Папки-передвижки

Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы «Воздух… Какой он?»

Наталья Бендрик
Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы «Воздух… Какой он?»

Исследовательский проект «Воздух… Какой он

Автор проекта : Бендрик Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №133» г. о. Самара

Актуальность

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы „Воздух… Какой он?“» размещена в разделах

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению таорчества, так как представленны с учётом актуального развития дошкольников.

Продолжительность проекта : среднесрочный (15сентября – 15 декабря).

Вид проекта : исследовательский

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: Воздух мы не видим, не слышим, его нельзя потрогать. Как выявить существование воздуха и доказать его значимость и необходимость в жизни живых организмов, растений и человека?

Цель: сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

- организовать познание детей пол теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

-ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

-развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

- развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Этапы проекта :

I этап (подготовительный) :

Беседы;

Наблюдения;

Чтение художественной литературы;

Создание мини-лаборатории для экспериментов, наполнение её необходимым материалом;

Рассматривание иллюстраций;

Прослушивание аудио-записей.

II этап (основной) :

1. Занятие – экспериментирование «Лаборатория профессора Менделеея»

2. Эксперимент «Воздух в жизни растений»

3. Викторина «Конкурс знатоков»

Занятие-экспериментирование «Лаборатория профессора Менделея»

Цель: Выявить свойства воздуха (занимает место, невидим, без запаха, не имеет формы,удерживает предметы на воде, т. к. легче её).

Материалы: Целлофановые пакеты, бумажные салфетки, пластиковый стакан 0,2 л, ёмкость с водой, таз с водой, надувные нарукавники, резиновый мяч, пузырёк с крышкой, мыльные пузыри, воздушные шарики, два пластиковых стакана 0,5 л, два мандарина, кушин с водой, трубочки для коктейля.

Ход: Заходят в группу профессор Менделей (воспитатель) и его помощник Платошка (помощник воспитателя) и предлагают детям в лаборатории провести эксперименты и опыты.

Опыт №1.

Плавающий мандарин. В один стакан с водой опустить мандарин в кожуре – он плавает. Во второй такой же стакан опустить очищенный мандарин – он опустился на дно. Под кожурой мандарина находится воздух, который удерживает его на воде.

Опыт №2

Сухой из воды. Выяснить, можно ли опустиь стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают стакан в воду не наклоняя, до самого дна, далее поднимают из воды. Взрослый предлагает определить намокла ли салфетка (не намокла, что помешало (воздух в стакане).

Опыт №3

Поймай воздух. Рассмотреть целлофановый пакет – он пустой. Взмахнуть им и быстро закрутить – пакет наполнился воздухом и стал упругим. Что теперь в пакете? Воздух. Взрослый спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).

Опыт №4.

Как услышать воздух. Раздать детям пустые пластиковые бутылки и предложить подуть – приставитьбутылку к нижней губе и и подуть в горлышко. Затем предложить приложить край листочка тонкой бумаги к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук. Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук. Раздать детям свистки и свистульки, обсудить, откуда берётся звук.

Опыт №5.

Мыльные пузыри. Дети пускают мыльные пузыри и наблюдают за ними (они лёгкие, летят, недолго существуют и быстро лопаются). А что находится у них внутри? Когда мы их пускаем, мы выдуваем воздух.

Опыт №6.

Как увидеть воздух. Раздать детям по небольшой ёмкости с водой и по трубочке для коктейля. Подуть в трубочку – струю воздуха, выходящую из неё не видно. Опустить трубочку в воду и подуть. Что видим? Пузырьки –это воздух, он выходит из трубочки и поднимается на поверхность.

Опыт №7.

В большой таз с водой опустить надувные нарукавники, резиновый мяч, пластиковую бутылку, с крепко закрученной крышкой. Сильно прижать рукой ко дну и попытаться утопить – все предметы всплывут и остануться на поверхности. Сделать вывод: все предметы наполнены воздухом, воздух легче воды, он удерживает предметы на воде. Открутить с бутылки крышку, опустить в воду под наклоном – вышли пузырьки воздуха, бутылка наполнилась водой и утонула.

Эксперимент «Воздух в жизни растений»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают обе стороны листа вазелином, ежедневнов течении недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат», потому что тот листочек, который был смазан вазелином, погиб.

Викторина «Конкурс знатоков»

Воспитатель: - Итак, начинаем конкурс знатоков. Напоминаю правила игры: Я буду задавать вопрос, кто знает ответ, должен поднять руку. Во время ответа нельзя перебивать товарища, можно что-то добавить, если ответ был не полным. За каждый правильный ответ участник получает по фишке-кольцу на свою пирамидку.

Воспитатель: - Первый вопрос. В какой сказке главная героиня прилетела и улетала с попутным ветром? /"Мери Поппинс, до свидания!" П. Л. Треверса/.

Воспитатель: - Второй вопрос. Какие сказочные герои летали по воздуху? /Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, маленькие крылья были у Эльфов, к которым прилетела Дюймовочка, она тоже получила такие крылья и т. д. /

Воспитатель: - Третий вопрос - рассказ с ошибкой. Внимательно послушайте и найдете как можно больше неточностей, объясните свою точку зрения. Рассказ известного путешественника барона Мюнхгаузена:

"Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах плыл к далеким таинственным берегам". /Ответы детей/.

Воспитатель: - Четвертый вопрос-рассказ с вопросом.

"Однажды Катя с мамой гуляла по улице и любовалась плывущими облаками. И вдруг Катя закричала: "Мама, мама, смотри, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик. Кто его туда посадил?"

Воспитатель: - Кто действительно посадил туда одуванчик? /Ветер/

Воспитатель: - Как туда он мог попасть?

Воспитатель:- Пятый вопрос. Какие еще растения с летающими семенами вы знаете? /Береза, клен, тополь, ясень, карагач, сосна, ель, липа, камыш/.

Воспитатель: - Шестой вопрос-рассказ с вопросом,

"Однажды туристы собрались в поход. Один из них по имени Петр Иванович любил бабочек. Он наблюдал за ними повсюду. "Скорее бы добраться до вершины! Там, наверное, столько бабочек, стрекоз и жуков, которых я никогда, в жизни не видел!" - думал он. Но чем выше и выше поднимались туристы, бабочек и стрекоз становилось все меньше и меньше. Да и те, которые были, в основном, ползали по земле, а не летали. На самой же вершине и вовсе никто не летал. Удивился Петр Иванович и задумался: "Почему же не живут здесь необыкновенные бабочки и жучки?

/Чем выше поднимаемся в горы, тем сильнее становится ветер. При сильном ветре насекомые не могут летать, ветер их сдувает и уносит/.

Воспитатель: - Седьмой вопрос. Назовите наука, который использует воздух для строительства своего “дома”? /Паук-водолаз; паук-серебрянка/.

Воспитатель: - Восьмой вопрос: Почему растение "перекати-поле" назвали именно так. /Потому что ветер может оторвать от земли это растение, и долго-долго катать по полю, словно колобок/.

III этап (итоговый)

1. Выполнение домашнего задания с родителями «Воздух вокруг нас». Где ещё можно обнаружить воздух, как придать ему форму. Принести фотографию.

2. Дети рисуют иллюстрации к прочитанным художественным произведениям.

3. Дети складывают в технике оригами поделки для игр с воздухом, ветром.

Весь накопленный материал и поделки мы оформили в виде познавательно – развлекательного альманаха, который будет в дальнейшем пополняться всё новыми и новыми исследованиями, интересными поделками и совместными с родителями экспериментами.

Используемая литература

1. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»;

2. И. Урмина, Т. Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ»;

3. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;

4. Н. Рыжова, С. Мусиенко «Воздух вокруг нас»;

5. М. Яковлева «Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне».

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет. Конспект занятия по теме «Воздух и его свойство»Исследовательская деятельность с детьми 5–6 лет. Конспект занятия по теме «Воздух и его свойство» Цель: Создать условия для интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Программные задачи: -Обучающие: - расширить представления.

Конспект НОД с детьми старшей группы с использованием технологии исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Конспект совместной образовательной.

Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?»Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух — какой он?» Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе Тема: «Воздух – какой он?» Цель: Формирование первичных элементарных представлений.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес» Задачи: -Знакомство детей с окружающим его мире неживой природы. - Обучение детей через игры и опыты определению физических свойств различных.

Отчёт «Проектная деятельность с детьми в ДОУ» Отчёт «Проектная деятельность с детьми в ДОУ» «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя «колумбами»,.

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Антошкина картошка» Цели:1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле; 2. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);.

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Скоро в школу! Хочу ли я в школу?» Тема проекта: «Скоро в школу!Хочу ли я в школу!» Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, психолог, музыкальный работник, учителя.

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы «Все профессии важны, все профессии нужны» Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому,.

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы «Здравствуй, зимушка-зима!» Проект «Здравствуй, зимушка – зима!» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому.

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы День Матери Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный. Цель проекта: сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ с детьми старшей группы «Воздух… Какой он?»
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 19:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД