Наталья Кабитова
Проектная работа «Модели в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа проводилась на базе МБДОУ №197 г. Иваново 2019 - 2020 года с сентября по февраль.
Работа начиналась с анализа плана воспитателя младшей группы Кабитовой Натальи Алексеевны. Работа с детьми проводилась в рамках программы под редакцией Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду». В разделе «Ребенок и окружающий мир» работа по формированию элементарных экологических представлений велась в живой природе:
Публикация «Проектная работа „Модели в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
Знакомство детей с животными через использование моделей.
Цель проектной работы – разработать и апробировать программу по формированию знаний о животных через модельный материал. Учитывая тот факт, что дети хуже всего понимают тему «животные» было принято решение провести основную работу над повышением знаний по этой теме
Были поставлены следующие задачи:
1. Расширить знание детей по теме «животные» посредством моделей.
2. Уточнить обобщающее понятие животные.
3. Учить дифиринцировать обобщающее понятие «животные».
Для решения поставленных задач работа по знакомству с животным миром проводилась не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Работа по знакомству детей с понятиями «животные» проводилась в несколько этапов.
Первый этап был направлен на ознакомление детей с обобщающим понятием «животные».
Целью второго этапа выступило знакомство детей с понятием «Звери».
Третий этап был направлен на ознакомление детей с понятием «Рыбы».
Целью четвертого этапа выступило знакомство детей с понятием «птицы».
Пятый этап был направлен на обобщение у детей знаний и умений дифференцировать понятие «Животные».
Содержательный аспект каждого этапа предусматривал обогащение знаний, расширение словарного запаса детей на основе наблюдений, обследования признаков животных; уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью модельного материала, художественного слова, использование моделей в процессе бесед, наблюдений, игр.
Работа по знакомству детей с понятием «животные» на каждом этапе велась в трех блоках педагогического процесса:
1. Специально организованное обучение в форме занятий;
2. Совместная деятельность взрослого с детьми;
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.
Блок организованного обучения в форме занятий экологического содержания.
С целью обогащения словарного запаса детей использовался рассказ воспитателя. В рассказе на тему «Животные» дети узнали, что на земном шаре живет великое множество животных. На земле, в воздухе, в воде – всюду жизнь. По небу летают птицы, по земле ходят звери, в воде плавают рыбы. В рассказе «звери» дети познакомились с дикими и домашними животными. Что домашние животные живут вблизи людей, заботятся о них люди, дикие животные живут в лесу и заботятся сами о себе, о способах передвижения (с помощью ног, о среде обитания (земля) о строении тела (ноги, туловище,голова, хвост) и о покрове (шерсть). В рассказе «птицы» дети познакомились с птицами (вороны, воробьи, голуби, синицы, снегири). О среде обитания птиц (воздух), о способах передвижения (с помощью крыльев, о частях тела (крылья, ноги, клюв) и о покрове (перья). В рассказе «рыбы» дети познакомились о рыбах, о среде обитания (вода), о способах передвижения (с помощью плавников, о частях тела (тело, голова, плавники, хвост) и о покрове (чешуя). Для лучшего усвоения материала все рассказы воспитателя сопровождались модельным материалом и художественным словом.
(приложение 1)
Была проведена целевая прогулка по участку детского сада «Крылатые друзья»
цель – дать детям общие представления о птицах.
задачи:
1. учить узнавать птиц по внешнему виду;
2. учить замечать как птицы передвигаются;
3. формировать эмоциональную отзывчивость. (приложение 2)
В ходе опытной работы были проведены занятия на дифференцировку и расчленение понятия «Животные» на «Звери», «Рыбы», «Птицы». Занятия были посвящены умению анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи и обобщать природные объекты.
Занятие «рассматривание котенка»
Занятие на сравнение объектов «Рассматривание и сравнение кошки и кролика»
Занятие «Рассматривание карасика»
Занятие на сравнение объектов «Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика»
Занятие «Рассматривание снегиря»
Занятие на сравнение объектов «Сравнение снегиря с вороной»
(приложение 3)
Последнее занятие являлось обобщающим.
Цель – Закреплять умение детей группировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навыки использования схем-моделей. .Первая его часть была посвящена закреплению ранее сформированного понятия «животные». Во второй части у детей формировались понятия о «звери», «Птицы», «рыбы».
Составление рассказа о животном.
Цель. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ о животном, опираясь на модели.
-Развивать связную речь.
-воспитывать умение слушать друг друга.
Модели. Существенные признаки животных (части тела, покров, среда обитания).
Опираясь на модели, воспитатель дает образец правильного рассказа. Затем рассказывает заранее подготовленный ребенок, затем рассказ составляют – 4-5 детей.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей.
Одним из средств обогащения знаний детей о животном мире являются наблюдения. С этой целью было организовано наблюдение за птицами.
Наблюдению предшествовало подкормка птиц которая имеет большое значение; птицы привыкают к месту подкормки синицы, воробьи, снегири, голуби держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушки, на ветках деревьев. Для этого был сделан «Календарь наблюдений за птицами». Заполняется календарь с помощью карточек с изображением птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения производились ежедневно заново. Младшие дошкольники работая с таким календарем получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. (приложение 4)
Наблюдение за рыбками в аквариуме
С этой целью было организованно наблюдение за рыбками в аквариуме.
Цель: Дать первоначальное представление о строении рыбы – вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху и снизу плавники; тело покрыто чешуей. Продолжать формировать представление об отличии живой рыбки от рыбки игрушки: живая плавает в воде в аквариуме, игрушечную можно брать в руки. Рассматривать, играть с ней. С этой целью была сделана модель» Аквариум». С помощью которого дети могли в любое время подойти и рассмотреть рыбку и вспомнить части тела. Среду обитания и покров тела.
(приложение 5)
Предварительно с детьми были проведены беседы с использованием запретных моделей :
«Пернатые друзья»
Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
(приложение 6)
«Поговорим о друзьях животных»
Цель: продолжать разговор о внимательном отношении к животным, учить правильно к ним относится.
(приложение 7)
Для закрепления материала и активизации словаря с детьми в свободное от занятий время проводились дидактические игры и упражнения.
Дидактическая игра «кто во что одет»
Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
Ход игры: ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животных (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц. Рыб. Зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: Большие карты с изображением разных сред обитания животных, картинки с изображением животных.
Ход игры: Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля).Затем поочередно достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб и предлагает их детям. Дети закрывают пустые квадраты на карте маленькими картинками в соответствии с моделью на своей карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Дидактическая игра «Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники). Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Ход игры: Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники). Затем он поочередно достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают пустые квадраты на своих картах маленькими картинками в соответствии с моделью на большой карте. Тот из детей, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.
Игровое упражнение «Да или нет»
Цель. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.
Модели. Игрушечный котенок.
Описание. Воспитатель просит показать, где у котенка нос, глаза. Хвост, усы, ноги и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы:
- Есть у котенка нос?
-Есть у котенка уши?
-Есть у котенка рога?
И т. д.
Игровое упражнение «Где спряталась рыбка»
Цель. Развивать умение детей анализировать, закреплять название растений. Рыб, расширять словарный запас.
Модели. Голубая ткань или бумага (пруд, несколько видов растений, камушки, ракушки. Палочки, коряга.
Описание. Детям показывают новую рыбку (рисунок, игрушку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. –Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.
Игровое упражнение «угадай. Чей хвост»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Модели. Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
Описание. Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
(приложение 8)
Блок свободной самостоятельной деятельности детей.
Планирование работы в этом блоке предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т. д, которые использовались на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми, были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Для более успешного и наглядного освоения детьми материала мною был добавлен наглядный материал в уголок природы по теме «Животные».
:Модель «Аквариум»
Модель «звери»(дикие и домашние)
Модель «Календарь наблюдений за птицами»
Модель»Строение животных»
Модель «птица»
Дидактические игры «Кто во что одет»; «Кто где живет»; «Кто как двигается».
Игровые упражнения «Да или нет», «Где спряталась рыбка».
Одним из средств обогащения знаний, словарного запаса наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Перед началом чтения был приготовлен модельный материал (игрушки-аналоги различных животных).
Еще были использованы потешки, небольшие стишки.
Для развития мышления, умения выделять существенные признаки, для уточнения и углубления знаний о животных детям загадывались загадки с наглядным материалом.
Для лучшего усвоения материала по этой теме была проведена работа с родителями : создание папки передвижки «животные», привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к упражнениям и играм. Выставка рисунков по теме «Животные», Разработана консультация для родителей «Как знакомить детей с животными при помощи модельного материала».
Целевая прогулка
«Крылатые друзья»
Цель – дать детям общие представления о птицах.
Задачи:
1. Учить узнавать птиц по внешнему виду;
2. Учить замечать как птицы передвигаются;
3. Формировать эмоциональную отзывчивость.
Ход прогулки:
1. Наблюдение.
Во время прогулки рассмотреть внешний вид птиц.
Что есть у птиц? (голова, туловище, хвост, две лапы и два крыла) .
Как вы думайте, у птиц есть зубы? (ответы детей) .
Нет, ребята, у птиц нет зубов. Как же они едят пищу? (клюют клювом) .
Чем питаются птицы? (ответы детей) .
Чем покрыто тело птиц? (перьями) .
Ребята, птицы живые? (ответы детей) .
Да, птицы живые. Они летаю, во время полета машут крыльями, птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.
2. Подвижные игры.
«Птички и автомобиль»
3. Рефлексия. По приходу в группу вспомнить с детьми особенности птиц, чем они питаются, какую пищу едят и т. д.
Нарисовать птиц, которых видели на участке детского сада.
4. Выставка детских работ.
Приложение 3
Занятие 1 «Рассматривание котенка»
Цели
- Развивать умение анализировать структуру объекта, узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост).
- Учить различать характерные признаки кота: тело животного покрыто шерстью, уши треугольной формы, усы. Характерный хвост, в лапах спрятаны когти. Характерная пища: молоко, рыба. Мясо.
- Развивать умение соотносить анализатор и признаки объекта.
Модели
Модели особенности строения тела (хвост, ноги, усы, уши). Моделиорганов чувств детей (глаз, рука, ухо)
Ход занятия
1. Входит игровой персонажи вносит корзину, в которой сидит незнакомый ему зверь. Дети говорят, что это котенок. Далее рассматривают котенка;
– как называется животное?
- строение тела;
– особенности поведения.
2. Воспитатель задает вопрос : «Что могут рассказать о котенке наши глазки?» Дает образец ответа. Затем задает вопрос, обращаясь индивидуально к каждому ребенку: «Что твои глазки, Сережа, расскажут нам о котенке?» (строение тела, чем покрыто тело, цвет шерсти). Вопросы сопровождаются показом модели «глаз» (на наборном полотне).
3. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и узнать, что расскажут о котенке ручки детей (модель рука). Воспитатель дает возможность каждому ребенку не только погладить котенка, но и сказать, какая шерсть (гладкая. пушистая, мягкая и т. д.)
4. Воспитатель предлагает детям спрятать ручки за спину, закрыть глаза и узнать, что могут рассказать о котенке ушки (модель ухо). Дети прислушиваются к звукам, которые издает котенок (ходит мягко, тихо, мяукает).
Дети кормят котенка (воспитатель наливает в блюдце молоко и дает кусочек колбасы).
Занятие 2. Рассматривание и сравнение кошки и кролика»
Цели
-Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его способности. Используя знакомые модели, закрепить знания и умения пользоваться ими.
-Поддерживать интерес у детей к наблюдению за животными. Побуждать к сравнению животных (кошки и кролика, нахождению признаков различия и сходства (уши, глаза, хвост, шерсть, способы передвижения, питания).
-Активизировать речь детей. Используя слова «шерсть», «грызет», «ходит мягко», «прыгает» и т. д.
Модели
Особенности строения кошки и кролика (длинные уши кролика, маленькие уши кошки, также разные глаза, ноги, хвосты).
Предварительная работа
Знакомство с кошкой, рассматривание картины «Кошка с котятами», чтение художественной литературы, знакомство с моделями, характеризующими части тела: четыре ноги, хвост, уши, усы. Игры с Кисонькой-Мурысонькой.
Ход занятия
На полу установлен «барьерчик», вокруг него на стульях сидят дети, за маленьким столом воспитатель. К детям на занятие приходит игровой персонаж Кисонька-Мурысонька и приносит с собой кролика (игрушку).
Кисонька-Мурысонька. Мяу-Мяу! Здравствуйте дети! Я опять пришла к вам в гости, чтобы познакомить со своим сыночком. Мне его хозяйка принесла. Он такой же пушистый, как я, только молочко мое пить не хочет, все морковку грызет.
Воспитатель. Кисонька-Мурысонька, а ты не ошиблась? Твой ли это сыночек? Что-то он на тебя не похож. Ребята, давайте поможем Кисоньке-Мурысоньке разобраться, что за зверька она принесла. А я вам загадку про него скажу: «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, грызет морковку». (Кролик).
Воспитатель. Да, этот зверек похож на зайку, но живет он дома, а не в лесу, и зовется кроликом. А как называется сыночек у Кисоньки-Мурысоньки?
Дети. Котенок.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, похож ли он на сыночка Кисоньки-Мурысоньки?
Нахождение с детьми признаков различия (у кролика уши длинные, а у кисоньки короткие; у кролика глаза маленькие, круглые, как пуговки, а у кошки глазки вытянутые, крупные, а затем признаки сходства. На столе у воспитателя лежат модели, дети подходят, находят нужную модель и по ней с помощью воспитателя ведут сравнение.
После рассматривания, сравнения и уточнения признаков части тела, способов передвижения, питания дети вместе с воспитателем уточняют, что кролик - сыночек не Кисоньки-Мурысоньки, а мамы крольчихи.
Занятие 3. «Рассматривание карасика»
Цели
-Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, отличительные его признаки (чешуя).
-Закреплять знания о том, что рыбке для жизни необходима вода и пища.
-Воспитывать желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.
Модели
-Особенности строения рыбы (голова, тело, чешуя, плавники).
Ход занятия
Дети встают вокруг стола воспитателя. На столе – аквариум, накрытый покрывалом. Появляется игровой персонаж, который говорит, прислал посылку с птичкой снимается покрывало. Дети спорят с игровым персонажем, что перед ними рыбка, та не птичка. Воспитатель предлагает детям объяснить персонажу, что перед ним рыбка.
Обсуждение строения тела рыбки с использованием моделей. Воспитатель объясняет детям, зачем рыбке нужна чешуя.
Игровой персонаж предлагает достать рыбку из аквариума и погладить ее. Воспитатель вместе с детьми объясняет, что рыбке для жизни необходима вода. Игровой персонаж предлагает угостить рыбку конфетой. Воспитатель и дети объясняют. Чем нужно кормить рыбку. Воспитатель кормит рыбку а дети наблюдают.
Занятие 4. «рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика»
Цели
-Дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб.
-Уточнить и закрепить знания детей о внешних признаках рыб. Использовать модели, закрепить знание моделей, умение пользоваться ими при сравнении.
-Учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине).
-Активизировать словарь детей: «аквариум», «плавники», «плавает», «хватает корм».
Модели
-Особенности строения тела золотой рыбки (форма тела, плавники, чешуя). Особенности строения тела карасика (Форма тела, плавники, чешуя).
Ход занятия
Дети сидят полукругом перед аквариумом. Входит любимый игровой персонаж и плачет.
Воспитатель. Здравствуй ….? Что ты такой грустный, плачешь, даже забыл поздороваться.
Игровой персонаж. Как же мне не грустить, не плакать? Я сегодня целое утро наблюдать за нашим карасиком –он не играл, плохо кушает. Я уж думал, что он заболел, а карасик говорит, что это от того, что у него нет друзей и ему скучно. Вот я и не знаю, как ему помочь. Я же не могу жить в аквариуме, я же не рыба.
Воспитатель. Да, это действительно грустно. Ребята, а как можно помочь карасику? (навести детей на мысль, что ему нужна подружка рыбка). Правильно. Ребята, а у меня есть такая рыбка.
Вносит аквариум с золотой рыбкой (модель).
Игровой персонаж. А это действительно рыбка? Что-то она не похожа. Она такая яркая, красная, желтая, а наш карасик серенький (перечисляет все признаки различия золотой рыбки и карасика).
Воспитатель. Дети. А как вы думаете, это рыбка? Давайте покажем ему. Что это рыбка. Вот здесь, на наборном полотне, у нас модельки, они нам помогут в этом.
Идет рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика по моделям – сначала различия, а затем сходства. Детям помогают вопросами воспитатель и игровой персонаж. В конце воспитатель уточняет, что рыбка называется золотой. Спрашивает, согласен ли игровой персонаж, что это действительно рыбка. Когда истина устанавливается, игровой персонаж предлагает выпустить золотую рыбку в аквариум. Чтобы посмотреть как они будут дружить.
Занятие 5 «Рассматривание снегиря»
Цели
-Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц.
-Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды).
-Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.
-Активизировать словарь: «снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина».
Модели
-Особенности строения птицы – снегиря (форма тела, клюв, голова, крылья, ноги).
Ход занятия.
Воспитатель вносит в группу ветку рябины (аппликация) или кормушку, на которой насыпаны ягоды рябины, вылепленные детьми на кануне предлагает детям рассмотреть, какие они яркие, красные.
Слышится стук в дверь. Входят дети старшей группы и приносят с собой сделанный из бумаги (конструирование или вырезанная аппликация)снегирей.
Дети старшей группы мы узнали. Что у вас в группе есть рябина, и принесли вам того, кто очень любит эти ягоды.
Воспитатель. А кто это? Наверное, яблочки они такие красные, круглые.
Дети старшей группы. Мы вам их подарим, а дети пусть сами узнают и назовут их.
Раздают птичек детям.
Воспитатель. Давайте, ребятишки, рассмотрим их. На кого они похожи? Посмотрите на эти модельки (на наборном полотне модели птиц, они вам помогут узнать.
Идет рассматривание и называние частей тела птиц с уточнением их действий. Например, чем клюет птичка? Показать. Как она клюет. Для чего птичке ноги? Цепляется за веточки – предложить детям уцепиться ножками за гимнастические палки. Как передвигается птичка – летает. Предложить полетать, как птички. После рассматривания и уточнения частей тела подвести с детьми итог. Каких птичек принесли дети старшей группы. Называются они снегири. Предложить покормить снегирей, разместив их на ветку рябины или в кормушку.
Занятие 6 «Сравнение снегиря и вороны»
Цели
-Закрепить знания детей о вороне.
-Учить сравнивать двух птиц, находя признаки различия (величина тела, цвет перьев) и сходства (крылья, клюв, ноги).
Модели
-Особенности строения снегиря (форма тела, голова, клюв). Особенности строения вороны (форма тела, голова, клюв).
Ход занятия
Приходит игровой персонаж и говорит, что по дороге в детский сад встретил чудовище. Описывает его: оно большое, серого цвета, черные крылья, две ноги. На голове большой клюв.
Воспитатель спрашивает у детей, как называется эта птица (вывешивается картинка вороны).
Игровой персонаж спорит, что ворона – это не птица, потому что она большая.
Дети доказывают игровому персонажу, что ворона- птица. Называют существенные признаки (крылья, клюв, перья). Обсуждается размер крыльев, цвет перьев.
Воспитатель говорит о том, чем питается ворона.
Игровой персонаж спрашивает у детей, каких птиц они знают еще.
Воспитатель с детьми вспоминают снегиря. (Вывешивается картинка).
Игровой персонаж сомневается, что снегирь тоже птица. Воспитатель обращается к детям с вопросом, почему снегирь тоже птица. Дети описывают снегиря, опираясь на модели.
Игровой персонаж предлагает поиграть в птиц. Дети разделяются на снегирей и ворон и имитируют птиц.