информационно-творческий проект «Развитие морально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством игр» .

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Паспорт проекта.

Проектная деятельность как метод развития у детей дошкольного возраста интереса к чтению В современном обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга памяти» для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формировать представления детей о событиях ВОВ и их героях. Тип проекта: Социально - личностное, познавательно.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга памяти» для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формировать представления детей о событиях ВОВ и их героях. Тип проекта: Социально - личностное, познавательно.

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Зеленые долы, леса и поля Большой вред окружающей природе.

«Мы умеем дружить». Занятие по формированию нравственных и поведенческих качеств у детей старшего дошкольного возраста«Мы умеем дружить». Занятие по формированию нравственных и поведенческих качеств у детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия «Мы умеем дружить» Виды детской деятельности: игровая, двигательная, чтение, коммуникация. Цель: Формирование у воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 марта 2016 в 22:53
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД