Ирина Александровна Паргатова
Проектная деятельность в подготовительной группе на тему «Растительный мир нашего участка».
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе на тему : "Растительный мир нашего участка".
Вид проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе на тему „Растительный мир нашего участка“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях родного края.
Проблема: У детей потребительское отношение к природе: дети ломают ветки деревьев и кустарников, для игр с ними. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности, в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.
Приоритетная образовательная область: «познание»
Интеграция с образовательными областями: «коммуникация», «безопасность», «чтение художественной литературы», «труд», «художественное творчество», «социализация»
Цели проекта :
* Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе.
* Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растения, их зависимости от времени года.
*Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
*Отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой).
*Изучать влияние деятельности человека на жизнь растений.
Задачи проекта :
Образовательные: способствовать формированию представлений детей о травах, лекарственных травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель. Установить, куда исчезают опавшие листья и какую пользу они приносят людям; Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях (как выглядят, где растут, каковы их лечебные свойства) ,сформировать представления о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
Продолжительность проекта : долгосрочный (01.06.2023-30.11.2013).
Формы реализации проекта :
* занятия;
*беседы;
*наблюдения;
*оснащение предметно-пространственной среды (коллекции семян, выставки рисунков);
*настольно-печатные игры;
*чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;
* работа с родителями;
*презентация проекта.
Продукт проектной деятельности :
* оформление гербария «Растения нашего участка»;
* паспорт “Растения нашего участка”;
* выставка рисунков “Берегите деревья”, “Охраняйте растения”, “Берегите природу!”;
*подготовка и проведение итогового мероприятия «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!» (А. А. Вахрушев, стр. 395)
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
*Подбор дидактических игр, видео- материала, литературных произведений.
*Высадки рассады культурных растений на огород, семян цветов на клумбу (наглядно демонстрировать знания о способах ухаживания, рассказать о пользе данных растений).
2. Реализация проекта.
Работа с детьми:
Познакомить детей с Красной книгой «Растения России». Цель: Прививать любовь к зеленым братьям и сестрам, бережное отношение к растениям, любить свой край, любить природу.
Составление гербария “Растительный мир нашего участка”;
Экскурсии и целевые прогулки по территории детского сада;
Беседы в сочетании с дидактическими играми. *Проведение бесед (Приложение 1,целевых прогулок, занятий с детьми (наблюдения на прогулке за живой и не живой природой с целью обогащения знаний детей о различных растительных объектах природы).
Исследование растения. Цель: Учить определять растение по форме, по строению, по стебельку, по цветку, по семенам, по плодам.
Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
Коммуникативная деятельность :
Чтение художественной литературы:
С. Есенина «Белая берёза», Н. Матвеева «Дуб и ветер», И. Токмакова «Деревья», А. К. Толстой «Осень», «Зеленая страна» Е. Серова. «Мудрость дерева» А. Лопатина, К. Ушинский- «Спор деревьев».“Сказки матушки Земли” А. Лопатина, М. Скребцова. «Жизнь дерева» А. Лопатина,«Липкины дары» А. Лопатина. Цель: прививать любовь к зеленым друзьям, воспитывать уважение и любовь к деревьям, воспитывать бережное отношение к деревьям.
1000 загадок. Цель: Закреплять представления о названии и об основных частях растений, развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
“Лекарственные растения в народной медицине” В. П. Махлаюк. Цель: Объяснить детям, что растения имеют целебные свойства.
Продуктивная деятельность :
Ручной труд-- Изготовление осенних букетов для мам и бабушек, изготовление поделок из листьев, составление совместного с воспитателем коллажа из осенних листьев.
• Лепка – “Цветы-цветы. ”,«Гроздь рябины»
• Аппликация –«Наша клумба», «Лес - словно терем расписной», «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни»,
. Рисование: «Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Осенняя березка» ,“Портрет семьи растения”, “Соседи растения”, “Любимое растение”.
Музыкально-художественная деятельность :
Прослушивание песни “Калинка”, хоровод «Березонька», прослушывание в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн “Из солнечных лучей. ”, Е. Кочеткова “Дерево”.
Игровая деятельность :
Д/ и: «Угадай, что где растёт», «Что сначала, что потом?». «Когда это бывает?»,«Найди листок, какой покажу», «Какой лист, с какого дерева?», «Кто быстрее найдет дуб, берёзу, ель?»,«Найди пару», «Найди дерево по описанию», «Найди самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «С какой ветки детки», «Побери семечко к дереву»,“Сравни”. “Что лишнее”. “Назови плод”. “Определи цветок по листочку”. “Найди свой цветок”, «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу».
П/ игра :«С какого дерева листок» :Дети делятся на две группы - одни деревья, а другие - листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.
Взаимодействие с семьёй.
Консультация для родителей: «Природа в жизни дошкольника»,«В гости к природе!»
Конкурс совместных работ детей и родителей из сухих листьев, природного материала.
Привлечь родителей к посадке на участке территории детского сада деревьев.
3. Заключительный, обобщающий этап.
Подготовка и проведение итогового мероприятия «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!» (А. А. Вахрушев, стр. 395)
П/ с: познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе.
Защита проекта -итоговая презентация проекта на родительском собрании (слайд-шоу)
Ожидаемые результаты:
- Дети приобретут знания о травах, лекарственных травах, цветах, деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; о пользе лекарственных растений и их роли в жизни человека. Научатся узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закрепят знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
-У детей возникнет желание бережно относится к растительному миру природы.
Выводы и результативность работы над проектом.
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе растений. В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязях в природе, их зависимости от времени года. Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно определили и составили рекомендации: Всем людям необходимо бережно относиться к растениям. Знать название и строение растения (корень, стебель, листья, плоды, цветы).Любить свой край, любить природу, охранять ее, бережно относиться к растениям.
Как показали результаты исследования поставленные нами задачи мы выполнили. Презентация проектной деятельности включала в себя продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Список литературы:
Рыжова Н. А. «Я и природа»,
Рыжова Н. А. «Наш дом-природа»,
Николаева С. Н. «Как приобщить ребёнка к природе»,
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду».
Иванова А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».