Приложение МААМ

Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников

Роза Калимуллина
Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

«Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Выполнила:

Публикация «Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Калимуллина Роза Равилевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района

Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО по проблеме «Психолого-педагогические и методические аспекты образовательной деятельности музыкального руководителя ДОО с учетом требований ФГОС ДО»

Проектная работа допущена к защите

Руководитель проектной работы

Исламова Г. Г., старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО

___«___» 2017г.

г. Казань - 2017г.

Оглавление

Содержание 2стр

Введение 3

1. Актуальность проекта 3

2. Цели и задачи проекта 4

2.1 Цель проекта 4

2.2 Задачи проекта 4

2.3 Целевая группа проекта 5

3. Проектное решение 4

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта 5

5. Программа проектных мероприятий 6

6. Ожидаемые результаты реализации проекта 7

Заключение 7

Список использованных документов и источников информации 8

Приложение 1 9

Приложение 2 13

Приложение 3 20

Введение

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей приобщения детей к истокам русской народной культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка!

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с образовательными программами. «Детство» Бабаева Т. Н., «Успех» под рук. Федина Н. В., «От рождения до школы» Вераксы Н.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

1. Актуальность проекта

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Поэтому свою основную задачу как педагогов мы видим в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством,c русской национальной игрушкой-матрешкой, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

Приобщать детей среднего дошкольного возраста к традиционной народной культуре, истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

2. 2 Задачи проекта:

1. Формировать у детей представление о русской народной игрушке Матрешке.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности.

4. Развивать творческие способности детей в музыкальной и изобразительной деятельности; знакомить детей с малыми формами в фольклоре.

5. Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, прививать чувство патриотизма.

2. 3 Целевая группа проекта: дети средней группы; старший воспитатель; воспитатель по изобразительной деятельности; музыкальный руководитель.

3. Проектное решение

Весь музыкальный фольклорный материал по ознакомлению детей с матрешкой находит свое место в устраиваемых народных праздниках. В ходе подготовки к фольклорному празднику «Русская матрешечка» используются следующие виды музыкальной деятельности : Восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах, народные игры, танцы, хороводы, устное народное творчество, изобразительная деятельность с элементами аппликации. Поэтому в результате знакомства детей с русской народной игрушкой «Матрешка», параллельно происходит знакомство с ее прототипом татарской игрушкой «Миляуша».

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта с 13.03.2017г по 30.03.2017

4.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 13.03.2017 по 15.03.2017)

2. Основной (с 16.03.2017 по 28.03.2017)

3. Заключительный (с 29.03.2017 по 30.03.2017)

5. Программа проектных мероприятий

№ Комплекс мер Место проведения Срок проведения Ответственный

Этап 1

1. Изучение произведений малых фольклорных жанров : -потешки: «Мы с матрешечкой гуляли», «Водичка, водичка», Красный сарафанчик»,

-загадки о Матрешке. методический кабинет 13.03.2017 Музыкальный руководитель.

2. Подбор методического, дидактического и наглядного материала

красочный альбом «Собери свою матрешку».

Методический кабинет 14.03.2017 Музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности.

3. Подбор музыкального материала : русские народные мелодии «Калинка», «Светит месяц», «Во поле берёза стояла». Музыкальный зал 15.03.2017 Музыкальный руководитель.

Этап 2

1.

Показ презентации

«Знакомство с русской матрешкой» методиче

ский кабинет ДОУ 16.03.2017 Старший воспитатель, музыкальный руководитель.

2. Беседа с детьми: «Вот какая Матрешка русская!» методический кабинет 17.03.2017 Музыкальный руководитель.

3. НОД по аппликации «Укрась матрёшке сарафан»(Приложение 1) методический кабинет 21.03.2017 Воспитатель по изобразительной деятельности

4. Разучивание танца «Мы матрёшки» Музыкальный зал. 16.03-28.03. Музыкальный руководитель

5. Разучивание песни «Русская матрешка» Музыкальный зал. 22.03-28.03 Музыкальный руководитель

Этап 3

11. Организация фольклорного праздника «Русская матрешечка» (Приложение 2)

Музыкальный зал. 29.03.2017 Воспитатели; воспитатель по изобразительной деятельности;

музыкальный руководитель.

22. Подведение итогов, анализ результатов и эффективности реализации проекта на педагогическом совете ДОУ методический кабинет 30.03.2017 Старший воспитатель

33. Анкетирование родителей на тему «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста» (Приложение 3) В группе 29.03.2017 Музыкальный руководитель

44. Презентация проекта на родительском собрании ДОУ

Музыкальный зал 30.03.2017 Музыкальный руководитель, старший воспитатель.

6. Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. В детях сформированы представления о русской народной игрушке.

2. Владеют знаниями малых форм фольклора.

3. Дети эмоционально-положительно относятся к окружающему миру и с уважением-к русской народной культуре.

4. Сформированы представления об истории возникновения куклы-матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшки по месту возрождения, а так же с татарской игрушкой Миляушой.

5. Сформирована способность воплощения собственного замысла в аппликации, танцах, песнях.

Заключение

Проект «Инновационный подход в использовании малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое и музыкальное развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкальной и изобразительной деятельности. В целом проект в своём развитии имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученных знаний в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы на основе этнокультурного компонента.

Основной идеей этого проекта пробудить у детей интерес к культуре разных народов через знакомство детей с играми и игрушками, традициями и обычаями русского и татарского народов.

Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

1. Пантелеева Н. Г. «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез», 2014 г.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду учебно –методическое пособие. Издательство М. : «Цветной мир», 2012 г.

Дополнительная литература:

1. Бердникова Н. В. «Большой праздник для малышей» Издательство Академ, Ярославль 2007

2. Давыдова М. А «Музыкальное воспитание в детском саду» Издательство Наука (М, Москва 2006

3. Суворова Т. И. «Танцуй малыш» Издательство Санкт - Петербург 2008

Интернет-ресурсы:

1. Сайт: Конспекты занятий с детьми htt ://www.vor.ru/culture/cultarch192

2. Сайт: Все для детского сада htt ://www.ivalex.vistcom.ru

3. Сайт: Международный образовательный портал МААМ. ru https://www.maam.ru/

Приложение 1

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в средней группе

«Укрась матрёшке сарафан»

Автор-составитель: Воспитатель по изобразительной деятельности Григорьева Юлия Арсентьевна МАДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» общеразвивающего вида» г. Нурлат»

Цель: Создать атмосферу радости. Вызвать у детей положительные эмоции. Привлекать внимание детей к русской народной игрушке-матрёшке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые детали её костюма.

Задачи:

1)Закреплять умение называть круглую форму

2)Продолжать учить наклеивать кружки на бумагу

3)Закрепить умение аккуратно намазывать клеем кружки с обратной стороны, наклеивать, прижимая их салфеткой

4)Продолжать учить правильно пользоваться клеем-карандашом, клеенкой,

салфеткой

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Раздается стук в дверь:

Воспитатель удивляясь, спрашивает детей:

- Кто это стучит, дети? Не вы?

Ответы детей.

Воспитатель, заглядывая за дверь, спрашивает:

- Кто стучит? Кто это к нам в гости пришел?

Заходят матрешки (деревянная игрушка и вырезанная из белой бумаги

матрешка)

Воспитатель : Дети, посмотрите к нам в гости пришли подружки – матрешки

Матрешки Здравствуйте, ребятки! Мы пришли к вам в гости. На вас

посмотреть, и себя показать

Воспитатель : Матрешки, мы гостям всегда рады. Даже песню про вас знаем,

хотите послушать?

Матрешки Да, хотим!

Дети вместе с воспитателем поют песню «Матрешки»

После исполнения песенки, Воспитатель обращает внимание детей то, что какие красивые сарафанчики у деревянных матрешек, какие узоры на них, в виде цветов, горошка.

Вдруг раздается плач.

Все удивляются, кто это может плакать?

Воспитатель спрашивает матрешку, вырезанную из белой бумаги:

- Матрешка, почему ты плачешь?

Дети: Что случилось?

Матрешка: У всех такие красивые наряды, а у меня наряд белый, без узоров. А-а-а…

Воспитатель : Не расстраивайся! Мы поможем тебе. Правда, дети?

Дети: Да!

Матрешка: А как же вы мне поможете?

Ответы детей…

Воспитатель : А каким узором вы, дети, хотите, украсит сарафан матрешки?

Ответы детей…

Воспитатель : Молодцы ребятки! Узоры бывают разные и полосочки, и цветочки, и крапинки. А мы с вами украсим сарафан горошками.

Показывая на горошки, воспитатель спрашивает детей :

- Скажите, а горошки на какую геометрическую фигуру похожи?

Дети: Круг!

Матрешки хвалят детей за правильный ответ.

Воспитатель предлагает ребятам пройти к рабочим столам, где уже заранее

приготовлены клеенка, клей, шаблоны матрешек из белой бумаги вырезанные кружки из цветной бумаги, салфетки.

Воспитатель : Давайте, ребятки, наклеим кружки на белый сарафанчик матрешке и у нее будет сарафан в горошек.

Далее Воспитатель напоминает, как намазывать кружки клеем и приклеивать их на бумагу. Выполнять работу аккуратно, прижимать салфеткой.

По окончанию работы матрешка говорит :

- Дети, я не буду больше плакать. Вот как вы, ребята, украсили красиво мой

наряд. Теперь у меня не просто белый сарафан, а сарафан в горошек.

Спасибо вам!

Прощаясь, матрешки - подружки уходят.

Воспитатель предлагает полюбоваться своими работами.

Материалы к НОД:

- Матрешки (игрушки)

- Шаблоны матрешек, на каждого ребенка, из белой бумаги

- Кружки, вырезанные из белой бумаги, 4 вида

- Клей – карандаш на каждого ребенка

- Салфетки

- Клеенка

Приложение 2

Сценарий праздника «Русская матрешечка»

для детей группы среднего возраста.

Автор-составитель: Мингалиева Альфия, МАДОУ «Детский сад № 1 «Родничок» общеразвивающего вида г. Нурлат»

Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного ха- рактера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Ведущий:

Эй, круглёшка!

Эй, куклёшка!

Распишу тебя сейчас

Перышком своим:

Глазки округлим,

Бровки подведём,

Носик, ротик выведем.

А на платок, кофту, сарафан

Силы все свои отдам.

Полюбуйтесь на неё :

Милое существо.

Деревянная круглёшечка

Стала вдруг…

Дети: Матрёшечкой!

Ведущий:

Вот она – русская матрёшка! Образ матрёшки – образ русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. Посмотрите, к нам в гости тоже пришли матрёшки, да непростые. Весёлые и озорные.

Ведущий:

Ай-люли, ай-люли,

В гости к детушкам пришли

Весёлые матрёшки –

Красные сапожки.

Дети исполняют песню

«Матрёшечки»

(под минусовку)

Ребё нок:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может, три, а может, шесть.

Ребё нок:

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет ещё одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой –

Будет третья во второй.

Ребё нок:

Половинку отвинти,

Плотную, притертую.

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь её да посмотри,

Кто в ней спрятался внутри.

Ребё нок:

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая.

А внутри пустая –

В ней живет шестая,

А в шестой – седьмая,

А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Ребенок:

Мы - весёлые сестрицы,

Любим петь и веселиться.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

В пёстреньких одёжках

В пляс идут матрёшки.

«Русский танец»

Дети танцуют в парах (Вариации на русские народные мелодии)

Ребё нок:

Вот поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

И ответят куклы: восемь.

Ребё нок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Ведущий:

Они и летом и зимой

Любят жить одна в другой.

Принесите им сапожки

И пойдут плясать матрёшки.

Мальчики исполняют «Танец с ложками»

(«Ах, вы, сени…» Русская народная мелодия)

Ребё нок:

Мы – матрёшки, мы круглёшки.

Все мы лаковые одинаковые.

Как плясать пойдем

Только пыль столбом.

Ребё нок:

Мы – матрёшки, мы - сестрички,

Мы толстушки невелички.

Как пойдем плясать и петь

Вам за нами не успеть.

Ребё нок:

Всюду смех и радостные крики

Наши щёчки – ярче земляники!

Только б ноги не устали,

Нет другой печали!

Ведущий:

Ну и музыка играет!

Ноги сами рвутся в пляс!

И нарядные матрёшки

Спляшут весело для вас!

«Танец матрёшек»

Девочки исполняют танец под музыку «Русский танец»

(СД «Ах, карнавал» №19, «Ладушки»)

Ведущий:

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети: Матрёшка!

Ведущий: Ребята! У русской матрешки много подружек сестричек Познакомьтесь — краса Татарстана – имя нежное – Миляуша!

Станут подружками вместе попляшут. Радость подарят, чтоб пела душа!

Татарский танец «Матрешкалар»

Русская народная игра «Федул»

Эй, Федул

Что губы надул? Дети идут по кругу, взявшись за руки

Эй, Федул

Что губы надул? В центре стоит надувшийся Федул

Ты, не злись, не сердись

А ребятам улыбнись! Дети грозят пальчиком Федулу

Ты немножко попляши,

Что нам делать, прикажи! Дети хлопают в ладоши,

а Федул танцует

Ведущий:

В старину любили и трудиться и веселиться. (Дети читают по очереди пословицы и поговорки)

Пословицы и поговорки о мастерах:

• Мастерами не родятся, мастерами гордятся.

• Кто не любит в будни хорошо трудиться, тот и в праздник – не всласть веселится.

• В труде герои – счастливы втрое.

• Дело мастера боится.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Делу время, а потехе – час.

• Труд кормит, лень – портит.

Ребё нок:

Стали дождиком метели,

На дворе звенят капели.

На реке растаял лёд,

Воробей из лужи пьёт,

И Снегурочка по небу

Белым облаком плывёт.

Ребенок:

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки весенние

Всё журчат, и журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят.

Ребё нок:

Вылез весной из берлоги медведь,

Вылез и сразу же начал реветь.

С треском нехоженой чащей полез,

Чтобы услышал шаги иго лес.

Чтобы узнали лесные соседи

То, что в берлогах проснулись медведи.

Ведущий:

Исстари на Руси весну встречали, а зиму провожали песнями, плясками, играми.

Входит под музыку медведь.

Медведь:

Кто здесь играет?

Спать мне мешает?

Игра с пением «Игра с медведем»

Тихо, тихо подойдём

И медведя позовё м:

«Мишка, глазки открывай,

И попробуй нас, поймай!»

Но медведь не слышит нас –

Спит, не открывая глаз.

Мы его потрогаем,

Ножками потопаем.

«Ты, медведь, проснись скорей,

Догони, ты, малышей!

Ты, попробуй, догони,

И за бок нас, ущипни!»

Ведущий:

Праздник наш мы завершаем

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Не болейте, не грустите,

Не сердитесь никогда.

Вот такими молодыми. Оставайтесь навсегда! Медведь благодарит детей за встречу и угощает конфетами.

Приложение 3

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины?

• При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам?

Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком?

• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?

• ___

• Какие, используете с детьми? С какой целью?

• ___

• Загадываете ли детям загадки? Как часто?

• ___

• Какие потешки Вы знаете?

• ___

• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

• ___

• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

Благодарим за участие в анкетировании!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад для родителей «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей» с использованием ИКТ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Тогучинского района «Нечаевский детский сад» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Доклад.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Комплексный подход в музыкальном воспитании Комплексный подход к музыкальному воспитанию. В настоящее время разработка теории эстетического воспитания ведётся по трем направлениям:.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников» Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста-задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи.

Опыт педагогической деятельности «Использование интегрированных проектов в музыкальном воспитании дошкольников» Здравствуйте, разрешите представиться Стратиенко Елена Анатольевна музыкальный руководитель детского сада №11 «Елочка». Уважаемые коллеги,.

Опыт работы воспитателя «Гендерный подход в воспитании старших дошкольников» Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 31 Малик Татьяна Олеговна Современные дети на вопрос о том, какими они хотят быть.

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников Роль малых фольклорных жанров в развитии речи младших дошкольников. Развитие речи младших дошкольников на сегодняшний день является одной.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Фольклор культивирует главные жизненные ценности --- ценности жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор.

Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 12 июля 2017 в 12:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный подход к использованию малых жанров народного фольклора в музыкальном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Роза Калимуллина (УИ 989395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД