МААМ-картинки

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности

Валентина Петровна Порезанова
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

Заместитель директора по ИР

МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево

Саратовской обалсти»

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Учитель экологии МОУ «СОШ № 4

г. Ртищево Саратовской области»

Порезанова Валентина Петровна

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности» размещена в разделах

Специфика работы муниципальной научной лаборатории на базе МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области» соответствует предъявляемым требованиям новых образовательных стандартов.

МНЛ работает по направлениям:

Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС.

Инновационные технологии: проектно-исследовательская деятельность, ТРИЗ, ТРКМ на основе ИКТ как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся и повышения профессионализма педагогов.

• Индивидуальный итоговый проект в рамках реализации ФГОС – основной объект оценки метапредметных результатов обучающихся.

• Взаимодействие с образовательными учреждениями через организацию сетевых проектов

• Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми.

Работая в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, задачей учителя является не только повышение качества знаний обучающихся, но и вооружение ученика такими учебными универсальными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в обществе. А именно этому способствует проектная и исследовательская деятельность, организованная в урочное и внеурочное время.

Все учителя-члены МНЛ прошли курсовую подготовку или посетили семинары по теме «Проектно-исследовательская деятельность» на базе ГАУДПО СОИРО; проводятся обучающие семинары на базе образовательной организации.

«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность.

Целью проектной и исследовательской деятельности является формирование универсальных учебных действий, информационных, психических и инструментально-операционных возможностей, чтобы быть успешным в социальной реальности.

Всякий проект, независимо от типа (на слайде, имеет практически одинаковую структуру (на слайде). Проектная и проектно-исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. При работе над проектом формируются и развиваются УУД обучающихся:

личностные УУД: формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости;

регулятивные УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени;

познавательные УУД; сбор, систематизация, хранение, использование информации.

коммуникативные УУД: умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать,

умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Членами МНЛ было разработано Положение о проведении фестиваля «Начало» для учащихся 2-4-ых классов, и ежегодно данное мероприятие проходит в школе целью поддержки детской инициативы, активизации познавательной деятельности обучающихся, приобретения ими социального опыта, развития и стимулирования творческого интереса обучающихся к гуманитарным, естественно -научным, социально-техническим, информационно-математическим дисциплинам по следующим направлениям: история, биология, «Мир прекрасного», экология, математика, литература, и русский язык, основы православной культуры, технология, «Мой дворик», «Мой город».

В рамках реализации ФГОС проектная деятельность является обязательной для обучающихся средней и старшей школы. Разработанное в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации Основной образовательной программы ООО «Положение о проектной деятельности» (в рамках реализации ФГОС ООО) направлено на организацию работы над индивидуальным итоговым проектом.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности. Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать : 1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; 2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; 3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; 5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта. Оценивание проектной работы происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта руководителем проекта и членами экспертной комиссии.

Работа над проектом начинается в сентябре и длится на протяжении всего учебного года. Презентация и защита проектных работ осуществляется на школьной конференции, которая проводится ежегодно в апреле - мае.

Каждый год наши обучающиеся 2-11-ых классов являются участниками конференций, фестивалей различного уровня, представляя свои исследовательские, творческие, социально-значимые, практико-ориентированные проекты, успешно выступая и занимая призовые места (всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им Вернадского в г. Саратове и г. Москва, межрегиональные Мартыновские Чтения в г. Петровске, региональная научно-практическая конференции школьников «К новым горизонтам науки» в г. Балашове, региональная научно-практическая конференция «Эврика», г. Саратов, Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере». ЛИЕН г. Саратов и др.)

Представляемые проекты создаются в содружестве ученика и учителя, при содействии родителей, социальных партнёров (детский сад «Журавушка», предприятия города, общественная организация «Боевое Братство»).

Наша МНЛ является инициатором и организатором дистанционных сетевых проектов муниципального, регионального и межрегионального уровней, которые способствуют развитию у учащихся всех видов универсальных учебных действий.

Проведены проекты : «Книги –юбиляры», «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие», «Н. А. Некрасов. Я лиру посвятил народу своему», «Дед Мороз; мифы и реальность», «Край родной- ты свет моей души», «Мир как дом. Заповедники России».

Подведены итоги восьмого сетевого проекта «Виват, российское кино», в котором приняли участие …. учебных учреждений РФ: г. Саратов, Саратовская область, г. Тамбов, г. Екатеринбург, Кемеровская область,, г. Анапа, Свердловская область область, г. Рязань, Тульская область.

Надо отметить, что работая над проектом, возникают проблемные вопросы: Какую тему выбрать? Как правильно распланировать проектную деятельность? Как рационально распределить время? Решению этих проблемных вопросов способствует коучинговый подход в организации проектной деятельности.

Какие новые особенности вносит коучинговый подход в проектно-исследовательскую деятельность? Какие инструменты коучинга можно использовать на таких этапах исследовательской и проектной деятельности, как выбор темы и планирование, реализация и защита?

Цель коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности ученик смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого ученика. Посредством процесса коучинга обучающиеся углубляют свои знания.

Основная задача коучинга– помочь ученикам

• перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой;

• поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания;

• способствовать тому, чтобы они могли осознать и максимально использовать свой потенциал, разобраться в своих возможностях и способностях, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности;

• помочь четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

Принципы коучинга

• Все обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.

• В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.

• Фокус в сложных ситуациях не на ПРОБЛЕМУ, а на РЕШЕНИЕ.

• Развитие и обучение с акцентом не на НЕДОСТАТКИ, а на СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ.

• Обучение не на ОШИБКАХ, а на УСПЕХЕ.

• Ориентир не на то, ЧТО БЫЛО, а на то что МОЖЕТ БЫТЬ в будущем.

• Акцент – не на ЗАДАНИЕ и КОНТРОЛЬ, а на ВЫЗОВ и ПОДДЕРЖКУ.

• Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам.

• Легкость, позитив, принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию.

Коуч

• не учит, как делать., а создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности).

• Активно слушает, задает вопросы.

• Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям.

• Держит фокус на результат.

• Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс.

• Дает обратную связь.

Вы видите, что все, что сейчас было озвучено, соответствует основным требованиям ФГОС.

В качестве примера некоторые инструменты учителя-коуча.

1. Выбор темы проекта. Используем Модель Т для четкой конкретизации темы. Т-модель в коучинге условно можно поделить на две системы вопросов: 1. Расширение. Сбор информации. Учениксам предлагает много вариантов тем. 2. Фокусировка. Сначала концентрация на двух-трех темах и в дальнейшем выбор одной темы.

2. Как правильно распланировать проектную деятельность, как рационально распределить время.

Используем Линию времени. Её можно применять на каждом этапе создания проекта. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем. На первоначальном этапе это может быть линия планирования.

1 2 3 4

В коучинге есть четыре главных вопроса – четыре вопроса планирования. Они универсальны для любой ситуации и также могут описывать процесс движения от зарождения мечты и постановки цели до понимания критериев конечного результата. Каждый вопрос направлен на усиление различных этапов движения к цели:

1) отвечая на первый вопрос «Что ты хочешь достичь?», ученик получает видение своей цели и вдохновение для ее достижения;

2) второй вопрос «Как ты можешь этого достигнуть?» позволяет наметить конкретные шаги для осуществления поставленной цели, и ученику открываются конкретные шаги внедрения его планов;

3) размышления над третьим вопросом «Почему это важно для тебя?» отправляют ученика к его ценностям, мотивации, формируют поддержку и приверженность поставленным целям;

4) последний вопрос «Как ты узнаешь, что достиг результата?» уже на этапе планирования открывает ученику конкретные ориентиры, которые покажут ему, что он достиг успеха.

И когда ученик реализует план своих действий, он может точно соотнести полученный результат с планируемым: достиг ли он успеха, завершен ли его проект, и что нужно предпринять, если обозначенные ориентиры не были достигнуты.

Таким образом, эти четыре коучинговых вопроса уже на этапе планирования своей цели позволяют ученику наметить шаги, план действий, выявить, что его поддержит и обозначить показатели успеха. Кроме того перечисленные вопросы соотносятся с четырьмя основными функциями управления. И поскольку проработку каждого вопроса обеспечивают соответствующие коучинговые инструменты, то эти же инструменты могут применяться учителем – руководителем проекта для повышения эффективности своих управленческих функций.

Повышению эффективности планирования и прогнозирования способствуют такие коучинговые техники как: колесо баланса, шкалирование. В результате ученик отвечает на вопросы: «Что он хочет достичь?», «Куда он держит путь?» и осуществляет эффективное целеполагание.

Примечание: шкалу всегда начинаем не с 0, а с 1. Раз ученик начал рассматривать данную тему или вопрос, он уже начал свое "движение" и по определению не может быть на 0.

Шаг 1 Отметь себя на шкале, в решении этой задачи? Что уже есть сейчас?

Шаг 2 А что для тебя будет 10 из 10 в решении этой задачи?

Где ты сейчас на шкале?

Коучинг - это работа на результат. Поэтому фиксация действий очень важна.

Проработке вопроса «Как ученик может это сделать наилучшим образом?» способствуют следующие инструменты коучинга: «Три стула, три шляпы»; «Стратегия У. Диснея»; «Прогулка к мастерству», «Декартовы координаты», «Шкала состояний», «Обратное планирование». Эти инструменты раскрывают творческий потенциал и позволяют рождаться новым, более продуктивным идеям. В итоге приходит четкое понимание и ответы на такие вопросы, как: «Что нужно, чтобы достичь цели?», «Какие действия приведут к успеху и какие ресурсы для этого понадобятся?», «Каковы первые шаги с которых можно начать?».

«Стратегия У. Диснея». Схема работы получалась такая: сначала мечтатели (или визионеры) придумывали идею и отправляли ее реалистам. Те создавали проектную документацию и, в свою очередь, отправляли ее критикам, которые уже искали всевозможные изъяны и причины, почему «это не сработает». Все возражения критиков получали обратно реалисты и отрабатывали их. Также и внутри каждого из нас живут все три эти роли: мечтатель, реалист и критик. Какая-то из них иногда бывает сильнее выражена, поэтому кто-то строит воздушные замки и не двигается дальше, кто-то строит план и двигается по нему, не испытывая никаких эмоций. А уж критиканов, которые во всем видят только недостатки, я думаю, встречал каждый.

Но по-настоящему успешным проект может стать, если все роли работают над одной целью и добросовестно выполняют свои обязанности.

И данное упражнение действительно позволяет «пообщаться» всем трем ролям внутри одного человека. Для того, чтобы эффективно «перемещаться» между ролями, ученик может использовать различные способы. Например, взять три элемента одежды, каждый из которых будет символизировать определенную роль. Надевая этот предмет (например, шляпу) он сразу же будете знать – кто он сейчас. Или вы можете поставить три стула, и у каждого из них будет своя роль. Сидите на стуле реалиста – вы реалист, на стуле мечтателя – мечтатель. Или просто написать названия ролей на бумаге, ставить ручку на название соответствующей роли и «перевоплощаться».

Являясь «автором» своих целей и задач, ученик обретает четкое понимание — каким наиболее эффективным способом он может их достичь. Ученики имея понятный план действий, берут на себя полную ответственность за достижение результатов.

Результатом внедрения коучинга в проектную деятельность является :

Создание доверительных отношений. Положительный эмоциональный настрой в каждом начинании. Инициатива со стороны учеников и преподавателей. Мотивация на достижение результата. Возможность раскрытия потенциала. Выстраивание индивидуальных маршрутов. Достижения. Вовлеченность педагогического коллектива в проектную деятельность. Удовлетворенность жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Дизайн-проектно-исследовательская деятельность. Сюжетная аппликация «Эти странные животные» (коллективная работа)Дизайн-проектно-исследовательская деятельность. Сюжетная аппликация «Эти странные животные» (коллективная работа) Дизайн - проектно - исследовательская деятельность. Сюжетная аппликация "Эти странные животные" (коллективная работа) Участники проекта:.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Мониторинг художественно-творческого развития учащихся на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности Алибаева Анна Валерьевна, преподаватель художественного отделения МБУ ДО "Детская музыкальная школа" с. Месягутово муниципального района.

Проектно-исследовательская деятельность «Как рисуют мальчики, как рисуют девочки» Составила: воспитатель МБДОУ д/с № 42 Канищева Н. А. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек, прежде всего, интересуют.

Мастер-класс для педагогов «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ» Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ. Задачи:.

Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста с водой и песком Проектно-исследовательская деятельности детей раннего возраста с водой и песком, Цель Формирование умения экспериментировать через знакомство.

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду Слайд 1. Мастер-класс «Работа над проектом» Подготовила: воспитатель Кудашева В. В. Образование – это приобретение жизненного опыта. Именно.

Творческая площадка «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ» Цель: Уточнить и расширить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ. Задачи: 1. Повысить профессиональную компетентность.

Выступление «Опыт внедрения проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности с младшими школьниками» Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 12:54
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Петровна Порезанова (УИ 1480410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД