Лучший педагог года

Проектная деятельность в ДОУ

Светлана Евгеньевна Тикушина
Проектная деятельность в ДОУ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ

(памятка для педагогов)

Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и воспитания. Она предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и воспитания и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Данная направлена в помощь педагогам для разработки собственных проектов.

1. Тема проекта «…» (название проекта)

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

Тема проекта должна быть интересна ребенку, соответствовать его возрастным особенностям, может быть связана с содержанием тематического планирования или с событиями, праздниками.

2. Типы проектов в ДОУ (выбираем):

- Игровой (Ролево-игровой) – («Играем в сказку», Игра – дело серьезное», «Зоопарк», «Морское путешествие»);

- Творческий («Осенние фантазии», «Поздравление ко Дню Воспитателя», «Создание уголка по конструированию», «Зимние забавы на участке»);

- Информационно - социальный («Мой домашний питомец», «Дом, где я живу»);

- Практико-ориентированный или нормативный («Дорожная азбука», «Как вести себя в ходе игры», «Как общаться со взрослыми», «Правила пользования ножницами» и др.);

- Исследовательский (Исследовательско-творческий) - («Какая бывает вода?», «Почему кусают собаки?», «Почему идет дождь?».

Для справки:

- Ролево-игровой - с младшей группы:

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. Реализация проекта не ограничена условным пространством. Существует как отдельная категория.

Ролево-игровые проекты часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим, или культурологическим.

• Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;

• Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;

• Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;

• Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).

- Творческий – с младшей группы:

Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты;

В результате проекта – творческий продукт деятельности (рисунок, книга, поделка, и др., который презентуется окружающим. Осуществляется коллективно или с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею, но реализуется только одна.

- Информационно – социальный – со средней группы:

В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки – раскладушки.

- Практико-ориентированный или нормативный - со средней группы:

Инициируется педагогом. Проект основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные конфликтные ситуации. В ходе такого проекта происходит выявление той или иной нормативно правовой нормы.

В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.

- Информационно–практико–ориентированный - со средней группы:

Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

- Исследовательский (Исследовательско-творческий)со старшего дошкольного возраста:

Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей. Чаще всего носят индивидуальный характер. [/i]

3. Виды проектов в ДОУ (выбираем):

- Индивидуальный

- Групповой

- Межгрупповой

- Комплексный

Для справки:

- Индивидуальные - «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица».

- Групповые - «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; - Межгрупповые - «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

- Комплексные - «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя».

4. Продолжительность (выбираем):

- Краткосрочный проект.

- Среднесрочный проект.

- Долгосрочный проект.

Для справки:

- Краткосрочный проект (одно или несколько занятий, 1 неделя— месяц)

- Проект средней продолжительности (2—4 месяца)

- Долгосрочный проект (учебный год)

5. Цель проекта:

Цель проекта ставится на основе проблемы, наиболее актуальной для детей на данном отрезке времени.

6. Задачи проекта:

Задачи проекта должны обеспечивать психологическое благополучие детей, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, поддерживать детский интерес к данному проекту.

Для справки:

В педагогике выделяются следующие задачи, определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

7. Этапы проекта:

1 этап – подготовительный:

Формулирование проблемы и цели проекта, определение продукта проекта. Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации цели проекта.

2 этап – практический (выполнение проекта):

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами ДОУ (комплексные, тематические, бинарные, посещение выставок и т. д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

3 этап – итоговый (защита проекта):

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Для справки:

[/b][/i]

Исследования Е. Евдокимовой позволяют выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:

Первый этап (для детей 3,5 – 5 лет) - подражателъско-исполнительский. Дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему.

Задачами являются:

- пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;

- приобщение детей к процессу познания;

- формирование различных представлений;

- привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждение к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

- формирование эмоциональной заинтересованности;

- знакомство с предметами и действиями с ними;

- развитие мышления и воображения;

- речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- осознание поставленной цели;

- овладение различными способами решения поставленных задач;

- способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

- поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности по направлениям:

физическое развитие:

- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;

социальное развитие:

- формирование способов общения

познавательное развитие:

- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач

эстетическое развитие:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

- овладение художественной деятельностью.

Второй этап (для детей 5 – 6 лет): дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способ­ны достаточно объективно оценивать, как собственные поступ­ки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предло­женных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследователь­ских, опытно-ориентировочных проектов.

Третий этап (для детей 6 – 7 лет) — творческий. Очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

Задачами являются:

- развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;

- формирование обобщённых способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;

- развитие способности к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

- произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

- потребности в создании собственной картины мира;

- навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

- выявить проблему;

- самостоятельно искать нужное решение;

- выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

- самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям:

социальное развитие:

- развитие самопознания и положительной самооценки;

- овладение способами внеситуативно-личностного общения;

- высокий уровень коммуникативной компетентности;

- осознание функций речи

физическое развитие:

- развитие осознанного отношения к своему здоровью;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

познавательное развитие:

- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

эстетическое развитие:

- углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

- овладение различными видами художественной деятельности;

- развитие способностей к эстетической оценке.

8. Паспорт проекта:

Тема проекта:

Актуальность проекта:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Участники проекта:

Тип проекта:

- по методу:

- по количеству участников:

- по продолжительности:

Обеспечение проекта:

Материально – техническое:

Учебно-методическое:

Предполагаемый результат проекта:

Трудности в реализации проекта:

Продукт проектной деятельности:

Презентация проекта:

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

2 этап. Практический

3 этап. Итоговый

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Лепота»Проектная деятельность «Лепота» Работая в детском саду, решила создать проект "Лепота". Наши занятия проходят один раз в неделю, но дети с нетерпением ждут этого дня, чтобы.

Проектная деятельность «Мой мир» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БОУ УР «УДМУРТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ КУЗЕБАЯ ГЕРДА».

Проектная деятельность «Осень» Возраст детей: 4 года Количество участников: 21 Продолжительность проектной деятельности: краткосрочная (с 12 сентября по 28 октября) Вид.

Проектная деятельность по ПДД Проект «Дорожные правила знать прекрасно Все должны малыши». Авторы проекта: Жданова Л. Б. Продолжительность проекта: краткосрочный (3.

Проектная деятельность «Игрушки»Проектная деятельность «Игрушки» Руководитель проекта: воспитатель 2-ой младшей группы Раева Анна Васильевна Базисный компонент: Работа по проекту проводится в рамках разделов.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Психологическая карта проекта Тип : информационно-творческий Участники : дети, родители, педагоги Продолжительность: в течении учебного.

Проектная деятельность в ДОУ Проектная деятельность в ДОУ В современной жизни перемены в социуме приводят к осознанию того, чтo современные дети должны знать больше,.

Проектная деятельность в ДОУ Уважаемые коллеги. Вы прослушали теорию по проектной деятельности, и я предлагаю вам закрепить знания по данной теме. Давайте вместе с вами.

Проектная деятельность в ДОУ ГЛAВA I. ТЕОPЕТИЧЕCКИЕ ОCНОВЫ ОPГAНИЗAЦИИ ПPОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОCТИ В УCЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБPAЗОВAТЕЛЬНОГО УЧPЕЖДЕНИ 1.1. Пpоектнaя деятельноcть.

Проектная деятельность в ДОУ Статья "Проектная деятельность в ДОУ" На протяжении семи лет у меня вызывает интерес проектная деятельность, в рамках которой реализуются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 11:08
+144Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД