МААМ-картинки

Проектная работа «Мониторинг инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ»

Ольга Качура
Проектная работа «Мониторинг инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Адыгейский республиканский институт повышения квалификации

«Центр развития педагогического и психологического образования»

Проектная работа

«Мониторинг инновационного потенциала

педагогического коллектива ДОУ»

Исполнитель: Качура Ольга Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №16

г. Майкоп,2017 г.

Содержание:

1. Автор проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Целевая аудитория.

4. Цели и задачи проекта.

Публикация «Проектная работа „Мониторинг инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ“» размещена в разделах

5. Сроки реализации проекта.

6. Объект исследования.

7. Предмет исследования.

8. Гипотеза.

9. Что участие в проекте даст его участникам.

10. Практическая значимость.

11. Этапы проекта и содержание.

12. Возможные риски.

13. Пути предупреждения негативных последствий.

14. Ожидаемые результаты.

15. Методические материалы и психолого-педагогические методики.

16. Ресурсы.

17. Литература.

18. Приложение (Результаты мониторинга инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ).

Автор проекта: Качура Ольга Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №16.

Актуальность проекта.

«Чем выше и дальше каждый из нас идет,

тем яснее видит, что предела достижений

совершенства не существует. Дело не в том,

какой высоты ты достигнешь сегодня,

а в том, чтобы двигаться вперед вместе

вечным движением жизни».

Е. И. Рерих

Основные направления в развитии образования, определённые Концепцией модернизации российского образования, могут быть осуществлены при постоянном совершенствовании творческой педагогической деятельности педагога.

Требования к современному образованию и социальный заказ ставят педагогический коллектив перед необходимостью работать в условиях режима развития. Основным механизмом деятельности в условиях режима развития является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность позволяет перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).

Инновационный потенциал коллектива это способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, а так же своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

Инновационный потенциал педагога, как совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствования педагогическую деятельность, а также наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность, включает в себя следующие основополагающие характеристики педагога, обладающего инновационным потенциалом:

– образованность, интеллектуальная и эмоциональная развитость;

– профессиональная грамотность;

– способность продуктивно анализировать, генерировать новые представления, идеи;

– умение проектировать и моделировать новшества в практической деятельности;

– открытость ко всему новому, основанная на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

– самомотивированность и работоспособность.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять воспитательно-образовательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим, определяющей задачей является готовность педагога к инновациям.

Главная цель инновационной деятельности - это развитие педагога, как творческой личности. Сегодня возрастает потребность общества в педагоге, который готов к отбору, оцениванию, освоению и внедрению инноваций, способных внести в систему дошкольного образования качественные изменения. Поэтому в последнее время стал актуальным вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности.

Инновационная работа в ДОУ - это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированная на овладение педагогами новыми инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

- осознавать смысл и цели образовательной деятельности в контексте

актуальных педагогических проблем;

- зрелая педагогическая позиция;

- умение по-новому формулировать образовательные цели, достигать и

осмысливать их;

- способность выстраивать образовательную программу, учитывающую

индивидуальный подход, образовательные стандарты, новые педагогические

ориентиры;

- соотносить реальности с требованиями личностно-ориентированного

образования коррекция образовательного процесса по критериям

инновационной деятельности;

- способность видеть индивидуальные способности детей;

- умение продуктивно, нестандартно организовывать обучение и

воспитание;

- владеть технологиями, формами и методами инновационного

обучения;

- способность видеть, оценивать и стимулировать формы культурного

самовыражения воспитанников;

- анализировать изменения в образовательной деятельности;

- способность к личностному творческому развитию, рефлексивной

деятельности, осознанию значимости, актуальности инновационных поисков и открытий.

Выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками.

Целевая аудитория проекта: педагогический коллектив ДОУ.

Цель: определение стартового уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов, состояния их готовности к инновационной деятельности, обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств для дальнейшего их внедрения.

Задачи:

1. Выявить актуальный уровень развития личностных, поведенческих и эмоциональных проявлений педагога в профессиональном труде.

2. Изучить уровень развития готовности педагогов к инновационной деятельности.

3. Определить степень развития творческого и профессионального потенциала педагогов, возможные трудности при освоении инновационных технологий.

4. Прогнозировать динамику профессионального роста педагогов.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. - август 2016 г.

Объект исследования: инновационный потенциал педагогического коллектива; инновационное поведение педагогов дошкольного учреждения.

Предмет исследования: модель управленческого содействия инновационному поведению педагогов дошкольного учреждения.

Гипотеза: повышение активности инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения будет успешным при реализации модели управленческого содействия.

Что участие в проекте даст его участникам:

осознание смысла и целей образовательной деятельности в контексте

актуальных педагогических проблем;

способность продуктивно анализировать проблему;

поддержание у педагогов интереса к педагогическому поиску;

способность к личностному творческому развитию, рефлексивной

деятельности, осознанию значимости, актуальности инновационных поисков и открытий;

включение в инновационный процесс весь педагогический коллектив МБДОУ.

Практическая значимость проекта заключается в подборе диагностического материала по проблеме; в изучении уровня развития личностных, поведенческих и эмоциональных проявлений педагога в профессиональном труде; в определение степени развития творческого и профессионального потенциала педагогов, возможных затруднений при освоении инновационных технологий.

Исследования позволят выявить ряд проблем и разработать меры по их устранению. Разработать алгоритм действий для развития инновационного потенциала. Скорректировать контроль за качеством образования в ДОУ. Анализ выявленных проблем научит педагогов в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в типичных ситуациях их профессиональной деятельности, то есть повысит уровень профессионального мастерства педагогов; позволит активизировать их инновационное поведение.

Этапы проекта:

Аналитический этап (сентябрь 2014 г. - январь 2015 г.).

1. Подбор и изучение литературы по теме «Инновационный потенциал педагогического коллектива».

2. Подбор инструментария для изучения уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

3. Создание банка диагностических материалов.

4. Информирование участников проекта.

5. Планирование общего процесса проекта.

Исследовательский этап (февраль 2015 г. - май 2015 г.)

1. Мониторинг педагогического коллектива – исследование потенциала каждого члена педагогического коллектива для последующей разработки плана развития (повышения квалификации) педагогов и учёт индивидуальных результатов при определении потенциала и потребностей всего коллектива.

2. Анализ условий образовательной среды по методике Т. В. Морозовой – выявление спектра условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.

3. Наблюдения за воспитательно- образовательной работой педагогов, беседы с педагогами по данной проблеме.

Контрольный этап: (июнь 2015 г. –август 2016 г.).

1. Анализ результатов мониторинга исследования.

2. Оформление материалов.

3. Подведение итогов исследовательского этапа работы над проектом.

4. Формулирование итогов проекта.

5. Разработка плана мероприятий по улучшению условий для внедрения инновационных технологий, перехода педагогического коллектива в инновационный режим работы.

Возможные риски:

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Следовательно, в силу возникновения отрицательных чувств, существования стереотипов индивидуального и массового сознания, инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями педагога, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит:

1. Склонность к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым и смешным в своих суждениях.

3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее суждение: критиковать человека – значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение.

4. Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем.

Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

5. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие («я-концепция», характеризующееся заниженной самооценкой личности, боязнью открыто высказывать свои идеи.

6. Ригидность («вязкость») мышления, которую можно рассматривать, как свойство использовать приобретенные знания «в их окончательном понимании без возможности разнообразия».

Пути предупреждения негативных последствий:

разъяснительная работа;

добровольное участие;

соблюдение конфиденциальности.

Ожидаемые результаты.

Полученные сведения об инновационном потенциале педагогического коллектива ДОУ:

позволят оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности;

обеспечат основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива ДОУ, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности;

создадут основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности;

обеспечат организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики;

послужат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.

Методические материалы и психолого-педагогические методики:

С целью определения уровня готовности воспитателей к инновационной работе были использованы следующие психолого-педагогические методики:

Полярные профили «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе» (источник Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании»).

Тест на выявление творческого потенциала (по М. В. Зюзько).

Анкета для диагностики психологического климата в коллективе.

Тест «Удовлетворённость работой».

Анкета для выявления способностей педагогов к развитию.

Анкета «Восприимчивость педагога к новому»

Анкета «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств».

Тест «Креативность» (составитель Н. Ф. Вишнякова).

Диагностика уровня «Эмоционального выгорания» (методика В. В. Бойко).

Тест Стилбергагера – Ханина.

Ресурсы.

Проект предполагает использование следующих ресурсов:

организационные (время, место, необходимые для работы);

материально-технические (кабинет для индивидуального и группового исследования, компьютер с выходом в сеть Интернет, принтер);

информационные (свободный доступ в Интернет, возможность использовать базу инновационного опыта АРИПК).

Литература:

1. Арсёнова М. А., Небаронова Н. Б. Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. [Текст] [Электронный ресурс].

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64с.

3. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 200с.

4. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ: планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011.-215с.

5. Урмина И. А., Данилина Т. А. - Инновационная деятельность в ДОУ. Программно-методическое обеспечение. – Линка-Пресс, М., 2009.

6. Белая, К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К. Ю. Белая. – М. : Астрель; АСТ, 2003. – 123 с.

7. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] : анализ, планирование, формы и методы. / К. Ю. Белая. – М,: ТЦ Сфера, 2005. – 101 с.

8. Васильева, Л. И. Управление коллективом воспитателей с разными стратегиями работы [Текст]/Л. И. Васильева// Управление ДОУ. - 2011.- № 8.- с. 60-63

9. Волобуева, Л. М. Подготовка руководящих и педагогических работников в условиях модернизации дошкольного образования [Текст]: Л. М. Волобуева // Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 19-23

10. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ[Текст] / А. А. Майер, Л. Г. Богуславец. – М. : ТЦ Сфера. – 2012. - 126 с.

11. Маркетинг и инновации создают результаты. Реализация маркетингового подхода в управлении инновационной деятельностью в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http: // do.gendocs.ru/docs/index-136837.html

12. Профессиональный стандарт педагога. Проект[Электронный ресурс]. – Режим доступа http: // минобрнауки. рф/документы/3071

13. Самборенко, Л. Ф. Методы управления ДОУ [Текст]/Л. Ф. Самборенко // Управление ДОУ. - 2009.- № 3.- с. 8 -15

14. Чебыкина, Н. А. Основные направления концепции управленческой деятельности заведующего [Текст] /Н. А. Чебыкина, Н. Совгир// Управление ДОУ. - 2009.-№2.- с. 10 -17

15. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. Издательство: Айрис-пресс Год: 2008

Публикации по теме:

Мониторинг состояния здоровья воспитанников ДОУ Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь.

Карта инновационного педагогического опыта. Наименование педагогического опыта «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через региональный компонент.

Конспект занятия для педагогов по сплочению педагогического коллектива «Дружная команда» Цель занятия: знакомство и повышение сплоченности педагогического коллектива. Задачи: Улучшение эмоционального состояния педагогов. Способствовать.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Главным в контексте взаимодействия детского сада с семьей является личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания.

Педагогический совет «Повышение эффективности работы педагогического коллектива в условиях перехода на профстандарт «Педагог» Цель: создание условий для перехода на профессиональный стандарт «Педагог». Задачи: 1. выявление уровня профессиональных компетенций; 2.

Представление инновационного педагогического опыта Инновационный педагогический опыт воспитателя Ледяйкиной Наталии Васильевны на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков.

Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Из личного опыта. Проектная деятельность в ДОУ. Работа с родителями. Воспитатель: Сорокина Л. В. В связи с ведением ФГОС изменились требования к образовательно.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива Цель: развитие внутригруппового взаимодействия в педагогическом коллективе. Задачи: расширение возможностей установления контакта.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Самый дружный коллектив» Цель тренинга : Сплочение педагогического коллектива. Время : 2 часа 1. «Представление» Время : 5 мин. Инструкция : сейчас каждый из Вас.

Тренинг «Сплочение педагогического коллектива в ДОО» Сплочение педагогического коллектива в ДОО[/b] Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Мониторинг инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ»
Опубликовано: 16 апреля 2017 в 19:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Мониторинг инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Качура (УИ 401733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД